Лехаим, евреи, лехаим! * Размышления накануне Симхат Тора

בס"ד

http://col.org.il/show_news.rtx?artID=50322

Рав Авраам Саломон, Ришон ЛеЦион.

Каждый год, в дни после Симхат Тора, поднимаются в сердце моем различные мысли в связи с употреблением "машкэ", и как понятно, речь идет о выпивании сверх всякой меры, которое приводит к полному опьянению. В этом году я решил вынести эти свои мысли из сердца моего и поделиться с ними с читателями.

Я, конечно же, сознаю, что я подвергаю себя опасности тем, что мои друзья будут обзывать меня "миснагидом", или, более "интеллигентно" – "Амалеком", ведь я бросаю вызов самому святому для части из них, но что же делать – тяжело мне молчать, и я обязан поделиться своими чувствами с читателями.

Это повторяется снова и снова каждый год, когда есть "устрожающие", которые берут много машкэ, и напиваются до состояния Лота буквально, и это, как понятно, не приводит к освящению имени Вс-вышнего, и также не к освящению имени Хабада.

Каждый год я вижу евреев – мекуравим и просто евреев – которые оставляют синагогу в середине hакафот, хлопнув дверью, один – из-за того, что получил звонкую пощечину от известного хасида, который напился до бесчувствия (понятно, что это было сделано из чистой "любви к ближнему"), а другой – из-за того, что один из пьяных дернул его за волосы и выдернул часть волос. И тому подобные дела.

Получается, что мы идем в разные синагоги, для того, чтобы веселить евреев в Симхат Тора, и одновременно с этим мы изгоняем евреев, которые приходят к нам в синагогу веселиться с нами вместе! (Также вид пьяного, распростершегося на скамейке или на полу, в собственной блевотине – это совсем не привлекает общественность "снаружи" прийти и веселиться с нами).

К моему огорчению, в последние годы я не нахожу никакой пользы в тех, кто напивается, а не слышал от них никаких "откровений" о путях хасидизма и хасидском поведении (как когда-то мы слышали от больших машпиим, когда они брали немного "машке" – то были "гилуим"), к сожалению, мы слышим от них только глупости, и наблюдаем их в их позоре.

Это ли подготовка, необходимая к hакафот Симхат Тора?

Единственная "прибыль", которую мы видим у этих пьяных, что они не делают hакафот в Симхат Тора, не молятся мусаф, и не молятся минху, а те, кто взяли машкэ с еще большим "гидур" – также не молятся маарив на исходе праздника!

Хотя у меня есть большое сомнение, правильно ли выступать против употребления машкэ (в большом количестве) после того, как таким образом вели себя хасидим во всех общинах Анаш – и поэтому я решил вести себя как каждый хасид, который находится в сомнении – спросить у Ребе. И что делает хасид в наши дни, когда, увы, он не может спросить у Ребе? Как ему узнать мнение Ребе? Очень просто, есть Игрот Кодеш Ребе, и которых излагается ясное мнение Ребе по всем актуальным вопросам. И поэтому, я полистал эти книги, и нашел несколько писем, в которых Ребе выражает свое отношение к употреблению машкэ, и вот они перед вами:

10 сивана 5717 Ребе пишет "я не нахожу никакой пользы от водки, приводящей к опьянению, хас вешолом, кроме того, что это оказывает совершенно негативное воздействие и впечатление".

20 хешвана 5718 Ребе пишет: "известны слова наших учителей, Ребе, против питья машкэ, и даже во время веселья пить лишь немного, и если, не дай Б-г, он опасается, что он будет пьян, то даже немного не следует пить, и даже если это не публично, и тем более и тем более, на общественном фарбренген, и в особенности в наши дни, когда возложена на нас обязанность распространения источников хасидизма наружу, поэтому следует очень и очень остерегаться в этом, чтобы не испортить посредством этого".

В 5717 году Ребе пишет раву Бен Циону Шемтову, что следует проводить настоящий хасидский фарбренген, "и понятно и очевидно, что это совершенно не связано с тем, чтобы много пить, хас вешолом", и добавляет, что также в Пурим можно достичь "ад лой йода" посредством одной только капли.

В менахем-ав 5719 Ребе пишет, что употребление машке сверх меры весьма предосудительно, и Ребе добавляет, "если не сказать более резко".

В менахем-ав 5720 Ребе пишет рав Зуше Вильямовскому: "излишне говорить подробно, что мне, в соответствии с мнением наших учителей, Ребе, совершенно не нравится употребление водки. И Ребе пишет, что он пишет об этом потому, что его достигают слухи, что выступают на фарбренгене со словами "пробуждения" посредством водки. И Ребе добавляет, что это еще хуже чем "мицва, приходящая через авейра", поскольку авейра здесь очевидна, а мицва – весьма сомнительна.

Наконец, письмо Ребе от 5718 года, одному, который исправил свой путь, и прекратил брать машкэ. Ребе поддерживает его продолжать идти по этому пути, такими словами: "мне был приятно получить Ваше письмо, в котором Вы пишете о своем добром обычае в настоящем и на будущее".

"Несомненно, излишне подбодрять Вас в этом добром решении, ибо кроме того, что это есть просьба и требование наших учителей и руководителей, это также один из путей и способов распространения источников наружу, посредством того, чтобы все окружение видело поведение Анаш, что они – живой пример также в добром поведении, находящем приязнь в глазах Вс-вышнего и людей.

Как я уже написал, возможно, что будут претензии к этой статье, но что сказать на ясные слова Ребе?

Из откликов читателей на статью (более 25 откликов):

5.

Что, действительно кто-то думает, что если кто-то выпивает – то это потому, что он большой хасид?

… Я уже 51 год, как говорится, хабадник, и всегда были бохрим, которые выпивали, и были которые не пили, и когда я оглядываюсь назад, как выросли одни и другие – были такие, которые после свадьбы смогли, как правило, в заслугу жены, выйти из этого, и создали нормативную семью.

И к моему великому огорчению, были такие, которые не смогли, и создали семьи, и кроме состояния здоровья, также жизнь у них – ממש בזבל, и какой пример они подают детям, и это вообще не связано с хасидутом, это связано с душевной болезнью.

И сейчас – какое вообще значение имеет здесь мнение святого Ребе? Даже пятилетнему ребенку ясно его мнение!

И увы, поступают с точностью наоборот, и еще делают из этого великую мицву – есть о чем задуматься…

6. Ни добавить, ни убавить. Однако, увы, это не поможет.

Молодежь приучилась пить на каждом дне рождения, сегодня любой простой день рождения не заканчивается без нескольких пьяных. Тогда в Симхат Тора – тем более. Увы, это дело пропащее. Несмотря на то, что автор прав, каждое слово на вес золота.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .