Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Восхождение

Подборка статей и хасидских комментариев на недельные главы Торы из всем нам хорошо известного и любимого еженедельника «Восхождение» под редакцией А.Фейгина

На мой взгляд, это «меат махзик меруба», несмотря на небольшой объем (всего четыре страницы А4), эти комментарии схватывают суть.

Для удобства читателей мы разбили их по темам:
"Если верить статистике, евреи составляют менее одного процента населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышана о евреях лишь изредка, чтобы им было посвящено менее одного процента новостей. Однако в действительности все наоборот — мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности…"
Надо понять, что Тора — не лубок, а закон жизни. Если Яаков в отличие от нас с вами никогда не ошибался бы, если бы не был, как мы, плотью и кровью, нам нечему было бы у него научиться, нам было бы ни к чему читать из года в год историю его жизни. Тора — это книга о нас с вами. Страх Яакова, его фигура, склоненная в низком поклоне — это наш страх и наша слабость.
Менора, зажженная с помощью чистого, освященного масла, служила явным символом увековечивания еврейской традиции, ее свет посылал эту весть из Храма каждому еврею, где бы он ни находился.
Борьба иудеев с эллинистами формы и идет с переменным успехом. Каждое событие в нашем прошлом и настоящем — эпизод в этой борьбе. Выбирая школу для детей, участвуя в выборах, покупая книги мы неизбежно делаем выбор между эллинизмом и иудаизмом; Если не забудем об этом — победа будет за нами.
Но, может быть, вы не хотите жить в стране без будущего, не хотите, чтобы политики вели себя как безответственные экспериментаторы в лаборатории, где вы выступаете в роли подопытных мышей?..
В стране КакБудто все не так, все по другому. Молочные реки в кисельных берегах как будто истекают из Мертвого моря. Из трущоб сектора Газа палят по соседним поселениям минометы, заряженные красными петушками-леденцами, небритый сосед с головой, замотанной в тряпку протягивает очкастому интеллигенту из Тель-Авива мохнатую лапку дружбы.
Девятый месяц еврейского календаря, начинающийся в эти дни, носит название кислев, происходящее, очевидно, от слова кисло («вера», «упование») в книге Ийова (8:14). Учителя кабалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной.

Месяц кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.
Хануку называют хаг гаурим — «праздник света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.

…«Когда был сотворен мир, свет был таков, что мир можно было видеть от одного края вселенной до другого. Увидел Всевышний, благословен Он, что свет слишком ярок, и сокрыл его».
Последний день праздника обычно называют зот — Ханука («это -Ханука»). Тому есть причина: фрагмент из Торы, который читают в этот день, начинается словами «это — освящение жертвенника…»

Но не может быть, чтобы у этого необычного названия дня не было и символического объяснения. Видимо, в последнем дне праздника заключена в особой полноте вся его суть. Именно на этот день наша традиция (а «традиция Израиля — тоже Тора») указывает и говорит: «Это — Ханука!»
Беседа Любавичского ребе, осень 1981 г. Перевод – Э. Ховкин.
Произошло ужасное событие: правительство Израиля отдала нашим врагам еще одну часть Святой земли, не получив взамен ничего, кроме слов: «этого не достаточно…» До сих пор наши враги помалкивали. Теперь они в открытую твердят: «это только начало, это только подготовка к передаче в наши руки всех территорий, которые мы захотим забрать…» В их список включен и Иерусалим, наш святой город. Мне больно и тяжело говорить об их дальнейших планах… Но еще страшнее то, что среди евреев есть такие, которые уже поняли, что аппетитам врага нет конца, но они продолжают обманывать других, утверждая: еще немного и все будет в порядке, наконец наступит мир…
Оптимисты говорят, что у порога война. Реалисты, жители поселений и некоторых районов Иерусалима знают что она уже давно идет. Говорят, что для танго нужны двое, для войны тоже нужны две стороны Но в этой странной войне мы не участвуем. пассивно принимаем удары хороним близких и утираемся. Слабость наша очевидна и она привлекает новые новые удары.
РЕБЕ ПРЕДОСТЕРЕГАЛ Выдержки из беседы Любавичского ребе с Моте Кацавом, 1992.
Последнее время до меня доходят странные и пугающие слухи о решении правительства Израиля отдать некоторые части территории страны. Сейчас пока говорят о программе на 5 лет, на– зываемой «автономия». Но на самом деле совершенно неважно, как это называют и чем объясняют, поскольку подобные разговоры и идеи подпадают под категорический запрет Торы «Не позволяй им жить у себя» (Дварим, 7. 2). Это означает, что запрещено передавать какие бы то ни было части Земли Израиля народам мира. А эти разговоры в конце концов приведут к реальной отдаче частей территории Израиля. Да и сами по себе подобные разговоры – это отрицание Вс-вышнего, Торы, Земли Израиля и её святости.
Не люблю открытые письма, этот жанр невольно ассоциируется со стукачеством, склочностью и демагогией. Да и не читают левые наш еженедельник. Потому прошу нижеследующее за открытое письмо не считать. Просто несколько слов нашим братьям, израильским левым. Слова, которые сказал бы им в лицо, да не выпал случай. Горячим читателям, готовым уже спорить («Какие они нам братья?!»), замечу: есть среди сотен тысяч левых несколько циничных, холодных и безнадежных врагов. Но и они – братья наши, а уж тем более наивные миролюбцы и самопальные либералы.
Что такое «крапленые карты», знают все. А вот о крапленых словах не все слышали. В Торе есть несколько мест, в которых определенные буквы помечены сверху точкой. О таких местах говорят, что сама Тора требует: истолкуй меня!Так вот, в недельной главе есть целое крапленое слово: над ваишакегу («и целовал»). Недаром это слово «помечено»: Талмуд приводит слова раби Яная: не поцеловать, а укусить хотел Эсав Яакова, но камнем стала шея Яакова, и сломались зубы Эсава, и заплакали оба: один – о шее, другой о зубах.
«Тьму не разгоняют палкой, немного света – и великая тьма расточится».

С Ханукой связана определенная историографическая путаница: то ли победу на поле боя празднуем, то ли освящение Храма.
Среди бреда, которым нас кормят с удивительной настойчивостью и навязчивостью средств массовой информации Израиля, особенно фрустрирует следующее:

«О чем спор?! Всем известно, что в конце концов нам придется вести переговоры и заключить мир. Ведь всякая война кончается миром. Так не лучше ли вести переговоры уже сейчас, под огнем?»
Добрыми намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Хотят люди мира, ну что тут плохого, я вас спрашиваю?

Ребе говорил: «Когда в Египте наступили семь голодных лет, рассказывает Мидраш, Йосеф отказался открыть склады хлеба для всех желающих.
Перед каждыми выборами складывается щекотливая ситуация. С одной стороны, почти всегда ясно, за кого из кандидатов будут голосовать евреи, для которых их принадлежность к народу Израиля -не пустой звук. Мне кажется, так можно определить наших читателей -не все они (а может быть, только меньшинство из них) относят себя к религиозному еврейству. Но все они чувствуют глубокую эмоциональную связь с еврейством,– иначе, что они ищут в листке, целиком посвященном еврейской традиции?
Они отдали бы Иерусалим арабам, даже если бы те его не хотели. Ведь все еврейское им просто-напросто опротивело. Вот что пишет об этом типе людей р. Адин Штейнзальц:

«Как это ни парадоксально, у антисемитизма и юдофильства есть много общего. И то, и другое – полярные проявления одного и того же иррационального восприятия евреев ("от любви до ненависти").
«Жить в ногу со временем»,– велел Старый ребе своим хасидам и всему Израилю. Неосведомленному может послышаться в этих словах призыв к реформе, но Реббе имел в виду иное: ответ на все актуальные вопросы еврей может и должен найти в «синхронном» тексте Торы – в недельной главе. Читая нынешнюю главу, следует относиться к ней с двойным вниманием: ведь рассказ о прошлом избавлении учит нас пониманию Избавления грядущего.
Сентябрь 5, 1968

Бруклин, Нью-Йорк

Генералу Ариэлю. Шарону

Приветствие и благословение.

Я полностью согласен с Вами в отношении освобожденных территорий. К сожалению, не могу разделить Вашего оптимизма: вы полагаете, что общественное давление на правительство может привести к изменению в его политике. По моим сведениям – из источников, которые не подводили меня до сих пор – позиция этих кругов игнорирует настроения народа.
Когда евреи, выйдя из Египта, дошли до Красного Моря (а сзади их настигал фараон со своим войском), сказал им Моше: «Не бойтесь! Станьте и смотрите, как Б-г поможет вам сегодня, ибо как видите вы Египет сегодня, не увидите его больше вовеки. Б-г будет сражаться за вас, а вы молчите».
«А, десять заповедей, ну конечно! Я сам нерелигиозный, но верю, что что-то там есть. И десять заповедей, конечно, соблюдаю. Я ведь порядочный человек! Все интеллигентные люди соблюдают десять заповедей!»,– не знаю, как вы, а я слышу подобные монологи примерно семь раз в неделю повсеместно от Беер-Шевы до Пятигорска. Главным образом, действительно, от интеллигентных людей. Простой человек не постеснялся бы признаться, что он десять заповедей не знает. Интеллигентные тоже не знают, но сказать стесняются, а книгу полистать лень. Тем более, для чего?! Ежу понятно, что «десять библейских заповедей – основа европейской цивилизации». А мы, что не европейцы, я вас спрашиваю?
Р. Давид Купер в книге «G-d is a verb» рассказывает такую историю от имени р. Нахмана из Бреслева:

Жил-был на Украине йишувник (хуторянин) Моше по кличке Симха (на лице его всегда была улыбка). Он был весел не потому, что жизнь его баловала: труд крестьянина тяжел и неблагодарен. Но Моше думал так: выбрать другую жизнь он не может. Но он может выбрать отношение к жизни: можно ворчать, можно радоваться. Он выбрал оптимизм.
Не случайно нас с масонами путают, с вольными каменщиками, строителями. Мы все, евреи – и публицисты, и врачи и даже портные – по национальной миссии своей являемся строителями.

Строителями Иерусалимского Храма и строителями Вселенского Храма, ведь именно на нас возложена великая задача: превратить низший из миров в жилище Вс-вышнего.
Все-то вам хиханьки да хаханьки, никакой серьезности, особенно в Пурим! «А с чего еврею радоваться!? Не иначе, как замыслили»,– (так написано в одном знаменитом старинном доносе).
Моше и Аарон – в Торе они все время вместе, иерархия вполне ясна и установлена свыше.

Моше – единственный из смертных, говоривший со Вс-вышним лицом к лицу.

Аарон – уста его, посредник, помогающий Моше справиться с косноязычием, говорящий вместо брата.

Но высокая миссия, возложенная на Аарона и его потомков — вечное священство, заставляет нас задуматься над непростым вопросом: почему не Моше и его род избраны служить Вс-вышнему в Святилище?
Иудаизм всегда оперировал четырьмя измерениями, три пространственные координаты и однонаправленная ось времени воспринимались нашими мудрецами как единая система отсчета.

Именно такое четырехмерное восприятие мира и сделало возможным удивительный, уникально-еврейский ответ на один из парадоксов в отношениях человек — Б-г: кажущееся противоречие между свободой выбора и предопределением. Как можно говорить о свободе выбора, дарованной человеку, если Вс-вышний знает заранее, какой выбор мы сделаем в каждом конкретном случае? Среди множества известных попыток ответить на этот вопрос, еврейский ответ поражает простотой. Понятие времени не имеет ко Вс-вышнему никакого отношения, как не придет нам в голову спросить — «где Он?», не правомочен и вопрос «когда» по отношению к Нему. Итак, ошибка в постановке задачи («Как можно говорить о свободе выбора, если Вс-вышний знает заранее…?») заключена в слове «заранее», неприменимом ко Вс-вышнему. Это мы, ограниченные в пространстве и времени, можем быть локализованы в их. Это нас можно «датировать» и описать координатами. А для Него и «везде» и «всегда» лишь малые подмножества известного.
С этой главы по традиции начинали изучение Торы многие поколения евреев. Слово «ваикра» («и воззвал») было для миллионов еврейских мальчиков первым сознательно прочитанным словом.

Много лет назад, в «подполье», преподавая иудаизм, мы пробовали начинать преподавание Торы взрослым с этого же текста. Продолжая традицию, так сказать. Результаты были крайне плачевными: люди приходили в ужас от текстов о жертвоприношениях.
«В каждом поколении человек должен видеть себя, как будто он сам вышел из Египта», – перевод несколько корявый, но точный. Можно попытаться подредактировать это по правилам русской грам матики и стилистики, например так: «Каждый, в любом поколений, должен относиться к событиям Исхода из Египта так, словно они произошли с ним самим». Исправили неуклюжий (только в русском переводе) оборот «видеть себя», но потеряли при этом важный акцент: не события древности человек должен воспринимать как актуальные и лично его касающиеся, а себя видеть в этих событиях».
Последний, седьмой день Песаха или, как говорят израильтяне, второй праздник, кроме «календарного» значения имеет и историческую подоплеку: в этот день наши пра-пра-прадеды переходили Красное море. Да-да, яко посуху.

«И фараон приблизился, и подняли сыны Израиля глаза свои, и очень устрашились, и возопили к Богу. И сказали они Моше: «Разве мало могил в Египте, что взял ты нас умирать в пустыне? Что же это сделал ты нам, выведя нас из Египта?..» И сказал Моше народу: «Не бойтесь, стойте и увидите спасение Б-жье, которое Он вам сотворит ныне, ибо Египет, который вы ныне видите, не увидите более вовеки». И сказал Б-г Моше: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы шли вперед».
Так говорится в недельной главе «Шмини»:

«Вот учение о скоте, и птице, и всяком живом существе, передвигающемся в воде, и всяком живом существе, ползающем по земле. Чтобы различать между нечистым и чистым, между животным, которое можно есть, и животным, которого есть нельзя».

Как там у классиков? «Нет, вы поезжайте в Черноморск и спросите!» А вы, уважаемый читатель, идите к океанологам к ихтиологам, к рыболовам и спросите…
«Святы будьте, ибо свят Я, Г-сподь, Б-г ваш». А рядом – еще одна заповедь, та самая, которую многие по незнанию приписывают другой религии, да не будет помянута рядом с нашей Торой: «Не мсти и не злопамятствуй…, люби ближнего твоего как самого себя». Мудрецы считали эти слова «великим правилом Торы».
В рамках фестиваля Израиля будут играть Вагнера. До сих пор в Израиле его произведения не исполнялись: тем, кто потерял близких в нацистских лагеря, тем, кто чудом выжил в земном аду эта музыка напоминала о том, что хотелось бы забыть навсегда. И нацистские съезды с ревущими стадионами, и селекции на плацу: господа офицеры любили оптимистические марши, а особенно трогала их мужественные арийские сердца увертюра к опере «Лоэнгрин».
Один из лучших учителей хасидизма в прошлом поколении, р. Шмуэль Левитин говорил, что не на всякий вопрос есть ответ, а на те вопросы, на которые можно ответить есть не менее двух правильных ответов.

Один – ответ в привычном смысле слов – рассеивает недоумение, выраженное вопросом.

Другой – ультимативный, абсолютный ответ – делает сам вопрос излишним, указывая на неправильную посылку или абсурд в самом вопросе.
Две важнейшие добродетели человека верующего – любовь ко Вс-вышнему и страх перед Ним. Если первое чувство лишь прибавляет нам душевного комфорта, то второе вызывает некоторую неловкость.

Мы выросли на культе бесстрашия, а вот Танах неожиданно обрушивает на нас иную систему ценностей: «Счастлив тот, кто боится всегда».
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше, так: «…если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром… от вина и хмельного должен воздерживаться… бритва да не коснется головы его…и не должен он подходить к умершему… во все дни обета его свят он…»»
Здесь была статья о «втором Песахе», о том, что странный полупраздник говорит нам с пергамента Торы: «Никогда не думай: все пропало, не отчаивайся».

Но эту статью я стер с диска компьютера. Не потому, что урок «второго Песаха» неправильны и неактуальны. Наоборот, именно сейчас народу Израиля нужно вернуть надежду. Почему же в последние минуты перед отправкой листов в печать я решил написать другую статью?
Моше посылает разведчиков:

«…осмотрите страну, какова она и каков народ, живущий в ней: силен он или слаб, малочислен или многочислен. И какова земля: хороша она или плоха, и в каких городах живет он, в открытых или укрепленных».
А за что, собственно?! Еще вчера Корах (известный в русских переводах как Корей) обращается к Моше и Аарону со словами, суть которых состоит в следующем: почему вы считаете, что у вас есть монополия на правильное понимание и толкование Торы? Все мы были на Синае, все вместе получили Тору, отчего же вы поставили себя над общиной Всевышнего?
Есть в Танахе такая история (она читается в синагогах в эти дни):

"…А Ифтах был сыном князя Гилада, и был Ифтах человеком храбрым, и собрались к нему люди мужественные. И вот однажды стали нападать на евреев аммонитяне и пришли старейшины Гилада и сказали Ифтаху: "Иди и будь нам вождем, и сразимся с аммонитянами…"
Говоря современным языком, Балак объявил Израилю войну, но воевать решил неконвенциональными методами: нашлю-ка я на них экстрасенса.

