Тегилим

2 Адар 5778

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

10.

(1) Почему, Бог, стоишь Ты вдали, закрываешь [глаза] во времена бедствия?[1]. (2) В надменности своей бедного преследует злодей. Но попадутся они ухищрениями, которые сами замышляют. (3) Ибо злодей хвалится похотью души своей, хищный, ублажая себя, Бога гневит. (4) Злодей [говорит] в высокомерии своем: «Не взыщет Он». «Нет Всесильного!» – все помыслы его. (5) Успешны пути его во всякое время, суды Твои далеки от него, всех врагов своих он [словно] сдувает. (6) Говорит он в сердце своем: «Не поколеблюсь, во многих поколениях не приключится мне зла». (7) Уста его полны клятв, лжи и коварства, под языком его – несправедливость и обман. (8) Сидит он в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного, глаза его подсматривают за обездоленным. (9) Подстерегает он его в потаенном месте, как лев в логовище, подстерегает в засаде, чтобы бедного схватить, хватает бедного, увлекая в сети свои. (10) Сгибается он, прилегает – и обездоленные попадают в мощные когти его. (11) Говорит он в сердце своем: «Забыл Бог, скрыл Свой лик, не увидит никогда». (12) Восстань, о Бог! Всесильный, вознеси руку Твою, не забудь смиренных! (13) Зачем злодей гневит Всесильного, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? (14) Ты видишь, ибо Ты на притеснения и обиды смотришь, чтобы воздать рукой Своей. Тебе предает себя бедный, сироте Ты помощник. (15) Сокруши мышцу злодея, [тогда и делающего] зло, – будешь искать и не найдешь его нечестия. (16) Бог – царь на веки вечные, исчезнут язычники с земли Его. (17) Желание смиренных Ты слышишь, о Бог, укрепи сердце их, да внемлет ухо Твое, (18) чтобы творить правосудие сироте и угнетенному, дабы не терзал более человека на земле.

11.

(1) Руководителю [музыкантов. Песнь] Давида. На Бога уповаю я; как же вы говорите душе моей: «Улетай на гору вашу, словно птица»?[2]. (2) Ибо вот, злодеи натягивают лук, стрелу свою прикладывают к тетиве, чтобы во тьме стрелять в честных сердцем. (З) Когда были разрушены основания, что делал праведник? (4) Бог в святом Храме Своем, Бог – престол Его на небесах, глаза Его взирают [на вас], веки Его испытывают сынов человеческих. (5) Бог испытывает праведного, а злодея и любящего насилие ненавидит душа Его. (6) Дождем прольет Он на злодеев горящие угли, огонь и серу, и палящий ветер – их доля из чаши. (7) Ибо Бог праведен, любит правду, честного узрил лик Его.

12.

(1) Руководителю [музыкантов], на восьмиструнном [музыкальном инструменте]. Песнь Давида. (2) Спаси, о Бог, ибо не стало благочестивых, ибо исчезли верные из среды сынов человеческих. (3) Ложь говорят друг другу, уста льстивы, говорят от сердца притворного. (4) Истребит Бог все уста льстивые, язык велеречивый, (5) тех, которые говорят: «Языком нашим пересилим, уста наши с нами, кто нам господин?». (6) Из-за ограбления бедных и стенания нищих ныне восстану, говорит Бог, помогу тому, кого уловить хотят. (7) Слова Бога – слова чистые, серебро, очищенное в горниле, семь раз переплавленное. (8) Ты, Бог, сохранишь их, беречь будешь от поколения этого вовек. (9) Кругом злодеи ходят, словно буйвол прожорливый за сынами человеческими.

13.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Доколе, о Бог, будешь забывать меня навек, доколе будешь скрывать лик Свой от меня? (3) Доколе мне слагать советы в душе моей, [как избавиться от] скорби в сердце моем целый день? Доколе враг мой будет возноситься надо мною? (4) Взгляни, ответь мне, Бог, Всесильный мой! Дай свет глазам моим, чтобы не уснул я сном смертным, (5) чтобы не сказал враг мой: «Я одолел его», чтобы не возрадовались противники мои, если я пошатнусь. (6) Я же уповаю на милосердие Твое; сердце мое ликует о спасении Твоем; я пою Богу, благодетельствующему мне.

14.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида[3]. Сказал негодяй в сердце своем: «Нет Всесильного». Развратились они, совершили гнусные дела, нет делающего добро. (2) Бог с небес посмотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли благоразумный, ищущий Всесильного. (3) Все сошли с пути, вместе растлились, нет делающего добро, нет ни одного[4]. (4) Неужели не знают все творящие беззаконие, поедающие народ мой, словно хлеб, что они к Богу не взывали?[5]. (5) [Ведь] там испытывали они страх, ибо Всесильный – в поколении праведном[6]. (6) Вы глумились над мыслью бедного, что Бог – упование его[7]. (7) «Кто даст с Сиона спасение Израилю?». Когда возвратит Бог пленников народа Своего, тогда будет ликовать Яаков и возрадуется Израиль.

15.

(1) Песнь Давида. Бог! Кто может пребывать в шатре Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? (2) Тот, кто ходит в непорочности и поступает справедливо, истину говорит в сердце своем. (3) Кто не разносит клеветы языком своим, не делает зла ближнему своему и не принимает поношения за родственника своего[8]. (4) Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Бога славит; кто клянется [даже себе] сделать худо и не изменяет. (5) Кто серебра своего не отдавал в рост и взятки против невинного не брал. Поступающий так не пошатнется вовек.

