Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Агудас Хасидей Хабад в странах СНГ

בס»ד

Создание, история, деятельность, трудности

Собрано и отредактировано

Раввином Шолом-ДовБером Левиным

Членом правления

Агудас Хабад в СНГ

5760 г.

1. Создание Агудас Хасидей Хабад в России

Как только делегация, занимавшаяся вызволением библиотеки Ребе, прибыла в Россию, Ребе основал «Агудас Хасидей Хабад» в России, как приводится в моей книге «авойдас койдеш» стр. 144, из моего дневника, который я писал тогда:

Исход Святой субботы 14 кислев 5751

[в четверг 12 кислева раздался телефонный звонок из секретариата Ребе, и рав Лейбл Гронер сообщил указание Ребе:

А. Провести государственную регистрацию Агудас Хасидей Хабад, и мы четверо должны быть членами правления АГУХ в России, и разрешение должно быть выдано на наше имя.

Б. Сделать печать на имя АГУХ в России, на русском и на иврите…

В. Открыть счет в банке на имя АГУХ в России.

Г. Приобрести дом на имя АГУХ в России… купить немедленно, по крайней мере, перед субботой, и войти в него и сделать в нем какое-то действие.

[В тот же день мы приготовили бланки и печать АГУХ в России, и также получили от горсовета отдельную комнату, которая стала нашим офисом, и оттуда мы вели свою деятельность в первые полгода].

Первоначально предполагалось, что такое свидетельство о регистрации должно быть получена Эзрас Ахим в России, но указание Ребе было, что это должно быть дано только Агудас Хабад, и оно, действительно, было дано четверым членам правления Агудас Хабад в России, и в нем говорилось, среди прочего, что оно дано нам в качестве членов правления Агудас Хабад в России.

В продолжение Ребе дал указание своему секретарю рав Ходакову подтвердить наше назначение на руководство Агудас Хабад в России, в особом письме (на бланке всемирного объединения хасидов Хабад – Агудас Хабад hа-оламит), в котором говорилось про нас:

«эти люди представляют Агудас Хасидей Хабад в России, имеющей полную аккредитацию в России».

Дополнительное усиление этого назначения было дано в специальной беседе Ребе во время hисваадус в ту субботу (суббота Вайишлах, 14 кислев):

И это особо связано с последними событиями, что та страна… официально признала Агудас Хасидей Хабад как отдельную самостоятельную организацию.

Основная наша деятельность в то время была связана с освобождением книг. Однако, время от времени организовывалась также общественная деятельность, связанная с Агудас Хабад, гисваадусы, мивцоим и т.д. Так продолжалось до месяца сиван 5751 г.

2. Организация Хабада в России

В начале месяца сиван российское правительство вынудило нас вернуться в Нью Йорк. В тот момент не было видно никакой возможности для полноценной деятельности в вопросе освобождения книг, и мне казалось, что нет никакого смысла возвращатсья в Россию. Поэтому я попросил разреешния остаться в Нью Йорке, и не возвращаться больше в Россию.

Ребе указал нам вернуться в Россию, и в ночь перед отъездом написал нам специальную записку (без всякой просьбы с нашей стороны), указание о деятельности, требуемой от нас сейчас в России (как рассказывается в моей книге «авойдас койдеш» стр. 146):

«счастлив их удел и велика их заслуга и т.д. и т.д.

В организации Хабада в России – уже начали в этом, и продолжайте во все вопросах, не вызывающих разногласий – постепенно, чтобы уменьшить разногласия насколько возможно.

Прилагается к сему по пятьдесят долларов для каждого из вас – чтобы обменять законным образом и раздать оббененные деньги на цдака три раза: в связи с 12-13 тамуза, месяцем элул, и началом следующего года.

Упомяну на ционе.

Это означало, как я понял тогда: до сих пор деятельность в России осуществлялась в основном посредством организации Эзрас Ахим, а сейчас Ребе приказывает Агудас ХАбад заниматься «организацией Хабада в России». И хотя эта деятельность, несомненно, приведет к напряженности в отношениях, тем не менее, члены АГУХ должны заниматься этим, как приказано им, но только это должно быть «постепенно, чтобы уменьшить разногласия и споры насколько возможно«. И для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет о долговременном плане – была дана вместе с этим цдака на 12-13 тамуза, на месяц элул, и на следующий год – независимо от того, вернутся ли до тех пор книги или нет.

Приехав в Москву, мы собрались на специальное собрание, чтобы упорядочить нашу общественную деятельность в России. Мы разделили работу между нами следующим образом:

Рав Шлоймо Кунин начал организовывать мероприятия с еврейским содержанием дл евреев России и заниматься их рекламой.

Рав Ицхак Коган начал заниматься организацией шхиты в России

Я начал заниматься организацией воспитательных учреждений и раввинатом, как в Москве так и в других городах России, в которых действовали шлухим.

Рав Йосеф Ицхак Аронов начал заниматься посылкой продовольствия из Израиля и выпуском еженедельной листовки. Он был также назначен общим руководителе Агудас Хабад в России.

*

В начале мы думали, что указание Ребе, чтобы мы поселились в России, чтобы руководить в ней организацией Хабада. Я написал Ребе несколько предложений в этом, и Ребе ответил:

Тот, кто занимается здесь библиотекой, и всем, что к ней относится – и это требует продолжения и т.д. Я упомяну на ционе.

Отсюда я понял, что основная моя деятельность должна быть здесь в библиотеке, однако вместе с этим я должен участвовать в «организации Хабада в России» – в рамках Агудас Хабад.

*

В это время в Моссовете начали обсуждать возможность передачи синагоги Полякова Хабаду. Были такие, кто говорили, что это несправедливо, поскольку у Хабада уже есть одна синагога в Москве, в Марьиной Роще.

Когда мы доложили об этом Ребе, Ребе сказал ответить им, что здесь не идет речи об еще одной синагоге Хабада, а о «центре Агудас Хабад для всей России».

С помощью Вс-вышнего, наша деятельность имела успех, и моссовет вернул нам эту синагогу, которая превратилась в центр Агудас Хабад для всей России (со временем – СНГ).

*

Одним из аспектов деятельности Агудас Хабад в то время было – упорядочить деятельность различных хабадских организаций, действовавших в России, Эзрас Ахим, Хама и Шамир.

Все признавали эти полномочия, которые возложил на нас Ребе, и в соответствии с этим я провел несколько заседаний в начале зимы 5752, чтобы координировать между руководством Эзрас Ахим и остальными организациями, действующими в России.

Во второй день хол-амоэд Суккойс 5752 я приготовил текст соглашения между «Эзрас Ахим» и «Хама» – на бланке Агудас Хабад, и подписали его рав Дов-Бер Лазар со стороны Эзрас Ахим, рав Йегошуа Раскин со стороны Хама, и я со стороны Агудас Хабад, и в нем говорилось, среди прочего:

В течение двух дней – первого и второго дня хол-а-моэд Суккойс мы провели встречу, в течение которой подробно обсудили… бы оба хотим договориться, таким образом, чтобы представители Агудас Хабад в России будут ответственны за исполнение.

14 хешвана мы написали письмо руководству Хама, за подписью четверых членов правления Агудас Хабад, в котором говорилось:

Несомненно, Вам известно, что Агудас Хасидей Хабад в России старается внедрить порядок в организации Хабада в России, и назначила на это одного из своих членов – раввина Йосеф Ицхака Ааронова, как генерального руководителя Хабада на просторах СНГ.

27 хешвана мы написали еще одно письмо руководству Хама, за подписью четверых членов правления Агудас Хабад, в котором говорилось:

Уже несколько месяцев мы стараемся внедрить порядок в организации Хабада в России, в соответствии с указанием Квойд Кдушас Адмур Шлита нам, в прошедшем месяце сиван.

12 кислева раввин Дов Бер Лазар написал руководству Агудас Хабад в России:

Как Вам уже известно, я уже передал месяц назад письмо, в котором я написал, что я получил полномочия от руководства Эзрас Ахим совещаться с Вами и с представителем организации Хама, и договориться о порядке работы здесь в России, и я готов принять на себя решение Агудас Хабад, в качестве окончательного решения.

*

В соответствии с вышесказанным, я много и успешно координировал деятельность между представителями Эзрас Ахим и между представителями Шамир в Петербурге, и между равом Дов Бером Лазаром и между другими шлухим и представителями, как в Москве, так и в других городах. Я также поехал в Бердичев, чтобы урегулировать напряженность между шалиахом равом Шмуэлем Плоткиным и между представителем Сквиры р. Ш. Брайером. Все это осуществлялось в рамках работы, которая была возложена на Агудас Хасидей Хабад в России, координировать деятельность «организации Хабада в России».

Это было только одна из областей деятельности, которая была возложена в основном на меня. Кроме этого, я много занимался вопросами воспитания и рабанута. Кроме проведения ежедневных занятий в ешиве, в махоне Хая Мушка, и в школе в Москве, я много ездил по городам, в котоырх находились шлухим, я ездил в Харьков (чтобы провести кидушин), в Петербург (чтобы провести общественный сейдер), в Минск (провести шабатон), в летний лагерь в Москве (чтобы заниматься с группой учеников) и т.п.

Также осуществлялась разветвленная деятельность от имени Агудас Хасидей Хабад посредством остальных членов правления, проведение концертов с еврейским содержанием во многих городах, доставка пищи, одежды, газеты на русском языке в наши учреждения в городах, кошерная шхита и т.д.

У нас был специальный склад рядом с синагогой, в котором мы держали продукты, которые привозились посредством Агудас Хасидей Хабад и распределялись по городам. Мы привезли для этой цели в Россию р. Ицхака Левинзона, чтобы он осуществлял руководство деятельностью распределения продовольствия, которое постоянно поступало из США, и рассылку его в города. Он оставался для этой цели в России на протяжении целого года.

3. Назначение Агудас Хабад над шлухим в России

13 швата мы написали письмо Ребе – раввины-шлухим в городах Харьков и Днепропетровск:

Мы, шлухим в городах Харьков и Днепропетровск, спрашиваем мнение Квойд Кдушас Адмур Шлита… мы думаем обратиться к раву Йосеф Ицхаку Ааронову, чтобы он создал новую структуру, которая будет ответственна за на, подобно Мерказ Цеирей Агудас Хабад в Святой земле… он организовал упорядоченным образом, что поступает к нам и во все города продовольствие и материалы на русском языке, и также помогает устранить помехи от других кругов, поскольку он имеет большое влияние… Стоит ли действовать в этом направлении.

И Ребе ответил:

И так пусть делают. И да будет это иметь успех. И особая важность этого – во время между йуд шват и 17 шват, как говорилось в беседе субботы Широ (сосуд для «шир» – в мужском роде). Упомяну на ционе.

Ответ, подобного которому не было за все время руководства Ребе, дать ответ шлиаху оторваться от организации, которая послала его, и объединиться под крышей другой организации, и ясным четким языком: «и так пусть делают. И да будет это успешно». И возможно, что это объясняется тем, что это соответствует указанию Ребе, приведенному выше, которое было дано уже в месяце сиван 5751, что Агудас Хабад в России должна заниматься «организацией Хабада в России».

В конце месяца шват собрались для этого шлухим со всей России, обсуждали этот вопрос, и снова спросили этот же вопрос, и Ребе ответил:

Во всем этом им следует совещаться вместе, и решить вместе, и только сообщить мне, и не спрашивать снова и снова.

Что простой смысл этих слов: после того, как я уже ответил ясный ответ «и так пусть делают», нет необходимости «спрашивать снова и снова», но «совещаться вместе и решить вместе, и только сообщить мне», что принимают мое указание, и не больше.

Соотвественно этому шлухим России написали Ребе 21 адара 5752 г.:

Мы, шлухим Квойд Кдушас Адмур Шлита, собрались сегодня, и вместе приняли решение, принять на себя раввина Йосеф Ицхака Ааронова в качестве главного руководителя над всеми делами Адмур Шлита в России, и также мы сообщаем об этом Эзрас Ахим, и мы просим благословения Квойд Кдушас Адмур Шлита, на успех этого, и чтобы мы продолжали приносить радость Квойд Кдушас Адмур Шлита, и раскрыть мошиаха цидкейну немедленно.

26 адара 5752 года был получен ответ:

Упомяну на ционе.

Как уже говорилось, Ребе не хотел писать «снова и снова» свое указание в этом вопросе, только ограничился тем, что подтвердил то, что написали шлухим, что они принимают на себя исполнение вышеупомянутого указания.

Это был последний ответ, полученный на данную тему, за один день перед 27 адаром 5752.

*

Параллельно, руководитель Эзрас Ахим написал ребе 7 адара-алеф:

Как я уже писал Квойд Кдушас Адмур Шлита, я со своей стороны прекратил, бли недер, всякое соревнование или сопротивление с Агудас Хасидей Хабад в России. Завтра у нас будет собрание руководства, и я приведу это бли недер перед ними, и я надеюсь, с помощью Вс-вышнего, что все примут эту позицию… я не выхожу ни на какую войну, хас ве-шолом и я принимаю все это на себя бли недер с радостью и добрым сердцем.

9 адар-алеф 5752 руководство Эзрас Ахим обратилось к шлухим в России:

Есть необходимость в Хабадской организации, которая будет обладать достаточным авторитетом, чтобы быть нести ответственность за все, что происходит в России. Нам представляется, что это Агудас Хасидей Хабад в России, организация, созданная Квойд Кдушас Адмур Шлита. И также говорилось об этом в одном из фарбренгенов в прошлом году. Мы видим в Агудас Хабад высшую хабадскую структуру в России, и продолжение нашей деятельности в России будет происходить при полной координации действий с ней.

19 адара-алеф руководство Эзрас Ахим написало Ребе:

10 дней назад мы написали Квойд Кдушас Адмур Шлита о решении руководства Эзрас Ахим: а) признать в Агудас Хасидей Хабад в России высшую инстанцию в России. И как понятно, не входить с ними ни в какую конфронтацию, а наоборот.

22 адара-алеф руковдоство Эзрас Ахим написало шлухим:

Сегодня пришел ответ на все письма на эту тему, как далее говорится:

В вопросах Эзрас Ахим и Агудас Хасидей Хабад и т.п., есть отдельное руководство у каждой из них, и уже давно они должны были договориться друг с другом, и по крайней мере, это должно начаться сейчас, и путями приятными и мирными. Упомяну на ционе.

Это был последний ответ руководству Эзрас Ахим который был получен, за несколько дней перед 27 адар-алеф 5752 г.

*

В связи с положением, сложившимся после 27 адара-алеф, запланированная встреча между руководством Эзрас Ахим и руководством Агудас Хабад в России была отложена на конец месяца адар-бейс, когда рав Мойше Слоним приехал в Москву, чтобы представлять Эзрас Ахим, и сообщить, что Эзрас Ахим принимает руководство Агудас Хабад в «организации Хабада в России», и что Эзрас Ахим продолжить поддерживать деятельность шлухим.