А экстрасенс Билъам, в отличие от его нынешних коллег, оказался человеком серьезным и подлинным пророком (это, разумеется, не мешало ему быть злодеем каких мало).Трижды пытался он по заказу Балака проклясть Израиль и трижды благословил его: "Вот народ, как лев восстанет…"

Это — одно из немногих мест в Торе, прямо говорящих о далеком будущем, о конце истории, об эпохе Машиаха.
В течение трех траурных недель народ снова загнан в теснины "бейн амецарим". Иерусалимские развалины, как древние письмена, ждут своего истолкования. Велик соблазн свести нашу трагедию к приключенческому сюжету: грохот колес по камню, бряцание мечей… Эллины, римляне, вавилоняне -кого винить в нашей беде?..
В жаркие дни начала ава из года в год израильская пресса с завидным (и достойным лучшего применения) постоянством поднимает вопрос: ну как можно всерьез скорбить о разрушенном Храме, кому нужен пост девятого ава?!
Как вы сказали?! У вас нету времени, молодой человек? У еврея может не быть денег, может не быть здоровья, но время у него всегда есть. У нас столько прошлого и так много будущего, что грех жаловаться.
А. И. Иоффе
Аппологетика выдумана не нами и не сегодня. Во все времена люди пытались найти доказательства истинности своей веры за ее пределами: через науку, историю, эстетику.
Эренбург подметил интересную деталь: люди, которые готовы идти против всего мира, плюют на всех и вся, в то же время очень гордятся тем, что проезжий купец из Америки высоко оценил российский балет.
Каждый год, в течение нескольких недель до и после Хануки мы читаем снова и снова главы Торы, посвященные истории Йосефа и его братьев. Десятки писателей, художников и композиторов обыгрывали эту тему в своих произведениях. Нет, кажется, в мире культуры, в которую не вошел бы рассказ о братьях, продавших младшего в рабство, о том, как из раба он превратился в правителя, о том, как, вместо того, чтобы отомстить, спас своих мучителей от смерти.
Вторая книга Торы, которую мы начинаем читать на этой неделе, называется по-еврейски Шемот -«Имена». На других языках ее называют «Исход».
Недельная глава называется «Бэшалах» («когда отпустил фараон…») и речь в ней идет о первых мгновениях свободы: миллионы рабов обретают свободу и пускаются в долгий путь. Они еще не знают, куда ведет их Моше и сколько времени и сил возьмет дорога. Мы, читатели, знаем -ведь к этому тексту мы возвращаемся из года в год.
Принято жаловаться на строгости Торы: она велит соблюдать субботу, кашрут, повелевает…, запрещает… У каждого готов пример «трудного» закона. Но, странное дело, никто не жалуется на общее требование иудаизма, парадоксальное на первый взгляд.
В недельной главе «Трума» мы сталкиваемся с заповедью, которая привела в недоумение самого Моше, нашего учителя.
Демонстрация «демократических сил» под лозунгом «Мы вас заставим свободу любить!» оставила в нервном воздухе Иерусалима несколько вопросов без ответа
А тут, во время дружественного неофициального визита к родителям, увидел я прелюбопытнейшую статью. Не утомляя читателей излишним цитированием, приведу только представительную выборку: «Пора проснуться!… Какой моралью руководствуются наши ортодоксы?! Это не еврейская мораль! Они стремятся занять в государственных структурах оптимальные позиции для выкачивания денег. Израильтяне… против того, чтобы эти люди шантажировали правительство и тащили народ Книги в средневековье».
Психологи говорят, и нет оснований сомневаться в их словах, что нет худшей ловушки для человека, чем отсутствие самоидентификации, самосознания. То есть, живет себе человек и не знает, кто он. У некоторых это незнание частично (человек без национальности, без вероисповедания или без имени).
Читая недельную главу, трудно отделаться от ощущения, что переводить слово «цараат» как «проказа» – вряд ли верно. Мы сохранили принятую терминологию в переводе (на обороте этой страницы), но о какой «проказе» идет речь? И судя по описанным симптомам, и судя по методам лечения – это отнюдь не lepra. Намек на особую природу этой таинственной болезни можно найти в ее еврейском названии которое можно перевести и как «злословие».
В Израиле конца XX века, кажется, нету согласия ни в чем. Каждый тянет в свою сторону, консенсус скончался. Особенно ярко это видно во всем, что касается, религии или, как модно сейчас это формулировать, «войны культур». И только в одном нерелигиозный израильтянин единодушен со своим религиозным соотечественником. Обрезание своим мальчикам делают все.
Время между Песах и Шавуот, семь недель отсчета Омера,– особое время.

Своеобразный коридор, инкубационный период, в который толпа рабов становится свободным народом. И сама жизнь в эти дни (в пустыне, в том самом поколении) словно была между небом и землей
Путь из рабства к Синаю почти завершен. Еще немного, одна неделя, и небо пронзят молнии, гора задрожит от звуков шофара.

Звуки обретут форму и цвет, а видения станут слышимыми. Человечество встретится с Творцом и услышит (и увидит) Его голос. Один раз, всего один раз в истории человечества приоткрылась завеса между человеком, ограниченным и смертным, и Вс-вышним, Безграничным и Вневременным.
В праздник Шавуот по традиции во всех синагогах мира прочтут текст «десяти заповедей»,– может быть, самого знаменитого текста в истории человечества. Впрочем, только ничтожная часть тех кто слышал о десяти заповедях (или даже присягает на верность им) может припомнить больше пяти из них, да и то в общих чертах.
По-русски говорят (грубо, но так выразительно!): «Отделить мух от котлет». Принцип разделения так важен в иудаизме, что мне кажется порой, что и русское высказывание о мухах и котлетах родилось в еврейской голове.
«Сказал раби Ицхак: «Надо бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас – глава месяцев» [Шемот], который является первой заповедью, данной Израилю. Почему же Тора начинается с рассказа о сотворения мира?! Потому что «творения Своего явил Он народу Своему, чтобы дать им удел племен» [Теилим]. Когда скажут народы мира Израилю: «Захватчики вы, отнявшие земли семи народов», то сыны Израиля скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Бывают неожиданности и в степенном повествовании Торы. Рассказывая о строительстве мобильного святилища – прообраза будущего Храма – Тора неожиданно «сбивается на постороннюю тему» и устанавливает заповедь о соблюдении субботы.
Недельная глава начинается описанием одежд, которые следует сделать для первосвященника. Золотые и голубые нити, колокольчики, шарики из ниток, передник, надетый «наоборот», золотая пластина, драгоценные камни с выгравированными на них буквами. Все это, наверное, было очень красиво. Но к чему все это? Не все ли равно Вс-вышнему, в чем придет к нему Агарон?!
«И увидел народ, что все еще нет Моше, которому пора спуститься с горы, и окружил народ Агарона, и потребовал: «Встань, сделай нам божество, которое пойдет перед нами! потому что этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, пропал и не знаем мы, что с ним».
Мы знаем, что в Торе каждое слово на месте, каждое слово важно. Но иногда кажется, что текст перегружен повторениями: например, в нынешней недельной главе то и дело повторяются слова «как повелел Вс-вышний. Не излишество ли?
«Может быть, можно переменить бред? – трусливо спрашивал Берлага. – Что, если я буду Эмиль Золя или Магомет?

— Поздно, – сказал Кай Юлий. – В истории болезни уже записано, что вы вице-король, а сумасшедший не может менять свои мании, как носки.»
Мы склонны думать, что монотеизм был изобретением Авраама, тем новшеством, которое евреи принесли языческому человечеству. Но вот что интересно: история человека начинается Адамом, знавшим Единого Творца, после потопа род человеческий начинается с семьи Ноаха, знавшего единого Б-га. Стало быть, изначально человечество знало Единого Творца и верило только в него. Откуда же пошло дробление вер и вера в множество богов? Вот что пишет Рамбам в кодексе «Мишне Тора»:
Тора разделена на пятьдесят четыре раздела так, что, читая их в синагогах по субботам, мы успеваем завершить за год чтение всего текста. Каждый из выпусков нашего еженедельника посвящен соответствующему разделу Горы. Разумеется, прочесть это краткое изложение содержания раздела недостаточно. Изучая Тору, обращайтесь к ее авторитетным еврейским переводам на русский язык («Мосад а-рав Кук», Ф. Гурфинкель. «Шамир»).
И Б-г говорил Моше в пустыне Синай, в Шатре Откровения
И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Повели сынам Израиля, чтобы выслали они из стана всякого прокаженного, и всякого, чья плоть истекает слизью, и всякого, осквернившегося мертвым. Как мужчин, так и женщин вышлите; за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станы их, среди которых Я обитаю». И сделали так сыны Израиля, и выслали их из стана.
И говорил Всевышний Моше:

-Скажи Аарону: «Когда зажигаешь лампады семисвечника, то пусть пламя их будет обращено к центру меноры.
И говорил Всевышний Моше:

— Пошли от себя людей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля.
И восстали Корах и люди его пред Моше, и из сынов Исраэля двести пятьдесят, знатные общины, созываемые на собрание, мужи именитые. И собрались они против Моше и против Аарона, и сказали им: "Довольно вам, ибо вся общине, все они святы, и среди них Господь. И почему возноситесь вы над обществом Г-сподним?!"
«Вот закон Учения: говори сынам Израиля, чтобы взяли тебе телицу красную без изъяна, у которой нет увечья, на которой не было ярма. И передайте ее Эльазару — священнослужителю, и выведет он ее за пределы стана, и заколют ее пред ним. И возьмет Эльазар — священнослужитель от ее крови перстом своим, и покропит к передней стороне шатра собрания от крови ее семикратно. И сожгут телицу у него на глазах; ее кожу и ее мясо, и ее кровь вместе с ее пометом сожгут. И возьмет священнослужитель кедровое дерево и эзов и червленую нить, и бросит на пепел телицы. И вымоет свои одежды священнослужитель, и омоет он тело свое водой, и нечист будет священнослужитель до вечера. И сжигавший ее вымоет одежды свои водой, и омоет тело свое водой, и нечист будет до вечера. А человек чистый соберет пепел телицы, и положит вне стана на месте чистом, и будет общине сынов Израиля на сохранение для воды кропильной — очистительная жертва это. И вымоет собиравший пепел телицы одежды свои, и нечист он до вечера. И будет это для сынов Израиля и для пришельца, живущего среди них, законом вечным.
И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Исраэль эморею, — и боялся их Моав, ибо много их было. И сказал Моав: объест этот народ все, что вокруг нас, как объедает бык полевую зелень. А Балак, сын Ципора, был царем Моава в ту пору. И направил он послов к Билъаму, сыну Беора, в Птор, который на реке, на земле сынов его народа, чтобы призвать его, говоря: Вот народ вышел из Мицраима; вот он покрыл всю землю. Пойди, прокляни этот народ, ибо он сильнее меня, я знаю: кого ты благословишь, благословен, а кого проклянешь, проклят.
И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Пинхас, сын Эльазара, сына Aapoнa-копена, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Поэтому скажи: вот Я заключаю с ним Мой союз мира. И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения за то, что возревновал он за Всесильного своего и искупил вину сынов Израиля».
По обычаю, завершая праздники месяца Тишре, евреи говорят: «А Яаков пошел своим путем…»
Слово «галах» («пошел», «отправился») намекает на «оставил», то есть, отказался от всего предшествующего и перешел на новый, лучший, более угодный Всевышнему уровень служения.
Мы знаем из Устной традиции, что «нечто из ничто» было сотворено 25-го элуля
Берешит
Вo время заключений брит бен абетарим, Аврааму было обещано, что его потомство будет обладать Землей Израиля.
Ноах
Десять испытаний выдержал Авраам.
Первое из испытаний, о котором говорит Тора «лех-леха меарцеха у мимоладтеха умибэт авиха (уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…)». Смысл "Лех леха" в доуховном служении.
Лех Леха
«А Аврааму было сто лет, когда родился у него Ицхак, сын его.
Жизнь еврейского народа – смысл существования всего мира. Чудо, произошедшее с Сарой, повлияло и на народы мира. В день рождения Ицхока обилие чудес и благословений пролилось на все народы. Когда придет Машиах, всем раскроется преимущество еврейского народа
Вайера
Слуга Авраама Элиэзэр идет, выполняя волю Авраама, за невестой для его сына в Арам-Наараим
и говорит: «…пришел я сегодня». Комментарий Раши объясняет: «сегодня вышел и сегодня же пришел». Дорога многих дней чудесным образом сократилась для него. Для чего было совершено это чудо?
«Аврагам же стал стар, пришел в лета, и Вс-вышний благословил Аврагама во всем».
Хайей Сара
голос — голос Йаакова, а руки — руки Эсава
Сказали наши мудрецы, благословенна их память: «Когда голос — голос Якова, то и руки — не руки Эйсава!» Когда слышится голос Якова — то есть, звуки молитвы, голоса изучающих Тору, — тогда нету никакой власти у «рукам Эйсава».
Яаков «отнимает» у брата благословение хитростью, выдавая себя за Эсава.
Толдот
«У Лавана-злодея я жил, но все 613 заповедей соблюдал»
Яаков покидает дом Лавана и подводит итог прошедшим годам: «У Лавана-злодея я жил, но все 613 заповедей соблюдал» (Раши).

Но ведь Яаков был женат на двух родных сестрах, а это категорически запрещено Торой! Все поколения мудрецов Израиля искали ответ на этот вопрос. Но Раши, который посвятил свои комментарии разрешению всех кажущихся противоречий в тексте Торы, словно не замечает историю о двух сестрах, обходит ее молчанием. Значит в его глазах нет здесь никакой проблемы. Известно, что наши праотцы соблюдали все заповеди Торы, хотя не были обязаны к этому (ведь дарование Торы на горе Синай состоялось на много поколений позднее). Для нас соблюдение Торы — долг, для них — дополнительное усилие в совершенствовании души.
Вайеце
Вайеце
«Воспитывай юношу в начале его пути, тогда, состарившись, он не отойдет от этого пути».
Сегодня ни одно печатное издание не обходится без ярких цветных иллюстраций, это привлекает внимание читателя и, таким образом, увеличивает тираж.

Ясное дело, еврей не принесет домой да и не возьмет в руки издания с нескромными, непристойными иллюстрациями.