16.

(1) Золотой венец[9] Давида. Храни меня, Бог, ибо на Тебя я уповаю. (2) Сказала ты, [душа моя[10]], Богу: «Ты – Господь мой; нет у меня [иного] блага – только от Тебя»[11]. (3) К святым, которые в земле, к могучим – к ним все желание мое[12]. (4) Умножатся скорби у тех, которые спешат к [богу] чужому; не буду совершать их кровавые возлияния, и не взойдут имена их на уста мои. (5) Бог – доля наследия моего и чаши моей. Ты поддерживаешь жребий мой[13]. (6) Полосы надела выпали мне приятные, наследие мое прекрасно для меня[14]. (7) Благословляю я Бога, Который наставлял меня; также совесть моя по ночам увещевала меня. (8) Представляю я Бога пред собою всегда, ибо [Он] справа от меня, – не пошатнусь. (9) Поэтому возрадовалось сердце мое, возликовала слава моя[15], также и плоть моя будет пребывать в спокойствии[16]. (10) Ибо Ты не оставишь души моей в могиле, не дашь благочестивому Твоему увидеть тление. (11) Укажи мне путь жизни, изобилие радостей пред ликом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

17.

(1) Молитва Давида. Услышь, о Бог, правду, внемли славословию моему, прими молитву из уст нелживых. (2) От Тебя правосудие мне изойдет, глаза Твои увидят правоту. (3) Ты сердце мое испытал, посетил меня ночью, проверил меня и не нашел [злого умысла]; от мыслей моих не отступают уста мои. (4) В делах человеческих, по слову уст Твоих, остерегался я путей распутника. (5) Утверди шаги мои на путях Твоих, да не пошатнутся стопы мои. (6) К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, о Бог; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. (7) Яви дивное милосердие Твое, [Ты] спасаешь уповающих [на Тебя] от восстающих против десницы Твоей. (8) Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня (9) от злодеев, грабящих меня, – от врагов души моей, окруживших меня. (10) Они потучнели, уста их надменно говорят. (11) На каждом шагу нашем ныне окружают нас; устремили глаза свои, чтобы низложить нас на землю. (12) Подобны они льву, жаждущему терзать, молодому льву, сидящему в засаде. (13) Восстань, о Бог, предвосхити их, низложи их, избавь душу мою от злодея, [от] меча Твоего[17], (14) от людей – рукой Твоей, о Бог, от смертных, чей удел – в жизни[18] и чье чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; [из тех, что] пресыщены сыновьями и остаток детям своим оставляют. (15) А я правдой буду созерцать лик Твой, пробудившись, насыщаться буду образом Твоим.



[1] Давид призывает Всевышнего не медлить со Своим правосудием, ибо злодеи, не видя немедленного наказания, думают, что нет Божественного суда над ними (Мецудат Давид).

[2] Эта песнь составлена в связи с бегством Давида от преследовавшего его Шауля. Беглец подобен скитающейся птице (Мецудат Давид, Раши).

[3] Две схожих песни (14-я и 53-я) пророчески сказаны Давидом в связи с разрушением двух Иерусалимских Храмов. Данная песнь говорит о разрушении Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором. Его военачальник Невузарадан не побоялся войти в святилище, говоря: «Нет Всесильного», т. е. нет Верховного Судьи, всё случайно (Мецудат Давид, Раши).

[4] Никто из войска Невузарадана не противостоял ему, когда он вступил в святилище, чтобы разрушить его (Раши).

[5] Неужели они не понимают, что народ Иудеи, который они теперь покорили, потому и стал «их хлебом», что «к Богу не взывали»? (Мецудат Давид).

[6] Когда ассирийский царь Санхерив был в Иерусалиме, он испытывал страх, ибо множество его воинства пало, т. к. поколение народа Израиля было праведным, и Всесильный был тогда среди них (Мецудат Давид).

[7] «Вы смеялись над мыслью бедного народа Израиля, у которого одна надежда – Бог». Во времена царя Хизкиягу ассирийский военачальник Равшаке громко глумился над верой Израиля в то, что Всесильный спасет их от могучей руки ассирийского царя (Мецудат Давид).

[8] Если родственник его совершил неугодный поступок, он наказывает его по суду, но не несет за него поношение в том, что он скрывал этот поступок (Мецудат Давид).

[9] Золотой венец – наиболее любимая Давидом песнь, подобная золотому венцу (Мецудат Давид).

[10] Давид разговаривает со своей душой (Мецудат Давид) или с народом Израиля (Раши).

[11] Ты благодетельствуешь мне не по заслугам моим, а по милости (Мецудат Давид, Раши).

[12] Все мое стремление к Богу – благодаря святым, похороненным в земле и могучим в богобоязненности. Им ты, душа моя, будь покорна (Мецудат Давид).

[13] «Словно отец, наставляющий своего сына выбрать лучшую долю в наследстве, Ты, держа меня за руку, положил ее на лучший жребий» (Мецудат Давид).

[14] Тот Бог, Которого я избрал в наследие, Он особенный, отличный от всех других (Мецудат Давид).

[15] Слава моя – душа моя (Мецудат Давид).

[16] После смерти, в могиле (Мецудат Давид).

[17] От злодея, который является Твоим мечом (Мецудат Давид).

[18] Жизни вечной – в мире грядущем (Мецудат Давид).

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру