Тегилим

5 Элул 5778

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

29.

(1) Песнь Давида. Воздайте Богу, сыны могучих[1], воздайте Богу славу и силу, (2) воздайте Богу славу имени Его, поклонитесь Богу в священном благолепии! (3) Голос Бога – над водами, Всесильный в славе Своей мечет громы, Бог – над водами многими. (4) Голос Бога могуч, голос Бога величествен. (5) Голос Бога сокрушает кедры, сокрушил Бог кедры Ливана, (6) заставил Он их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирьон[2] – подобно молодому буйволу. (7) Голос Бога высекает пламень огней. (8) Голос Бога сотрясает пустыню, сотрясает Бог пустыню Кадеш. (9) Голос Бога разрешает от бремени ланей и обнажает леса[3]; и в Храме Его все возвещает о славе. (10) Бог восседал над потопом, и будет восседать Бог властелином вовек[4]. (11) Бог даст мощь народу Своему, Бог благословит народ Свой миром.

ВТОРОЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ

30.

(1) Песнь Давида при обновлении Храма. (2) Превозношу Тебя, о Бог, ибо Ты поднял меня и не дал моим врагам торжествовать надо мною. (3) Бог, Всесильный мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. (4) Бог! Ты вывел из преисподней душу мою, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. (5) Пойте Богу, благочестивые Его, славьте память святости Его, (6) ибо на [одно] мгновение гнев Его, благоволение Его на долгую жизнь: вечером водворяется плач, а на утро – ликование. (7) И говорил я в благоденствии моем: «Не поколеблюсь вовек». (8) По благоволению Твоему, о Бог, Ты укрепил гору мою; но [когда] скрыл Ты лик Свой, был я испуган. (9) К Тебе, Бог, взывал я, Господа умолял: (10) «Какая польза от крови моей, когда я сойду в могилу? Разве будет прах славить Тебя, разве будет он истину Твою возвещать? (11) Услышь, о Бог, и помилуй меня! Бог, будь мне помощником! (12) Ведь Ты обращал сетование мое в танец, снимал с меня вретище, опоясал весельем, (13) дабы пела Тебе душа [моя], не умолкая, о Бог, Всесильный мой! Тебя буду славить вечно».

31.

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) На Тебя, о Бог, я уповаю, не буду пристыжен вовек; по правде Твоей избавь меня; (3) прислушайся ко мне, поспеши спасти меня. Будь мне каменной твердыней, домом укрепленным, чтобы спасти меня, (4) ибо Ты – скала моя и крепость моя, и ради имени Твоего веди меня и направляй. (5) Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, – ведь Ты оплот мой. (6) В руку Твою я вручаю дух мой, Ты избавишь меня, о Бог, Всесильный [Бог] истинный[5]. (7) Презираю почитателей тщетной лжи – я на Бога уповаю. (8) Буду ликовать и радоваться милосердию Твоему, потому что Ты видел бедствие мое, обратил внимание на горесть души моей. (9) и не предал меня в руки врага, поставил Ты ноги мои на просторном месте. (10) Помилуй меня, о Бог, ибо в бедствии я; истлели от горя глаз мой, душа моя и утроба моя. (11) Истощились в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от греха моего сила моя, кости мои истлели. (12) Из-за всех врагов моих я был опозорен, у соседей моих [опозорен] весьма, стал страшилищем для знакомых моих, видящие меня на улице избегают меня. (13) Забыт я в сердцах, словно мертвый; я стал как сосуд разбитый, (14) ибо слышу злоречие многих; со всех сторон страх, когда они сговариваются против меня, замышляют убить меня. (15) Но я на Тебя уповаю, о Бог, говорю: «Ты – мой Всесильный». (16) В Твоей руке мои дни, спаси меня от руки врагов моих и гонителей моих. (17) Яви лик ясный Твой рабу Твоему, спаси меня милосердием Твоим. (18) Бог! Да не буду посрамлен, ибо к Тебе взываю; нечестивые же будут посрамлены, пропадут в преисподней. (19) Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят заносчиво, с гордостью и презрением. (20) Как много у Тебя хорошего, что Ты хранишь для боящихся Тебя, что Ты уготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! (21) Сокрой их под сенью лика Твоего от козней людских, спрячь их под покровом от пререкания языков. (22) Благословен Бог, Который явил мне дивное милосердие Свое, [словно] я в укрепленном городе! (23) А я говорил в смятении моем: «Отвержен я от глаз Твоих». Но Ты услышал голос молитвы моей, когда воззвал я к Тебе. (24) Любите Бога, все благочестивые Его: Бог хранит верных, а поступающим надменно воздает по надменности их. (25) Мужайтесь, и да укрепится сердце ваше, все надеющиеся на Бога!

32.