Но и это еще не все: очень важно, чтобы нашим детям не попадались на глаза изображения нечистых животных.
«Ваишлах»
Вайишлах
Глава, читаемая в эту неделю, рассказывает о праведном Иосефе.
Если попытаться выделить в этом сложном сюжете ведущий мотив, можно заметить, что Иосеф «опускается» в самые низкие и низменные места (яма, Египет, дом Потифара, тюрьма, дворец фараона), но остается и там самим собой — праведным Иосефом. Египет, страна, которой он правил, названа «эрват аарэц» — срамное место земли. Его миссия в этом мире — принести свет в самые темные углы. Кстати, намек на эту миссию можно найти и в его имени. Когда Рахэль давала ему имя, она объяснила свой выбор так: «Добавил (Иосиф) мне Всевышний другого* сына».
Ваешев
Вайешев
Мучения народа Израиля в изгнании не могут не вызвать вопроса: ради чего?! Есть ли у всего этого историческое назначение?
Сказано в нынешней недельной главе: «Возвеличил меня Всевышний в земле моего бедствия», -именно в беде находит Иосеф источник жизненных сил и энергии. Это и есть одно из назначений галута: помочь человеку найти в себе силы, о которых он и не подозревает.
Микец
Микец
Когда узнал Яаков, что жив Йосеф, сын его, которого он оплакивал долгие годы, рассказывает Тора, что «ожил дух Яакова».
Раши говорит, что в это мгновение вернулась к нему Шехина, вернулся к нему пророческий дар, покинувший его с исчезновением Йосефа.
Ваигаш
Вайигаш
Среди благословений, которыми наделил Яаков своих сыновей, выделяются обещание обилия масла, данные Ашеру («окунет в масло ноги свои»).
Кроме буквального толкования этого благословения мудрецы предлагают аллегорическое, духовное: масло в традиции символизирует мудрость.
«Яаков прожил в Египте свои лучшие годы».
В детстве Цемах Цедек был потрясен словами комментария «Бааль гa-турим»: «Яаков прожил в Египте свои лучшие годы». Вернувшись из хедера, он спросил деда, Алтер Ребе: как можно поверить в то, что жизнь на грешной земле Египта, «срамного места всей земли», была милее Яакову, чем все прошедшие годы, даже годы, проведенные в родительском доме?!
Всевышний говорит Аврааму: потомки твои будут страдать в чужой земле, а потом выйдут на свободу «с великим богатством».
Мудрецы Талмуда приводят такую притчу. Заключенному в тюрьме говорят: «Завтра ты выйдешь на свободу и в придачу дадут тебе много денег». «Нет,- отвечает тот,- отпустите меня сегодня, не хочу никаких денег».
Пока были живы Йосеф и его братья – люди из Эрец-Исраэль, – не были властны над ними ни фараон, ни его надсмотрщики.
Имя связано с самой сокровенной сущностью человека: ведь именно называя человека по имени, мы пробуждаем его ото сна или выводим из обморока.
Шмойс
«…ВЫВЕДУ ВАС ИЗ ПОД ЯРМА ЕГИПЕТСКОГО, И ВЫЗВОЛЮ ВАС ОТ РАБОТЫ НА НИХ, И ОСВОБОЖУ ВАС МЕЧОМ… И ВОЗЬМУ ВАС СЕБЕ ПАРОДОМ… И ПРИВЕДУ ВАС В ЗЕМЛЮ, КОТОРУЮ ОБЕЩАЛ ПРАОТЦАМ ВАШИМ…»
Ваэра
С первых дней правления Ребе его Служение было полно самопожертвования. Он жил в России в период власти «евсеков» и само принятие им звания «ребе», было в глазах властей преступлением.
Бо
Одним из величайших чудес в нашей истории (а чудес в ней хватает!), было рассечение Красного моря.
Мудрецы говорят, что чудо это стало возможно благодаря самоотверженности Нахшона, сына Аминадава. Увидев, что народ зажат между морем и преследователями-египтянами, он первым вошел в море. За ним пошли другие и, только когда воды уже захлестывали его, море расступилось.
Бешалах2
Бешалах
«А Моше взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г: «Так скажи дому Яакова и сынам Исраэля…»
Целью выхода евреев из Египта было дарование им Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта, — будут служить Всевышнему на этой горе».
Так скажи дому Яакова и сынам Израиля: вы видели, что Я сделал с Египтом, как поднял вас на крыльях орлиных и принес вас к Себе»».
Исход, освобождение из египетского рабства подготовил главное событие еврейской (да и всеобщей) истории: дарование Торы на горе Синай, как сказано: «Когда будешь выводить народ твой из Египта – будут служить Всевышнему на этой горе».
Итро
Когда был разрушен Первый Храм, и гоим ворвались в Святая Святых, они увидели на покрове ковчега завета двух золотых херувимов, обнимающих друг друга крыльями, и лица их обращены друг к другу.
Известно, что поза в которой находятся золотые херувимы, зависит от отношений, царящих в это мгновение между народом Израиля и Всевышним: если они смотрят друг на друга — царит любовь между Творцом и его народом. Если лица обращены назад — дело плохо.
«А Моше [Всевышний] сказал: «Взойди к Б-гу…»»
Велико значение встречи человека со Всевышним, о которой сказано, что «Б-г спустился на гору Синай». Но важно помнить, что только постоянное служение человека Всевышнему дает нам силы и возможность сделать и восхождение, подъем души, постоянным. Это служение не только не знает временных рамок, но и «вводит» Всевышнего в мир человека, как было в Храме.
Мишпатим
Глава «Трума» трижды напоминает сынам Израиля об их обязательных приношениях Б-гу.
Как объясняют мудрецы, имеются в виду приношение, из которого строилось подножие, приношение на жертвы и приношение на все строительство шатра, служившего евреям в пустыне Храмом.
Святилище воплощает в себе все «три столпа, на которых зиждется мир»: Тору, служение (молитву) и исполнение заповедей.
Тора, заповеди и запреты, представляют собой основу, фундамент общественной и индивидуальной жизни еврея. Ей-то и уподоблены серебряные гнезда, подножия колон.
Трума
Глава Торы, которую мы читаем в эту неделю, — единственная, в которой не упомянуто имя Мойше
Комментаторы видят причину этого в дерзком обращении Моше к Всевышнему, который решил наказать еврейский народ за грех поклонения золотому тельцу: «…простишь ли их? И если нет — то, прошу Тебя, сотри и меня из книги Твоей…». Слова праведника, даже столь необычные, исполняются,- исполнились и слова Моше — его имя стерто из целой главы Торы.
Тецаве2
В каждой общине и в каждом месте, где есть евреи, я прошу вас приложить все усилия, чтобы помочь им и побудить их исполнить заповеди праздника Пурим.
Я говорю не только о необходимости побуждать к заповедям речью «выходящей из сердца и входящей в сердце», но и делом:
И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Сделай медный умывальник медный… для омовения, и налей в него воды.
Этот умывальник были изготовлен из медных зеркал, которые женщины пожертвовали на строительство Храма. Мидраш говорит: Моше, пренебрегал этими дарами, ибо они служили дурному началу (самолюбованию). Сказал ему Всевышний: «Прими их, люблю Я их [зеркала] больше всех остальных пожертвований — ведь благодаря им размножился народ в Египте»».
«Когда будешь исчислять сынов Израиля, пусть каждый из них принесет… половину священного шекеля за душу свою, и не будет им вреда от подсчета».
Мидраш («Бемидбар раба», 12:3) говорит, что, услышав эти слова, «Моше в изумлении отпрянул». Мидраш продолжает: «Извлек Всевышний огненную монету из-под Престола Своего, показал ее Моше и сказал: «Вот такую [монету] пусть принесут».
«Думай хорошо — будет хорошо».
Известно, что один из обязательных элементов еврейского религиозного мировоззрения — битахон – уверенность в том, что Всевышний не оставит, что Он изменит все к лучшему, даст человеку все необходимое. Но откуда эта уверенность?
Хотя первоначальным толчком к принесению даров было повеление Всевышнего, главным фактором оказалось внутреннее «побуждение сердец».
Синайское откровение было односторонним феноменом: Всевышний избрал народ и открылся ему. Инициатива и влияние шли исключительно сверху вниз. Иными словами, упрощая, можно сказать, что изменения в душах сынов Израиля было вызвано исключительно внешним фактором и не было ими «заслужено», не было результатом их усилий.
Вот уже два тысячелетия, со времен разрушения Второго Храма мы не можем, как наши предки, приносишь жертвы Всевышнему. Но никто не может отменить заповеди Торы, данные на все времена.
Храмовая служба начинались и заканчивались изо дня в день «постоянной жертвой» ( корбан томид). Жертва всего народа Израиля выглядела более чем скромно: одна овца, немного жира, мука и соль. Раз в год все евреи жертвовали символическую сумму, и на эти деньгив течение целого года приносили общие жертвы. Известно, что эта простая жертва приносила каждому и всему народу Израиля благополучие и безопасность в течение всего года.
Название каждого праздника, данное Торой или обычаем народа Израиля (как сказано: обычай Израиля — тоже Тора) — отражают сокровенную природу праздника.
Праздник этого месяца имеет несколько названий. Интересно, что если Всевышний называет его «праздником мацы» (в Торе), то мы, евреи, обычно называем его Песах. Здесь мы видим проявление взаимной любви между Всевышним и народом Израиля, любви, которой посвящена «Песнь песней» (связанная, как известно, с праздником Песах). Всевышний дал празднику название, которое подчеркивает заслугу народа Израиля («испекли мацу, ибо не задержались, ожидая, пока взойдет их тесто»), а евреи пользуются названием, подчеркивающим чудо, совершенное Всевышним ради наших праотцов (Песах, потому что Всевышний прошел мимо дверей еврейских домов, умерщвляя первенцев).
«В каждом поколении человек должен видеть себя вышедшим из Египта»,
Вот и работают на соседних полях еврей и нееврей. У нееврея появляются всходы, потому что он правильно вспахал и посеял, потому что вовремя прошел дождь. А у еврея – потому что он верит.
Песах
Стих Торы: «И запинались один о другого» мудрецы комментируют так: евреи несут коллективную ответственность («коль Исраэль аревим зэ базэ»).
Грех одного еврея наносит ощутимый вред все остальным. Естественно, что в еврее, который живет по законам Торы и видит поведение другого еврея, еще далекого от Торы, может появиться если не ненависть к ближнему, то по крайней мере, недовольство. К тому же, изучающий Тору то и дело встречает в ней нелестные слова о «решаим» — злодеях — и об обязанности их ненавидеть.
Цав
«В каждом поколении должен человек видеть себя вышедшим из Египта»
Об Исходе из Египта говорят мудрецы: «Благодаря вере своей были освобождены отцы из рабства».
Когда еврей идет во тьме, ищет убежище, он должен знать, что ему следует искать — еврейский дом, в котором горит свет.
Когда он уже стоит на пороге, говорят ему: «зачем пришел?» Этим вопросом пробуждают его, как «сына который не умеет спросить», пробуждают его, чтобы он смог сам спрашивать и просить. И он отвечает: я хочу войти в еврейский дом. Я ничего не ищу, мне не нужен ни грядущий мир, ни рай, я хочу войти в еврейский дом.
Шмини
В недельной главе мы читаем о «живой воде», очищающей от нечистоты.
Известно, что воды миквы подобны водам потопа, который не только был наказанием, но повлек за собой очищение мира. Потоп длился 40 дней,- миква должна содержать не менее 40 сеа воды. В различных разделах Торы, в том числе, письменной Торы, например, в книге пророка Иешайау, потоп именуется «Мей Hoax» — «воды успокоения» и «воды Ноаха».
Тазриа – Мецора
Свобода выбора, данная человеку, особенно очевидна, когда речь идет не о запрещенном Торой или том, что Тора велит делать, а о «нейтральных» вещах.
Хотя и дана человеку «свобода совершить запрещенное», она несколько ограничена: еврей по природе своей хочет исполнить волю Всевышнего, поэтому его свобода если не ограничена, то, по крайней мере, подвержена влиянию внутреннего желания «жить правильно».
«Ахарэй – Кдошим»
«Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые — Моше, затем — Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма. В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так».
«… тот, кто не верит в приход Машиаха или не ждет его прихода — отрицает слова Торы и Моше».
Эмор
Десять испытаний прошел Авраам. Первым из них было повеление: «…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…».
Десять испытаний прошел Авраам. Первым из них было повеление: «…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…». Отчуждение Авраам от всего привычного и родного ради движения к неопределенной точке «которую укажу тебе»,- говорит Всевышний, — можно уподобить приходу в этот мир человеческой души.
Бэар-Бэхукотай
Шестого сивана, в день, в который во все поколения празднуется праздник Шавуот, спустился Всевышний на гору Синай и дал народу Израиля Тору.
Первая фраза: «Я Всевышний, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской..», — не может не вызвать удивления. Разве не уместнее было бы сказать: «который сотворил небо и землю, который сотворил человека»?!
Шавуот
Таково высшее назорейство: святость без необходимости отдаляться от удовольствий, благословение и корона Всевышнего без обета отдаления от мира.
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром, чтобы посвятить себя Б-гу воздержанием, то от вина и хмельного должен он воздержаться, уксуса вина и уксуса хмельного не пить, и никакой настойки виноградной не пить, и винограда свежего или сухого не есть. Все дни обета своего – ничего, что изготовлено из винограда, от зерен до кожицы, не должен он есть. Во все дни обета его бритва да не коснется головы его, до исполнения дней, на которые он посвятил себя Б-гу, быть ему святым, должны расти свободно волосы на голове его. Во все дни своего посвящения Б-гу не должен он подходить к умершему».
Велика заповедь почтения к родителям, она уравнена на скрижалях с заповедями служения Всевышнему. Но Тора установила, что есть вещи, которые столь важны, что затмевают эту заповедь.
Даже, если отец запрещает сыну заниматься Торой, чтобы спасти его от опасности (и даже опасности смертельной), даже если отец не вовсе запрещает сыну заниматься, а только противится учению в определенном месте, закон таков: сын не должен слушаться отца и нет в этом нарушения долга уважения к родителям.
Бегаалотха
Письмо Ребе Давиду Бен-Гуриону (в то время – премьер-министру Израиля), посвященное вопросу «Кто является евреем?».
В ответ на Ваше письмо хочу поделиться с Вами своим мнением о регистрации детей от смешанных браков, когда отец – еврей, а мать – нееврейка, не обращенная в иудаизм до рождения ребенка. Мое мнение совершенно однозначно: в соответствии с Торой и традицией, принятой на протяжении многих поколений, в подобных случаях заявление о желании «зарегистрироваться» евреем не имеет никакой силы, ибо оно не может изменить реальность. Евреем является только тот, кто рожден матерью-еврейкой, либо прозелит, обращенный в иудаизм в строгом соответствии с общепризнанными кодексами еврейского закона и «Шулхан Арухом».
«Дом, полный книг, — спросил Корах Моше, — должен ли иметь мезузу на двери?»
В глазах Кораха Тора — инструмент, условность, игрушка. Отрицая Б-жественность Торы, он апеллирует к человеческой логике, как к высшему критерию истины и тем выдает себя с головой
Корах
Девять раз была исполнена заповедь о красной корове: впервые — Моше, затем — Эзрой, и еще семь раз от Эзры до разрушения Второго Храма
В десятый раз совершит ее царь Машиах, да явится он вскоре, амен, да будет так.
«Да будет с нами Б-г, как Он был с нашими отцами; да не оставит и не ослабит нас»,
"Не по своей воле ушли мы со Святой земли, и не своими силами мы вернемся в Страну Израиля. Наш Отец изгнал нас, и Он же, благословенный, освободит, и соберет нас с четырех концов света, и поведет к Святой земле с праведным освободителем Машиахом в скором будущем. Но все народы на земле должны знать: лишь тела наши были преданы изгнанию и порабощению чужим властям.
«И увидел Пинхас сын Эльазара, сына Аарона-священника, и восстал из общины, и взял копье».
Каждая недельная глава обязательно сообщает нам что-то принципиально новое, и наша недельная глава — не исключение. Одно из откровений нашей главы — это необычная ситуация, в которой оказался Пинхас.
Пинхас
«Весь мир говорит: если ты не можешь пройти под, иди над. Я же говорю: сразу иди над».
Считается естественным, встретив на пути препятствие, пробовать смиренно проползти под ним, а уже если не получится, собравшись с силами и с мужеством, перешагнуть через него.

Ребе говорит: начни с конца, смело перешагни, словно никакого препятствия и нет.
«Чем выше объект, тем ниже он может опуститься».
Всевышний не ограничен физическими рамками пространства, времени и материи. Неудивительно поэтому, что Моше был поражен повелением построить Храм, в котором Всевышний будет «обитать».
Дварим
«Тебе дано было видеть, чтобы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет иного, кроме Него».
Раши комментирует этот стих так: «Тебе дано было видеть – когда даровал Всевышний евреям Тору, Он распахнул перед ними все семь небес. Разорвал верхние и нижние покровы, и увидел народ, что Он -Один».
Ваэтханан
«Семь недель утешения»
Вода в иудаизме символизирует Тору. Даже когда есть «вода» (Тора), еврей может испытывать жажду. Мудрецы сравнивают такого еврея с тем, кто стоит в реке и просит воды.
Экев
Экев
Недели после Тиша беАв носят название «семи утешений», потому что в них читаются главы пророков, посвященные утешению народа Израиля.
Чтобы изгнание не стало просто жестокой и излишней страницей еврейской истории, чтобы из «горького выросло сладкое», народ должен понять и осознать случившееся. Невозможно всему «научить», каждый должен сам «научиться». Невозможно навязать народу благо, он должен сам пожелать и попросить его.
«А вы, приверженные Всевышнему, Б-гу вашему, вы все живы сегодня» – полная обращенность к Б-гу, источнику жизни – делает мертвое живым, а живому добавляет сил.
Но известно, что так же, как нельзя забывать о своих недостатках, чтобы исправить их, нельзя забывать и о собственных достоинствах, чтобы иметь возможность использовать их в полной мере.
Еврей, проявляющий готовность к самопожертвованию, немедленно получает от Вс-вышнего признание и помощь, вне всякой связи с тем, делает ли он это «в свой черед» или нет.
Левиим, служившие в Храме, были обеспечены всем необходимым, чтобы полностью освободиться от всех забот, не связанных со служением. Так же и в наши дни Вс-вышний дарует всем, кто готов забыть о жизни ради Него, пропитание и поддержку. И, если так обстоит дело в материальной сфере, то тем более Вс-вышний позаботится и о духовных силах, которые нужны человеку для успешного служения.
Шофтим
«Если будешь строить новый дом, то сделай перила на кровле его, чтобы не было кровавой вины на доме твоем»
«Если будешь строить новый дом, то сделай перила на кровле его, чтобы не было кровавой вины на доме твоем»,- сказано в недельной главе Торы. Тора — не литературный памятник древности, собрание рассказов и преданий. Само слово «Тора» происходит от того же корня, что и «ораа» — повеление, учение. Каждая фраза Торы — духовный закон и указание; и слова об ограде на крыше, касающиеся на первый взгляд правил строительства,- тоже не ограничены временными или профессиональными рамками.
Ки-Тэцэ
«Когда ты придешь в землю, которую Всевышний дает тебе, и овладеешь ею и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли и положи в корзину и пойди на то место, которое изберет Всевышний».
Еврей должен быть весел. Баал-Шем-Тов как-то сказал в день своего рождения: «Еврей рад тому, что удостоился служить Всевышнему». Так говорит и царь Давид: «Служите Всевышнему в радости». А чем еще наполнена жизнь еврея, если не служением Творцу?! Вот и оказывается, что все дни еврея — в радости.
Ки-таво
Многие говорят о том, что Тора полезна человеку: очищает его сердце, дает ему защиту и помощь в этом мире, углубляет его понимание жизни.
Это верно, но полуправда иногда хуже лжи. Надо понять: Тора не просто полезна человеку, она – его единственная истинная сущность, вся его жизнь. Чтобы вполне ясно осознать это, взглянем на человека: голова не просто полезна телу, без нее оно превратилось бы в ничто
Ницавим
«Возьмите этот свиток Торы и поместите его рядом с ковчегом завета Вс-вышнего».
В чем заключается принципиальная разница между высеченными и написанными буквами? Написанные буквы представляют из себя тонкую, но вполне материальную пленку высохших чернил на пергаменте или бумаге. Их даже можно, хотя это и нелегко, отделить от листа и перенести на другой. Высеченные же буквы составляют одно целое с материалом, на котором высечены, и не могут существовать вне его.
Гаазину
Всевышнему, словно, трудно расстаться с евреями после праздничных дней
Разве еврей может расстаться со Всевышним? Обратим внимание на то, что Всевышний не говорит «расставание наше», а «расставание ваше». Всевышний никогда не расстается с нами, это мы можем, не дай Б-г, отвернуться от Него. Более того, в словах «тяжело Мне расставание ваше» мы находим удивительный намек: источник «расставания со Всевышним» в нашем внутреннем «расставании», в отчужденности среди самих евреев.
Когда Дов-Беру было пять лет, пожар уничтожил за считанные минуты его дом и все, что было в нем. Мать осталась сидеть на пожарище, вытирая слезы.

– Ты плачешь о доме, мама? – спросил Дов-Бер.

– Нет, я плачу о том, что безвозвратно потеряно: в огне погибла наша родословная грамота, история нашего рода. Ты ведь знаешь, сынок, как глубоки и славны корни нашей семьи!

– Не плачь, – ответил мальчик, – у нашей семьи будет новая славная родословная. Она начнется с моего имени.
Он знал, что едет учиться, но еще не знал, куда. Колебался, выбрать ли Вильну или Межиреч. С ним поехал брат, раби Йегуда-Лейб. Когда они приехали в Оршу, конь упал. Братья решили, что это намек свыше: раби Йегуда-Лейб не получил согласия жены на поездку. Он собрался в обратный путь и, уезжая, сказал брату: иди в Межиреч.
Всякая заповедь требует осознания и намерения. Только скромность должна быть неосознанной. Ибо скромность, как сознательно избранная линия поведения – ничто иное, как замаскированная гордыня.
По трем признакам узнаешь глупца: он поспешно отвечает на вопрос, он беспардонно разглядывает собеседника, он верит во все, что говорят ему.

р. Иосеф Збара
Меа Сипурим
У раби Нафтоли из Ропшиц был сын Элиэзэр (позднее он прославился под именем «раби из Дзикова»). Мальчишки, все без исключения, – шалуны, будущий раби был в этом похож на сверстников. Однажды позвал его отец, чтобы отчитать за очередную шалость. Лэйзер не стал спорить, но привел в свою защиту следующий аргумент:
С разбитым сердцем пришел раби Иссахар-Бер Радошицер к учителю, «Видящему из Люблина»:

– Помоги мне сделать тшуву!

– В каких же грехах ты каешься, – спросил учитель.

– Я хуже худшего из грешников: тот, по крайней мере, знает свои грехи, а я вот ничего припомнить не могу!

– И я, как ты, хочу раскаяться, да не знаю в чем, – вздохнул учитель, – давай каяться вместе.
Один состоятельный человек решил открыть такой «гмах» – пустить «свободные» деньги на хорошее дело. Спросил он у своего учителя – Бостонского ребе: «Чего не хватает евреям? Какой «гмах» открыть?»

– Давай людям на прокат… уши, – ответил ребе, – у каждого своя беда, а рассказать некому. Это сегодня самый большой дефицит: уши, готовые выслушать!
Один из самых опытных и набожных резников пришел к раби Раяцу с просьбой:

– Раби, освободите меня от должности, я решил переменить профессию. На прошлой неделе я просматривал книгу «Гаканэ» (законы кашерного убоя скота). Так много тонкостей и сложных правил! Я боюсь, что не уберегусь и нарушу по ошибке одно из них. Лучше уж быть сапожником и спать спокойно.

– Что ж, будь сапожником. Но учти, что тогда евреям придется поку­пать мясо у резника, который не боится ошибиться и нарушить закон.
Раби Шмуэль из Карова отзывался о богатстве с пренебрежением
Тора требует любить ближнего как самого себя. Это не высокопарная фраза и не преувеличение. Эти слова надо понимать буквально: любить другого именно так, как человек любит самого себя. Может быть, эта задача невыполнима? И почему эта заповедь приравнивается ко всей Торе?
Прежде, чем обратимся к самой теории эволюции, упомянем, что рассказ о творении мира в течение шести дней имеет не только философско-информативное значение, но и служит основой практически применяемого закона (Суббота как день отдыха). Поэтому в рамках ортодоксальной веры нет места аллегорическому толкованию шести дней как шести эпох. Речь в Торе, стало быть, идет о привычных нам сутках из 24 часов, из дня и ночи.
Вопрос: что такое еврей? – это важный вопрос, интересующий каждого кто имеет хоть какое-нибудь от ношение к еврейству, а обсуждение этого вопроса и исчерпывающий ответ на него позволили бы евреям разрешить свои сомнения в том, евреи ли они. Вопрос этот затрагивает самые важные аспекты сущности и бытия еврейского народа. Исчерпывающее и содержательное определение даст возможность установить, существуют ли сегодня евреи и до каких пор они будут существовать, имеется ли у еврейства внутренняя сущность, не подпадающая под то определение, которое еврейство получает извне от разного рода антисемитов.
«И была земля хаотична и пуста, и тьма над бездною, и дух Вс-вышнего над водами».

«…дух Вс-вышнего над водами – это дух Машиаха», – сказано в Мидраше. С начала сотворения мира, до сотворения человека, и тем более, до дарования Торы, – в мире присутствует дух Машиаха!
Рабби Шолом-Довбер в 1901 году, на празднике Симхат Тора выступает перед учениками своей ешивы. Глядя в юные лица, он в нескольких точных выражениях пророчествует об основных направлениях развития еврейства на протяжении всего двадцатого века. Предсказание ужасов большевизма на пороге века впечатляет. Однако еще больше поражает прогноз наших дней, духовного кризиса в еврействе, споров между сторонниками Мошиаха и теми, кто считает, что его приход можно отложить, и надолго.
Термин «хасид» («благочестивый», от корня «хесед» – «любовь, милость») относится в этой серии статей к течению, основанному в Восточной Европе р. Исраэлем Баал-Шем-Товом. (Важно сделать эту оговорку, так как группы с таким названием появлялись на сцене еврейской истории по крайней мере еще дважды в глубоком прошлом: хасиды эпохи Второго Храма и хасидей Ашкеназ (Германия, XI-XIII вв).
В Хабаде отношение к связи хасид – цадик было менее ориентировано на личное общение, нежели в других течениях хасидизма: учителя Хабада не раз говорили, что лучше перечесть книгу Ребе, чем бросать семью и ехать к нему.
Основатель движения Хабад был младшим и любимым учеником Великого Магида. Учитель велел юноше составить новую редакцию галахического кодекса «Шулхан Арух». Из этого огромного труда до нас дошла некоторая часть глав (несколько из них – в двух разных редакциях). Тот, кто не получил в детстве полноценного еврейского воспитания и восполняет пробелы в образовании в зрелые годы, с интересом прочтет главу об изучении Торы.
Ребе установил новый обычай: парады еврейских детей в праздник Лаг-Баомер. В 1980 году во время такого парада в Нью-Йорке, Ребе как обычно, обратился к десяткам тысяч собравшимся на парад детям и их родителям с речью. Неожиданно для всех, Ребе перешел на русский язык. Очень немногие из слушателей (только «старая гвардия») понимали по-русски, но и они в 1980 году не могли понять, о каких переменах в России говорил Ребе. Да и кто тогда мог поверить, что колосс рухнет.
Праздник называется Шавуот потому, что он наступает после того, как было отсчитано семь недель (шева шавуот). В Шавуот народу Израиля была вручена Тора.

Вс-вышний, избирая нас для великой миссии, поклялся, что не заменит нас никаким другим народом, а мы поклялись, что никогда не откажемся от Торы и от служения Ему.
И послеполуденную молитву «Минха», и обед устраивают раньше обычного. Сразу после обеда молятся (не забудьте – в этот день не читают «Таха-нун»).
20 АВА -ЙОРЦАЙТ ОТЦА ЛЮБАВИЧСКОГО РЕБЕ
Если вы хотите составить представление о жителях какой-либо страны, познакомьтесь с ее евреями. Английский еврей – квинтэссенция англичанина, а французский еврей – более француз, чем сами французы.
Отсчет начинается не с первого, а с шестого дня, то есть с сотворения человека.
В Рош ha-шана начинается год, и мы по неискоренимой привычке нет-нет да и называем этот день Новым годом. А жаль – ведь этот «перевод» не только не отражает суть праздника, но и, в определенной степени, мешает ее понять.
«Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!»
В Рош ha-шана Вс-вышний судит весь мир и определяет судьбу каждого человека на следующий год. Как говорит Мишна («Рош ha-шана», 1:2), в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.
Из законов о раскаянии по Рамбаму.
Что такое полное раскаяние? Если тому, кто раскаялся в каком-либо грехе, предоставилась возможность снова совершить его, но удержало его от греха раскаяние, а не страх или иная причина – это и есть полное раскаяние
«В шалашах живите семь дней… дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской»
«В шалашах живите семь дней», – в течение всего праздника Сукот следует жить в шалаше, то есть превратить суку в свой дом: есть, пить, изучать Тору, отдыхать, принимать гостей.
Мы приводим этот рассказ из книги «За железным занавесом» без изменений.
…Когда я пел и танцевал, то совершенно забыл, что я по сути дела раб и нахожусь в трудовом лагере в Сибири. Дух мой пел и танцевал на акафот в Любавичах».
Нужны ли Торе подпорки научного и псевдонаучного толка? Вряд ли
«Множество людей в разное время исследовало гору Арарат в поисках Ноева ковчега. Библия однако, говорит что Ноев ковчег остановился не на горе Арарат, а на горах Араратских, то есть на горах Урарту (обширный регион в восточной Турции).
От Ноаха до Авраама — десять поколений, и за все эти долгие годы Г-сподь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама
У царя во время путешествия выпала из короны жемчужина. Велел он принести сито и просеять песок на том месте. Просеяли раз — не нашли, другой — не нашли, на третий раз нашлась жемчужина. Все со вздохом облегчения возгласили: «Царь отыскал свою жемчужину!»
«И дам тебе и твоему потомству страну, где ты сейчас живешь, всю Страну Кнаан, в вечное владение».
Велика заповедь обрезания. Вс-вышний обещал Аврааму, что обрезанные не будут пребывать в аду вечно. Однако те обрезанные из евреев, которые, отрицая всемогущество Г-спода, предпочитают жить по нееврейским законам, выходят из союза с Богом.
Может быть, стоило бы и в Россию перенести опыт ширящегося в мире движения «Сынов Ноя».
Каждый, кто побывал в последние годы в России, в том числе и в относительно патриархальной глубинке, встречал незнакомый нам по прошлым годам типаж: нееврей, который посвятил жизнь иудаизму. Это даже не интерес, не хобби — это смысл жизни для многих из них.
В царствование Рехавама, сына и наследника царя Шломо, десять колен Израиля отделились от царства, созданного Шаулем и Давидом и создали свое государство: Израиль.
В царствование Рехавама, сына и наследника царя Шломо, десять колен Израиля отделились от царства, созданного Шаулем и Давидом и создали свое государство: Израиль.
«В три изгнания увели их: одно по ту сторону реки Самбатьон, второе – в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний».
В агадической литературе встречается идея, согласно которой имя порой определяет судьбу человека
В Танахе мы находим около 2800 личных имен. Не все они, разумеется, принадлежали евреям, тем не менее именно Танах был и остается самым важным источником еврейских имен.
В последнее время отрицание Исхода как исторического факта стало модной темой в израильских академических кругах. Но моды приходят и уходят, а Тора остается неизменной.
Один из наиболее убедительных доводов (научного ряда) заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, – если только на самом деле он не пережил подобной травмы.
О даровании Торы («Шабат», 71-89)
«И вывел Моше народ к Г-споду из стана, и встали они под горой». Сказал р. Авдими, сын Хамы бен Хасы:

— Слова «встали под горой» означают, что поднял Всевышний над сынами Израиля гору, словно купол, и произнес: «Принимаете Тору – хорошо, а нет – здесь будет могила ваша!»
Тора не проповедует аскетизм и отказ от материальных благ, но подчеркивает их подчиненный характер.
Скиния – это разборное передвижное сооружение, подобное шатру, служившее сынам Израиля Святилищем в пустыне и в Эрец-Исраэль до построения Храма Соломоном.
Зачем и как продают хамец?
Еврей, во владении которого в Песаха находится хамец, нарушает два запрета Торы (причем, каждое мгновение в таком состоянии является для него отдельным нарушением закона)
СИМВОЛИКА ПРАЗДНИКА СВЕТА
Хануку называют хаг гаурим — «праздник света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.
В ЧЕМ ВИНА АСКЕТА?
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше, так: «…если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром… от вина и хмельного должен воздерживаться… бритва да не коснется головы его…и не должен он подходить к умершему… во все дни обета его свят он…»»
Текст Торы, казалось бы, не оставляет сомнений: назир — святой человек, аскет, отказывающийся от земных радостей ради служения Всевышнему. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Многое из того, что мы привыкли считать универсальным, общечеловеческим, имеет вполне определенные исторические корни и контекст. Во многих случаях -нееврейский. В частности, наше предположение что в религиозной табели о рангах аскет занимает почетное место, не согласуется с традиционным еврейским подходом. Намек на это мы находим в самом отрывке о назире: «…и в день окончания обета принесет он жертву всесожжения и жертву за грех».
В жаркие дни начала ава из года в год израильская пресса с завидным (и достойным лучшего применения) постоянством поднимает вопрос: ну как можно всерьез скорбить о разрушенном Храме, кому нужен пост девятого ава?!
В ЧЕМ ВИНА АСКЕТА?
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше, так: «…если мужчина или женщина даст строгий обет быть назиром… от вина и хмельного должен воздерживаться… бритва да не коснется головы его…и не должен он подходить к умершему… во все дни обета его свят он…»»
Текст Торы, казалось бы, не оставляет сомнений: назир — святой человек, аскет, отказывающийся от земных радостей ради служения Всевышнему. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Многое из того, что мы привыкли считать универсальным, общечеловеческим, имеет вполне определенные исторические корни и контекст. Во многих случаях -нееврейский. В частности, наше предположение что в религиозной табели о рангах аскет занимает почетное место, не согласуется с традиционным еврейским подходом. Намек на это мы находим в самом отрывке о назире: «…и в день окончания обета принесет он жертву всесожжения и жертву за грех».
В жаркие дни начала ава из года в год израильская пресса с завидным (и достойным лучшего применения) постоянством поднимает вопрос: ну как можно всерьез скорбить о разрушенном Храме, кому нужен пост девятого ава?!