Об этом рассказывается в моем дневнике тех дней:

Вторник, 19 адар-бейс, утром, в нашей квартире

В течение последних полутора дней мы были заняты в основном визитом рав Мойше Слонима, чтобы обсуждать будущее работы Эзрас Ахим в России. Он прибыл в воскресенье вечером, и мы сразу встретились в синагоге АГУХ. Он сказал, что он видит, что Ребе хочет, чтобы Агудас Хабад была головной организацией. Сначала он не понял этого, но сейчас он видит это, он и руководство Эзрас Ахим видят это ясно.

Воскресенье, 24 адара-бейс утром, в нашей квартире

Постепенно у рав Йосеф Ицхака Ааронова укрепляется чувство, что хотя он еще не решил окончательно, должен ли он взять на себя иго работы Хабада в России, денежные расходы и организацию деятельности, тем не менее, он берет на себя пока что организацию сейдеров в России.

Вчера он пришел в синагогу в Марьиной Роще, и вечером мы сидели втроем, он, и рав Лазар, и я, и подробно обсуждали ситуацию, и было решено, как говорилось выше.

Канун святой субботы, глава «hа-хойдеш» и канун рош хойдеш нисан утром

Я беседовал с рав Йосеф Ицхаком Ароновым о способах наведения порядка в его поддержке деятельности Хабада в России – прежде чем придут к окончательному соглашению о переводе работы Эзрас Ахим на ЦаХ. После этого рав Йосеф Ицхак Аронов встретился с рав Дов-Бером Лазаром и дал ему 6500$, и это в дополнение к более 10000$, которые он дал ему в последнее время. Вместе с этим говорилось, что нужно прекратить займы на счетах для пополнения кассы, как рав Лазар обыкновенно делал это до сих пор.

*

Эта сумма была предназначена для организации общественных сейдеров во многих городах в России. Не было возможности привезти для этого бохрим из-за границы, поэтому я подготовил для этого учеников ешивы в Москве, насколько это было возможно.

4. Дин Тора

Положение вещей в то время подытожил рав Й.Й. Аронов в письме, которое он послал руководству Эзрас Ахим 7 ава 5752:

В канун Рош хойдеш сиван этого года состоялось совещание в Москве, с участием всех сторон (шлухим, нижеподписавшегося, и Вас), и было решено, с согласия всех сторон, как далее приводится вкратце:

1. Нижеподписавшийся будет генеральным руководителем всех учреждений и шлухим Хабада в СНГ.

2. Шлухим будут подчиняться нижеподписавшемуся.

3. Нижеподписавшийся принимает на себя финансовую ответственность перед шлухим, он будет их единственным адресом в вопросах финансирования и политики….

После этого руководство Эзрас Ахим решило отказаться от всего этого соглашения.

Первое, что было сделано тогда Эзрас Ахим, они уволили рав Дов-Бера Лазара с его должности в Москве, и назначили р. Дани Эдри вместо него.

Рав Дов Бер Лазар вызвал Эзрас Ахим на дин-Тора, и 12 менахем-ав написал раву Шнеер-Залману Гурарье, из Общего совета раввинов Хабада:

Указание Адмур Шлита нам однозначно, что мы должны создать новую структуру во главе с рав Йосеф Ицхаком Ароновым, которая будет руководить деятельностью Хабада в СНГ… хочет прекратить мой шлихус, данный мне Ребе, и назначить на место меня своих людей.

В тот же день шлухим в СНГ подписали общее письмо к общему совету раввинов Любавич, в котором они пишут:

Мы были поражены, услышав, что Лишкат Эзрас Ахим уже пытается начать изменять порядок руководства вещами в Москве, включая также – назначение нового человека вместо шлиаха рава Берла Лазара… и в свете общего положения, что мы получили ясное указание от Квойд Кдушас Адмур Шлита («и так пусть делают…» в отношении создания новой структуры, и в продолжение этого, что шлухим должны «посоветоваться вместе и решить вместе, и только сообщить мне…»), что не дают нам исполнить это указание.

И снова пишут шлухим в России 24 менахем-ав:

Нам совершенно ясно, что наша поездка в Россию была в качестве посланников Квойд Кдушас Адмур Шлита, и никогда мы не соглашались поехать в Россию в качестве работников Лишкас Эзрас Ахим, но Эзрас Ахим обязалась обеспечить нам расходы на нашу деятельность и нашу зарплату. И сейчас, из уже известных соображений, мы хотим прервать наши отношения с Лишкас Эзрас Ахим, и есть у нас на это указание от Квойд Кдушас Адмур Шлита.

После этого шлухим приехали в Нью-Йорк и оттуда написали еще одно письмо к общему совету раввинов Хабада:

В рош-хойдеш сиван 5752… состоялось собрание с участием шлухим, рав Мойше Слонима, и рав Й.Й. Ааронова… и прилагается здесь протокол собрания, и действительно, рав Й.Й. Аронов начал немедленно энергично действовать, и послал деньги и людей, чтобы начать работу.

Накануне субботы мы услышали от имени рав Й.Й. Ааронова, что Эзрас Ахим отменяют соглашение рош-хойдеш сиван, и говорят, что продолжат действовать самостоятельно…

Мы обращаемся к уважаемым раввинам с глубокой душевной просьбой, пожалуйста, сделайте все что в ваших силах и больше того, что в ваших силах, чтобы было исполнено ясное указание Квойд Кдушас Адмур Шлита создать новую структуру, и не позвольте, чтобы воспрепятствовали этому важному делу, от которого зависит будуещее Хабада здесь, и уважение и воля Квойд Кдушас Адмур Шлита…

В заключение: как можно встать против ясного указания Квойд Кдушас Адмур Шлита, тем более в эти дни?!

Агудас Хабад не была стороной в этом дин-Тора, и дин-Тора состоялся между шлухим и между Эзрас Ахим, однако, также рав Й.Й. Аронов подписал, что он принимает на себя решение бейс дин.

В решении бейс-дин в понедельник гл. Тейцей говорится среди прочего:

Мы пришли к решению, что в отношении Москвы ясно, что он [рав Дов-Бер Лазар] – шалиах роши (и рав роши), и следовательно, все назначения в Москве должны приниматься только под его руководством.

И в отношении задачи Агудас Хабад в России сказано 4 элула:

Все, чем занималось руководство Эзрас Ахим до сих пор в сборе денег от частных людей и от общих источников, и организацией летних лагерей и обеспечением раввинов, ешив, школ и т.д. – это также в будущем относится к Эзрас Ахим…

В отношении Агудас Хабад, ее задача и ответственность – стоять в проломе и в войне против противников, и вести всю политику с мудростью и энергичностью и с достоинством, и также вопросы распространения источников хасидизма (вместе с ЦаХ), и в общем, укреплять вопросы еврейства в России, и наблюдение над всеми учреждениями, чтобы они управлялись таким образом, чтобы это приводило только к освящению имени Небес, таким образом, как написал Квойд Кдушас в письмах, не вмешиваться во внутренние дела, но только общее руководство, и помогать как только возможно укреплению Эзрас Ахим и ее учреждений, и стоять твердо на страже, чтобы это было, как сказано выше, чтобы не причинить, хас ве-шолом, уменьшения освящения имени Небес, и также в отношении раввинов в общих вопросах.

И это есть ответственность Агудас Хабад посредством ее руководителя рав Йосеф Ицхака Ааронова. И также съезд шлухим, как политика, так и все духовное его содержание.

Агудас Хабад была вынуждена оставить финансовое руководство учреждениями и шлухим, и продолжили заниматься в основном общими и раввинскими вопросами, но не только этим, но также по возможности финансовой поддержкой, и как будет рассказано далее.

5. Основание Агудас рабоним (совета раввинов) в России

С приездом рав ДовБера Лазара на шлихус в Москву, в начале 5751 года, он спросил у Ребе по поводу отношения Хабада к положению раввината и общин в городе, и Ребе ответил:

Вы не имеете никакого представления о том, что происходит в России…. Все время, пока в России нет крепкого хабадника, от природы способного заниматься общественными делами и делать это энергично (хабади хазак, аскан бетэва увемерец) – как может Хабад взять на себя какую-либо ответственность?!

Ответ подобного же содержания получило руководство Эзрас Ахим в месяце тейвес 5752 [у меня нет сейчас точного текста ответа].

В то время было обсуждение у руководства Агудас Хабад, вместе с рав ДовБером Лазаром, шалиахом в Москве, об организации съезда шлухим, раввинов и тмимим в России, 22-24 швата.

В воскресенье, 22 швата, мы написали об этом Ребе, и отдельно написало также руководство Эзрас Ахим.

Ребе ответил руководству Эзрас Ахим, что поскольку нет ответственного человека, который мог бы вести съезд, не стоит начинать. А нам ответил:

Очень своевременно. Больших успехов.

9 швата я поехал в Нью-Йорк на несколько дней для сбора денег на деятельность Агудас Хабад в России. Перед тем, как вернуться в Москву, я написал Ребе:

Я хочу вернуться в Москву на исходе субботы гл. Йисрой, для того, чтобы прибыть туда вовремя, чтобы помочь, с помощью Вс-вышнего, в руководстве съездом шлухим, раввинов и тмимим, 22-24 швата. И я прошу благословения Квойд Кдушас Адмур Шлита на успех во всем вышесказанном.

И Ребе ответил:

И больших продолжительных успехов и с добавлением, и очень своевременно, и таким образом, чтобы это соответствовало Новому году для «пшеницы… и меда».

В пятницу 2 адар-алеф мы отправили втроем [организаторы съезда, рав Й.Й. Аронов, рав ДовБер Лазар и я] отчет о съезде и семинаре, и Ребе ответил:

И будут идти от победы к победе, и очень своевременно. Упомяну на ционе.

*

Основное обсуждение во время съезда было по поводу основания «Агудас hо-рабоним ди-мдинойс Хевер го-амим» (Совета раввинов СНГ). Члены правления – рав Й.Й. Ааронов, рав ДовБер Лазар и я. Председатель – рав ДовБер Лазар. Члены совета – раввины-шлухим, раввины городов. Советники в вопросах hалахи – рав Азриель Хайкин и рав Йоэль Ливи.

Мы отпечатали специальные бланки для Совета раввинов. Усилиями рав Й.Й. Ааронова были получены поздравительные письма в честь основания совета раввинов – от главных раввинов Святой земли, и также подтверждение для раввинов-шлухим, что они будут признаны раввинами в Главном раввинате Святой земли.

Мы также выпустили специальную брошюру «от свершения к свершению», в которой были помещены хидушей Тора, и также фотографии упомянутых писем, и история основания «Совета раввинов СНГ».

*

В течение трех следующих лет (зима 5752-зима 5755) основное мое занятие было – руководство всеми раввинскими вопросами в СНГ. Для этого я каждые несколько месяцев проводил специальную поездку, вместе с специальной командой раввинов, во все города, где находились шлухим.

Во время этих поездок мы решали все актуальные вопросы, возникавшие у шлухим, в вопросах кашрута, семейных отношений, гиюра, микв и т.д.

Раввины, которые ездили тогда в города вместе со мной: рав Азриель-Зелиг Шарфштейн, рав Мойше Ашкенази, рав Йегуда Ярославский, рав Азриель Хайкин, рав Й. Ливии, рав Х.Й. Айзенбах.

В течение этих трех лет мы несколько раз посетили города: Москву, Петербург, Киев, Житомир, Харьков, Днепропетровск, Херсон, Николаев, Кишинев и еще.

В каждом городе, где мы были, мы посещали школу и ешиву, чтобы экзаменовать учеников и читать лекции перед ними.

Я также в течение этого периода проводил съезд раввинов-шлухим, во время которых происходило общее обсуждение во всех вопросах, стоявших перед шлухим. Такие съезды происходили в Москве и в Нью-Йорке (когда шлухим приезжали на всемирный съезд шлухим).

6. Расширение деятельности Агудас Хабад в России

В конце месяца сиван 5754 обратился шлиах в Киеве к рав Й.Й. Ааронову с сообщением, что прервалась всякая связь между шлихус в Киеве и между Эзрас Ахим, и что деятельность находится на грани прекращения, и поэтому он просит рав Й.Й. Ааронова принять на себя город Киев.

В начале тамуза 5754 я был также в Святой земле (3 тамуза я вернулся в Нью-Йорк), и мы много обсуждали этот вопрос. В конце концов было решено, что рав Й.Й. Ааронов возьмет на себя город Киев.

В течение времени с тех пор и до сего дня[1] деятельность в Киеве была развернута с большой силой. Привел туда еще несколько шлухим, была передана синагога Бродского, создана большая школа, больше 500 учеников (одна из крупнейших в России), и деятельность там укрепляется и расширяется, и прославляет имя Хабада (несмотря на несколько сложностей, которые были там, и не здесь место говорить о них).

*

В конце лета 5757 обратился шлиах в Ростове, рав Эльяшив Каплун, с предложением выкупить дом Адмур Рашаба в Ростове. Агудас Хабад увидела в этом свою святую обязанность, заняться этим вопросом, ибо эта деятельность не вредит никакой структуре или организации, существующей в СНГ.

Агудас Хабад согласовывала каждый свой шаг с шалиахом в этом городе, как это принято, и таким образом выкупила этот дом.

В этом святом доме Агудас Хабад основала заново ешиву Тоймхей Тмимим. Миква Ребе Рашаба была восстановлена и отремонтирована. Мы также организовали талмидим-шлухим, которые учатся в этой ешиве, и также дети и жители города Ростова приходят учиться и совершенствовать свои знания в ешиве. Школа росла и расширялась, вся деятельность в городе расцветала очень быстро, к славе и красе Хабада в России.

7. Основание «Ор Авнер»

Летом 5753 была основана организация «Ор Авнер», посредством которой бизнесмен г-н Леви Леваев поддерживает деятельность шлухим.

Требовался руководитель этой разветвленной деятельности. Рав ДовБер Лазар предложил, чтобы я, в качестве представителя Агудас Хабад в СНГ, взял на себя ответственность за эту организацию.

Я подумал, что в соответствии с указанием, упомянутым выше, что основная моя работа должна быть здесь, в библиотеке, и вместе с этим я должен продолжить заниматься «организацией Хабада в России», я готов посвящать этому две недели каждые два месяца, когда я буду приезжать в Россию, чтобы руководить этой организацией.

Я встретился с господином Леви Леваевым, который попросил, чтобы я сначала посетил шлухим, и дал ему отчет о их деятельности и возможностях ее расширения.

Об этой встрече рассказывается в моем дневнике:

Во вторник [2 ава 5753] днем мы встретились, рав ДовБер Лазар, я, и Леви Леваев. Мы беседовали около полутора часов, и было решено, что через две недели после того, как я вернусь в Нью-Йорк, я посещу города и передам отчет, и мы обсудим открытие фонда для учреждений Торы и еврейства в СНГ.