(1) Давида благоразумное наставление. Счастлив тот, кому прощено преступление его [и] грехи отпущены. (2) Счастлив человек, которому Бог не вменит греха, в чьем духе нет лукавства![6]. (3) Когда я безмолвствовал[7], обветшали кости мои от вседневного стенания моего, (4) ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, словно в летний зной, навсегда. (5) Сообщил я Тебе о проступке моем и не скрыл вины моей, [ибо] сказал я: «Признаюсь Богу о преступлениях моих, и Ты снимешь с меня вину греха моего». (6) За это пусть молится всякий благочестивый Тебе во время подходящее[8], и [тогда] только разлив многих вод не настигнет его[9]. (7) Ты – укрытие мое, Ты бережешь меня от бедствия, радостями избавления окружаешь меня постоянно[10]: (8) «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти, советовать буду тебе, [обращу] на тебя взор Мой». (9) Не будьте как конь, как мул неразумный, которого, нарядив, нужно обуздать уздою и удилами, чтобы они не приближались к тебе[11]. (10) Много болезней у злодея, а надеющегося на Бога – милосердие окружает его. (11) Веселитесь о Боге и радуйтесь, праведники; воспевайте все, у кого сердце честное.

33.

(1) Пойте, праведные, Богу! Честным подобает хвалить [Его]. (2) Благодарите Бога [под звуки] арфы, играйте пред Ним на десятиструнной лире. (3) Воспойте Ему новую песнь, хорошо играйте, издавая трубные звуки. (4) Ибо слово Бога правильно, всякое деяние Его верно. (5) Любит Он справедливость и правосудие, милосердием Бога полнится земля. (6) Словом Бога небеса сотворены, дуновением уст Его – все воинство их. (7) Собрал Он, словно груды, воды морские, кладет в хранилища бездны. (8) Пусть боятся Бога все [жители] земли, да трепещут пред Ним все обитатели вселенной, (9) ибо Он сказал – и [всё] возникло, Он повелел – и свершилось. (10) Бог разрушил совет язычников, расстроил замыслы народов. (11) Совет Бога вовек устоит, помыслы сердца Его – на все поколения. (12) Счастлив народ, у которого Бог – его Всесильный, народ этот избрал Он в наследие Себе. (13) С небес взирает Бог, видит Он всех сынов человеческих, (14) с престола, на котором восседает, наблюдает Он за всеми обитателями земли. (15) Сердца их всех Он сотворил, вникает во все их дела. (16) Царь не спасется войском многочисленным, богатырь не уцелеет [благодаря своей] великой силе. (17) Бесполезен конь для избавления, большое войско не спасет его. (18) Вот, око Бога обращено на боящихся Его, на полагающихся на милосердие Его, (19) – избавить душу их от смерти, сохранить их во время голода. (20) Душа наша на Бога уповает, Он – наша поддержка и защита. (21) Ибо Ему возрадуются наши сердца, ибо на Его святое имя мы полагались. (22) Да будет милосердие Твое, о Бог, с нами, как мы того ожидаем от Тебя!

34.

(1) [Песнь] Давида, когда он притворялся перед Авимелехом[12], и тот прогнал его, и он ушел. (2) Благословляю я Бога во всякое время – всегда славословие Ему на устах моих. (3) Богом хвалиться будет душа моя; кроткие услышат и возвеселятся. (4) Возвеличьте Бога со мною, превознесем Его имя вместе! (5) Вопрошал я Бога, и Он ответил мне, от всех страхов моих избавил меня. (6) [Кто] обращал свой взор к Нему, те просвещались, лица их не устыдятся. (7) Вот, бедный воззвал – Бог слышит и от всех бедствий спасает его. (8) Вот, посланец Бога [стоит станом] вокруг боящихся Его и избавляет их. (9) Попробуйте и вы увидите, что Бог хорош! Счастлив человек, который уповает на Него! (10) Благоговейте пред Богом, святые Его, ибо боящиеся Его не испытывают нужды. (11) Львы молодые бедствуют и голодают, но ищущие Бога не будут лишены никаких благ. (12) Придите, сыны, слушайте меня – трепету пред Богом научу я вас. (13) Кто тот человек, что жизни желает, что любит долгоденствие, чтобы видеть благо? (14) Береги язык свой от зла, уста свои от обмана. (15) Уклоняйся от зла и делай добро, желай мира и стремись к нему. (16) Глаза Бога к праведникам [обращены], уши Его – к воплю их. (17) Но лик Бога [против] делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. (18) Взывают [праведные], и Бог слышит, от всех их горестей избавляет. (19) Близок Бог к сокрушенным сердцем, угнетенных духом спасает. (20) Много горестей у праведного, от всех их избавляет его Бог. (21) Все кости его Он бережет – ни одна из них не сокрушится. (22) Умертвит злодея зло, а ненавидящие праведного будут обвинены. (23) