Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

История первая. О пропавшей царской дочери

О пропавшей царской дочери[1]


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


Cогласился и сказал: «В пути[2] рассказывал сказку, что всякий, кто ее слышал, задумывался[3]». Вот она. Эта история об одном царе[4], как было у него шестеро сыновей и одна дочь[5]. И эта дочь была ему дороже всего и любимей всего[6] и самой большой его отрадой[7]. И вот случилось так в один[8] из дней, что рассердился он на нее[9]. И вырвалось у него[10]: «А чтоб нечистый тебя побрал![11]» И вечером[12] удалилась она в свою комнату, а утром не знали[13], где она. И отец повсюду искал ее и опечалился[14]. Тогда царский наместник[15], самый приближенный к царю, поскольку видел он, что царь очень опечален, попросил, чтоб дали ему слугу[16], коня[17] и денег на расходы[18], и отправился на поиски. Много времени искал[19], покуда не отыскал.



[1] о пропавшей царской дочери (в оригинале Аведат батмелех).

Это одна из самых длинных и легко объяснимых историй раби Нахмана. Однако в комментариях к ней есть мно­го важной информации.

[2] в пути. Раби Нахман обычно ездил из Бреслава в Чехрин, Теркович (или Медведевку), чтобы там провести Шабат-Нахаму, субботу после Тиша бе-Ав. В субботу 5566 года (11 ава — 25 июля 1806 года) в Медведевке он рассказал эту историю. Незадолго до этого, после праздника Шавуот, умер сын раби На­хмана, Шломо Эфраим. Впоследствии раби Нахман сказал, что сын этот мог стать Машиахом (Мессией).

[3] задумывался (о раскаянии). Позже раби Нахман говорил, что каким бы глубоким (в духовном смысле) ни был сон человека, его всегда можно пробу­дить древней историей (Ликутей Моа­ран 60). Это было сказано в Рош ашана (13 сентября 1806 года), когда наша история уже была рассказана, в этом ключ к истории.

[4] царе. О Боге. Он называется ца­рем, потому что создает план развития мира, и все в мире происходит по Его указанию. Это называется Провидени­ем (ашгаха).

На первом этапе этого плана было создано пустое пространство, где Он потом сотворил все миры. В Зоаре говорится об этом: «В начале правле­ния Царя вырезает пустоту в высшем сиянии тьмы светоч» (Зоар, 1:15а, Зоар аракиа; Шефа таль; Ликутей Моа­ран 49).

В Кабале термин «Царь» может от­носиться к любой из трех высших Деся­ти сфирот. кетер (Корона), хохма (Муд­рость) и бина (Понимание) (см. Зоар 1:229 и т.д.). Их могут символизировать три буквы еврейского слова мелех (царь). Они представляют собой три интеллектуальные силы, сотворенные Богом, посредством которых Он управ­ляет миром.

[5] дочь. Идентификация этой дочери — ключ ко всей истории. Как видно из контекста, это сфира малхут (Царство, Правление), женская сила творения. Царь взаимодействует со своими по­данными не тогда, когда находится в палатах, а лишь тогда, когда восседает на троне и реализует свою царскую власть (малхут). Малхут также символи­зирует правительство, через которое народ получает указания царя.

Итак, малхут — способ ощущать при­сутствие Бога. В этом аспекте она так­же известна как Шхина (Божественное присутствие), от корня шахен — «пребы­вание». Она связана с пророчеством: когда человек получает пророческое видение, говорят, что Шхина почиет на нем (Санhедрин 11а).

Ее также называют Общиной Из­раиля (Кнессет Исраэль). Потому что малхут — это коллективная душа Израи­ля, которая позволяет ему взаимодей­ствовать с Богом (Шаарей ора 1, стр. 16а; Ликутей эцот, Рацон 3).

Как упоминалось, Царь — это Разум Бога, который представляют три выс­шие сфирот: кетер, хохма и бина. А женский аспект, через который мы мо­жем воспринять Разум Бога, это малхут, поэтому она называется Царской доче­рью.

Царская дочь — это наша способ­ность понимать, в первую очередь — чудеса и тайны Торы (Зоар 1:114а, 3:248а).

Наше осознание присутствия Бога усиливается молитвой, поэтому Цар­ская дочь также означает молитву, ко­торая тоже — аспект малхут.

Местом, где Божественное присутст­вие и пророчество особенно крепнут и ощущаются, является Земля Израиля. Поэтому Царская дочь также указыва­ет на Святую Землю (Зимрат аарец), которая также является аспектом мал­хут. Еще она связана с душой Машиаха (Биур аликутим, стр. 60).

В одной из самых ранних интерпре­таций этой истории раби Натан утвер­ждает, что Царская дочь — это вера (Алим летруфа 2, 26 нисана 55822). Он написал это прежде Второго Преди­словия. Но именно вера позволяет нам воспринимать Божественное Присутст­вие. Поскольку вера — тоже аспект мал­хут (Тикуней Зоар 5а).

На простом уровне понимания, Цар­ская дочь — супруга или задушевная подруга, которую всякий ищет в жизни. Талмуд учит, что каждый человек ищет то, что он потерял (утраченную полови­ну) (Нида 31б). Поиск мужчиной своей жены параллелен поиску духовной сущ­ности, потому что неженатый человек не обладает духовным совершенством (Зоар 1:181б, 136а, 3:65а).

В более общем плане, Царская дочь — способность человека переживать, ощущать Бога, Божественное начало. Это Шхина (Божественное присутст­вие), кабалисты называют ее сфира малхут.

[6] любимей всего. Как уже упомина­лось, Царь олицетворяет интеллекту­альный план Бога создать мир. Сотво­рив мир, Бог обрел возможность делать добро, так раскрылась Его любовь к миру (Ликутей Моаран 64:1). Орудием этого служит малхут, Царская дочь. Благодаря этой дочери исполняется за­мысел Царя, поэтому она особенно Ему близка, и Он любит ее больше чем кого бы то ни было (Пардес римоним 18:3; Биур аликутим 60:84).

[7] и самой большой его отрадой. То есть, он проводил с ней больше всего времени. Или «играл с ней». Это игра Бога с Торой до творения (Мишлей 8:30). Согласно Мидрашу Бог провел две тысячи лет до творения, играя с Торой и наслаждаясь ею (Брейшит ра­ба). Сточки зрения Кабалы, речь идет о силах творения, которые проходят че­рез сфирот хохма и бина (Аводат ако- деш). В кабалистической терминологии: свет Царя входит в сосуды, которые обладают аспектом малхут. Как мы мог­ли увидеть, малхут, Царская дочь олицетворяет собой способность вме­щать и удерживать вышний свет.

[8] один. В начале первого дня творе­ния все шесть мужских аспектов были готовы сотворить мир. Каждый из них получил выражение в первый день, по­тому что в первый день было сотворено все (Мидраш).

[9] рассердился он на нее. Это концеп­ция цимцум (сокращения), когда Бог со­кратил Свою силу (Биур аликутим 60:17). Говоря языком Кабалы, Бог от- вел часть силы от сосудов (малхут), и они не могли удерживать Его свет. И когда в них вошел светтворения, они не выдержали его мощи и рассыпались на куски (Эц хаим, Шаар мате вело мате, гл. 2, конец).

Талмуд учит: когда человек сердится, «если он мудр, его мудрость покидает его» (Псахим 66б). Благодаря гневу со­суды как бы лишаются ментальной силы хохмы.

Гнев мог возникнуть потому, что Бог предвидел дела грешников. И Он скрыл свет творения и создал физиче­ский свет (Раши, Мидраш). Итак, хотя творческая сила Бога называется све­том, первоначально мир находился во тьме (Брейшит 1:2).

[10] вырвалось у него. Цель разбива­ния сосудов — свобода воли. Если нет зла, то нет и выбора между добром и злом.

Но если свобода воли существует, Бог должен скрыть и ограничить Свое знание будущего. Иначе мы окажемся в плену у парадокса, когда одновремен­но существует и свобода воли, и Боже­ственное предвидение будущего. Итак, появление свободы воли и разбиение сосудов указывают также на то, что Бог скрывает Свое знание от мира. Поэто­му первое речение Бога породило сфе­ру зла (Биур аликутим 60:76).

[11] чтоб нечистый тебя побрал!. Это как разбивание сосудов (швират акелим), когда разбитые сосуды (малхут) попадают во власть злых сил (клипот (см. второе предисловие раби Натана). Это значит, что мир потерял способ­ность полноценно воспринимать Бога.

Недостаток такого восприятия сим­волизируется тьмой в начале творения (Брейшит 1:2). И Раши указывает, что имя Бога не имеет никакого отношения ко тьме, поэтому Тора говорит: «Тьму Он (и не сказано: «Бог») назвал ночью» (Брейшит 1:5).

Важно, что здесь использовано вы­ражение «нечистый» (нехороший). Де­сять речений, которые сотворили мир, представляют Десять сфирот. А один­надцатое речение творения начинает­ся со слов «не хорошо» — «Не хорошо человеку быть одному» (Брейшит 2:18). Оно указывает на область клипот, на­ходящихся под Десятью сфирот (Шиур кома 55).

Первоначальные сосуды состояли из нижних сфирот, соответствующих дням недели (вместе с даат). Поскольку со­суд, связанный с женским началом (малхут), был разбит, должен быть по­врежден и женский аспект каждого дня. Так и произошло: тьма и ночь — женский аспект первого дня, и Бог не соединит с ним Свое имя (Раши). На второй день были отделены нижние воды. На третий, плод (женский аспект) не распростра­нил свой вкус на все дерево. На четвер­тый день Бог уменьшил луну, которая тоже представляет собой малхут(Хулин 60б; Римзей маасиет). На пятый день был убита самка ливьятана (чудесного животного). И, наконец, в шестой день, Ева первая согрешила.

Изгнание малхут в сферу зла выра­зилось впоследствии в изгнании Шхины при разрушении Храма (р. Розен- фельд). А также в захвате Святой Земли другими народами.

Женское начало попало в плен сфе­ры зла, что сказалось на судьбе жен патриархов, которых отбирали цари филистимлян. Так было с Сарой (Брей­шит 12) и Ривкой (Брейшит 26) (Римзей маасиет, Ашматот). Также и царь Да- вид, олицетворяющий царственность (малхут), происходит от кровосмеше­ния, поскольку его прабабушка Рут — моавитянка, родоначальник ее народа Моав рожден от связи Лота со своей дочерью (Брейшит 19). Мидраш поэто­му говорит: «Где Бог нашел Давида? В Содоме» (Брейшит раба 41:14, 50:10; Евамот77а).

[12] вечером (ночью). Ночь — время, когда обретают власть силы зла. Раз­биение сосудов произошло в начале творения, когда господствовала изна­чальная тьма.

[13] не знали. Во время творения мал­хут оставила мир Ацилут (близости к Богу), вселенную сфирот, и вошла в Брия (мир творения), вселенную Трона (см. Ехезкель 1:26). Но это также сфера клипот (см. Шаар акаванот, Друшей алайла 4, стр. 352; При эц хаим, Тикун хацот 1).

[14] опечалился. «Лишь на миг Я оста­вил тебя, но с безмерной жалостью сострадаю тебе» (Ешаяу 54:7). И еще Бог сказал: «Принеси за Меня искупи­тельную жертву, ибо Я уменьшил луну» (Хулин 60б). И Талмуд учит, что Бог сказал: «Я вместе с ним в беде» (Теилим 91:15). Он оплакивает разрушение Храма (Брахот 59а) и плачет из-за из­гнания (р. Розенфельд, заметки и ау­диозаписи, см. Шиур кома).

Суть в том, что Бог создал мир, чтобы делать добро. Но для того, чтобы наде­лить мир свободой выбора, Ему при­шлось сотворить зло. И более того, предельно усилить испытания, чтобы умножить награду (Авот 5:24). Это при­вело ктому, что одни получают великую награду, а многие другие терпят пора­жение. Божественный замысел не реа­лизуется через этих людей, и Царь печалится. Поэтому написано: «И пожа­лел Бог, что сотворил человека на зем­ле, и горевал Он в Своем сердце» (Брейшит 6:6).

[15] царский наместник. Шени лемелех — «второй в царстве» или премьер- министр. Его идентификация очень важ­на, потому что он — второй по значе­нию герой этой истории.

Коротко говоря, этот наместник оли­цетворяет собой Израиль в целом, точ­нее — души Израиля. Израиль — наме­стник Бога на земле, потому что на него возложена задача направлять мир и вести его к конечной цели. И в этом смысле слово шени (второй) можно рассматривать как аббревиатуру слов шореш нишмат исраэль («корень душ Израиля»). Под наместником также подразумевается каждый еврей, ищу­щий Царскую дочь, то есть пытающийся обрести Бога.

В частности, наместник представля­ет собой праведника, цадика в каждом поколении. В истории, как мы увидим, он принимает образ Адама и Ноаха.

Тора говорит об Иосифе как о «вто­ром после царя» (Брейшит 41:43). Ио­сиф воплощает в себе идею цадика (Зоар 3:26а, 101а, 236а). Он связан со сфирой есод (Основание), как написа­но: «Цадик — основа мира» (Мишлей 10:25). Есод же связан с идеей проник­новения вовнутрь, поэтому наместник способен проникнуть в обитель зла, чтобы освободить Царскую дочь.

Это похоже на историю об Иосифе. Тот проник в скверну Египта, чтобы стать цадиком (отказавшись от близо­сти с женой Потифара, Брейшит39:8) и «вторым после царя». Став цадиком, он затем становится вторым после царя.

Как шестая сфира Иосиф символизирует шестой день творения, когда был сотворен человек. И наместник может символизировать все человече­ство в целом, или же Израиль — сердце человечества.

В Кабале Рахель (мать Иосифа) очень часто идентифицируется со Шхиной. Она тоже была в изгнании, рож­денная в доме грешника Лавана. А Яаков, цадик своего времени, пришел освободить ее из обители зла.

[16] слугу. Это душа (Римзей маасиет). Она оставалась на втором плане до того, как наместник пошел искать золо­тую гору. Но из контекста также можно понять, что слуга олицетворяет собой логику.

[17] коня.Тело (Ликутей Моаран 12:34; Тикуней Зоар 70:134а). Конь остался снаружи у первого замка.

[18] денег на расходы. Это мирские блага. На золотой горе они ни к чему. Позже наместник получит «горшок» (кошелек), который позволит ему брать оттуда любые деньги, какие захочет. Деньги нужны на осуществление важ­ных целей, добрых дел.

[19] искал. Приступить к поискам Цар­ской дочери — уже великое дело. Силы зла пытаются уверить нас, что попытки обрести Бога — просто заблуждение (Римзей маасиет).