Перед поездкой я написал рав ДовБеру Лазару 8 элула 5753:

Я уже писал тебе вчера, что я хочу выехать отсюда в воскресенье немедленно в Киев, и посетить Киев, Херсон, Николаев и Одессу во вторник-пятницу, в субботу быть в Кишиневе, в воскресенье – в Харькове, а в понедельник приехать в Москву…

О визите в Киев я говорил с Пинхасом Вышедским… о визите в Херсон – я говорил с Вольфом и Мондшайном… о визите в Кишинев я говорил с Вайсельбухом, который возвращается в воскресенье отсюда через Москву в Кишинев… В Харьков я звонил… о визите в Одессу ты написал мне, что поговорим когда я приеду.

После посещения всех этих городов я вернулся в Москву. Я подготовил отчет и передал его Леви. Отчет я начинаю так:

Как мы уже договаривались, я прилагаю здесь обзор работы шлихус в городах СНГ.

Наша постоянная деятельность осуществляется в СНГ в 15 городах. 1) Москва 2) Киев 3) Кишинев 4) Ташкент 5) Самарканд 6) Петербург 7) Днепропетровск 8) Харьков 9) Николаев 10) Одесса 11) Житомир 12) Херсон 13) Ростов 14) Горький 15) Минск

О городах Петербурге, Днепропетровске и Житомире, я уже писал. О Москве, Самарканде и Ташкенте, Вы знаете сами. Сейчас я дам обзор городов: Киев, Херсон, Николаев, Одесса, Кишинев и Харьков.

В трех последних городах – Минске, Горьком и Ростове – не было до сих пор постоянного шалиаха. Несколько месяцев назад в Минск был послан рав Грузман посредством Эзрас Ахим, в Горький – рав Лабкивкер посредством Хама, и в Ростов – рав Каплун посредством Хама.

Итог визита я описываю в своем дневнике, 23 элула:

Я был у него вчера вместе с равом ДовБером [Лазаром]. Он [р. Леви Леваев] утвердил мне бюджет на месяц 16700$. Из этой суммы будет разделяться на различные учреждения, как я перечислил в своем предложении, включая билеты 13 бохрим приехать в Россию.

Так началась моя работа по руководству фондом Ор Авнер, на протяжении месяцев тишри-хешван 5754.

В начале кислева произошел поворот, когда кто-то убедил Леви, что нехорошо будет, если я, в качестве члена Агудас Хабад в России, буду стоять во главе фонда. Леви решил назначить на это отдельного человека на зарплате, и посредством этого фонда у него будет монопольная власть над всей деятельностью Хабада в странах СНГ.

Однако я продолжил свои поездки по городам, вместе с группой раввинов, как я это делал ранее, и в месяце шват я взял группу раввинов и посетил большую часть наших городов в России.

Когда я вернулся в Москву, я позвонил р. Леви Леваеву, и попросил о короткой встрече. Он не согласился встретиться со мной, и я не знал, почему.

Когда я вернулся в Нью-Йорк, я попросил рав ДовБера Лазара объяснить Леви, что я просто хотел завершить с миром, и жаль, что он не согласился встретить меня.

21 адара рав Лазар ответил мне:

Я говорил с Леви несколько раз, с тех пор как вернулся сюда, и сразу, как только я вернулся, он начал мне объяснять… что ты звонил, и он не знал, что ты хочешь, и подумал, что ты снова хочешь предложить ему что-то, и не знал, что ответить, поэтому не был готов встретиться с тобой.

Я объяснил ему, что ты хотел только передать отчет о прошлом, и расстаться по-дружески. Как понятно, он сказал, что ничего не имеет против тебя, он со стороны других вещей, которые были вокруг этого, он не хотел продолжать в этом.

В месяце менахем-ав 5754 состоялась закладка первого камня синагоги в Марьиной Роще. В продолжение этого я организовал съезд шлухим, которые в течение целого дня совещались с перечисленными выше раввинами о раввинских вопросах, которые возникают у каждого шлиаха.

Во время того съезда я решил организовать специальный «семинар» в начале месяца тейвес 5755, во время которого я приеду с несколькими раввинами в Москву, проведем несколько дней с раввинами-шлухим в СНГ, чтобы обсудить все вопросы, возникающие у шлухим.

В течение месяца кислев Леви собрал всех шлухим на собрание официального основания фонда Ор Авнер, которое состоится в середине месяца тейвес 5754.

5 тейвес я спросил у членов «совета шлухим» (созданного тем временем):

Я понимаю, что вы хотите все собраться в Москве в ближайшие недели, и я спрашивал несколько раз, стоит ли посвятить один день углубленному изучению галахических вопросов в конце недели, в продолжение этого визита в Москве, и я привезу несколько раввинов для этого.

И на это я получил ответ от представителя «совета шлухим» 11 тейвеса:

По поводу съезда раввинов и собрания, которое было в Москве в связи с «фондом Ор Авнер», хотя это было частное собрание «частного спонсора», мы задали шлухим этот вопрос, и как понятно, что все хотят и просят, чтобы ты организовал «съезд раввинов» и т.д., но на сегодня мы решили, что все решения, которые каким-то образом может быть связаны с политикой, или по крайней мере, что люди связывают это с политикой той или иной организации или человека, мы не будем входить в это сейчас.

Это означало, что, поскольку моя деятельность связана с Агудас Хабад, и поскольку, возможно, фонд Ор Авнер не захочет сотрудничать с Агудас Хабад, поэтому можно обозначить всю деятельность Агудас Хабад как «политика», и поэтому мне не разрешили приехать.

На это я ответил им:

Все, что я стараюсь делать все время, поскольку я считаю, что Квойд Кдушас рабейну возложил на меня в качестве члена правления Агудас Хабад в России, чтобы руководить «организацией Хабада в России», и очень поддерживал меня в организации «съезда раввинов» и организации «объединения раввинов».

Если, однако, по вашему мнению, все организации, которые я перечислил, «связаны с политикой, или по крайней мере… их связывают с политикой» – то я не хочу политики…

Съезд шлухим в месяце тейвес этого года – было уже решено о его проведении зимой 5754, и также я договаривался тогда в Харькове с одним из членов совета шлхуим.

После этого в конце месяца менахем-ав был утвержден план съезда посредством всех шлухим, и в отдельном обсуждении шлухим решили, что им трудно приезжать для этого в Петербург или на Украину, и поэтому решено было проводить его в Москве.

После этого были обсуждения о съезде Гольдшмита и Сохнута и Блайха, и было решено отказаться от всех этих предложений из-за нашего съезда раввинов, который состоится в месяце тейвес в Москве.

После этого и далее мне было не разрешено от шлухим действовать в России, так, что стала невозможно для меня осуществлять постоянную деятельность в России.

Деятельность шлухим в странах СНГ распространилась и расширилась в течение этих лет с большим успехом, при поддержке фонда «Ор Авнер». Однако, координация большей части шлухим с Агудас Хабад прекратилась по указанию руководителя фонда, несмотря на то, что это противоречит указаниям Ребе, приведенным выше.

*

В течение 5755-5758 у нас (рав Й.Й. Ааронов, рав ДовБер Лазар и я) много бесед на эту тему, в специальных встречах между нами, и в телефонных разговорах. Рав Лазар всегда утверждал, что он знает, что новый порядок противоречит порядку, который указал Ребе, и назначению, которое он дал Агудас Хабад, но, как он ни пытался, он не может изменить положения, и это не зависит от него, и он также не хочет подвергать опасности поддержку фонда Ор Авнер, и он не знает, что делать, и что он надеется всем сердцем, что это только временно, и в конце концов он сможет вернуть положение к первоначальному состоянию, как Ребе организовал и назначил.

В частном порядке он также продолжил советоваться по многим вопросам руководства шлухим, и также жаловался на то, что руководители Ор Авнер требуют от шлухим неподобающие вещи (как например участие в общем съезде с Бней Акива в Иерусалиме, в котором многие вещи были неподобающи).

8. Продолжение ограниченной деятельности

В течение всего этого периода мы действовали ограниченным образом, и также тайно консультировали нескольких шлухим, так, чтобы не пробудить гнева руководителей Ор Авнер.

Так продолжалось до начала 5758, когда Агудас Хабад выкупили дом Адмур Рашаба в Ростове, как рассказывалось выше.

Сразу же вышел гнев за это действие, с утверждением, что Агудас Хабад не имеет право осуществлять никакие действия в России без «согласия» «совета шлухим».

В продолжение этого «совет шлухим» напечатал «сообщение и объяснение» в Кфар Хабаде, и его содержание, что все деятельность Агудас Хабад в СНГ» должна получить сначала «одобрение» руководства «совета шлухим», который был создан в СНГ.

И тогда усилилась борьба «совета шлухим в СНГ», который сам себя создал, и который поддерживается «фондом Ор Авнер» — против Агудас Хабад в СНГ, которая была создана нашим Ребе, нашим главой, который также назначил лично членов правления, с целью «организации Хабада в России» – как подробно рассказывалось выше.

Война против Агудас Хабад ведется в нескольких плоскостях и многими способами, но в основном их война происходит тем же образом, как раньше, и вплоть до того, что в одном из последних номеров «Кфар Хабад» они рассказывают о «совете шлухим», который шлухим «снова уполномочили представлять их во всех вопросах, связанных с деятельностью шлухим», подчеркивая, что только «совет» имеет право представлять деятельность шлухим, и весь этот акцент сделан для того, чтобы подтвердить позиции фонда «Ор Авнер», противодействовать любой и всякой деятельности, которую ведет «Агудас Хабад в СНГ».

Еще более они подчеркнули это в их сообщении в «йом шиши» (14 швата стр. 33) и в других газетах («мишпаха» и еще):

Во время съезда шлухим обсудили с большой болью о препятствиях и противодействии, которые имели место в последнее время против деятельности шлухим со стороны различных организаций, которые пытаются представлять еврейство СНГ.

Имеется в виду, понятно, Агудас Хабад в СНГ, которую назначил Ребе, чтобы «организовать Хабад в России».

Но мы обязаны не считаться со всеми этими анафемами, и исполнять то, что возложено на нас нашим Ребе, нашим главой; но все это делается ограниченно и тихо, и как сказал Ребе: «таким образом, чтобы уменьшить разногласия».


[1] 2000 год, дата написания брошюры. Прим. переводчика