Мошиах и "перевернутые" наклонности
У меня такое впечатление что основная идея мошиаха — это итапха («переворот», превращение). Начиная от известных слов Баал Шем Това, что из цара следует сделать цоар.
Вообще хохма стимаа — ступень Мошиаха — это именно итапха. Когда тьма становится светом, горечь сладостью и т.д.
Главная итапха Мошиаха — когда мертвый становится живым (есть где-то у Ребе такая фраза).
Главный праздник Мошиаха — это Пурим. Венаафох у («и перевернулось оно»).
И Мошиаха, естественно, зовут Мордехай. Последний отредактированный маамар Ребе явно намекает на то, что следующий Наси а-дор (праведник поколения) — это аспект Мордехая.
Йехида — это не только мсирут нефеш. Йехида, скорее, это нечто гиюли (лишенное формы), когда все может перевернуться в один момент
Это ступень Мошиаха.
Седьмое поколение («последнее поколение изгнания») — макиф дэ-хая, Ацилут. Иткафья, кабалат ол
Восьмое поколение («первое поколение избавления») — йехида, пнимиют атик, ми итен таор митаме[1], тшува, итапха.
(Рав этого не говорил. Но это написано под впечатлением слышанного от рава)
***
О чем рав да говорил, это о том, что «перевернутые наклонности», точнее их исправление, связано с Пуримом. Это говорилось на Пуримскую трапезу дома у рава полтора года назад. Получается, что «перевернутые» души (те самые, которые ходят на «парады») — это, как раз самые высокие души. Если эти души вернутся — они приведут Мошиаха.
Если про баалей тшува в общем говорится, что исправление баалей тшува зависит от праведников поколения, то тем более и тем более для «перевернутых» душ
***
«Перевернутые» души — в сущности, это нечто «мессианское».
Но, по-видимому, только Мошиах сумеет их по-настоящему исправить.
Полтора года назад был урок рава на эту тему (на Пурим в прошлом году, я давно собираюсь перевести).
Рав говорит, что в писаниях Ари ясно, что Мордехай был «перевернутой» душой, и также наш праотец Ицхак был «перевернутой» душой (и только во время акеда получил «мужскую» душу, как известно).
«Тикун», исправлением души Ицхака была акеда, как известно.
«Тикун» Мордехая — был мсирут нефеш в действии (при этом он подвергал опасности как самого себя, так и других — есть известный вопрос, имел ли он право не поклоняться Аману и т.д. — по-видимому, в этом состоял «тикун» его души)
Так или иначе, оба они идут на мсирут нефеш.
Можно отсюда понять, что тот, у кого «перевернутая» душа — его тикун это мсирут нефеш на деле, а отнюдь не в том, чтобы, как предлагают некоторые, разрешить то, что запрещено.
Понятно также, что «тикун» таких перевернутых душ зависит только от праведников поколения.
[1] «Кто способен очистить нечистого — лишь Единый»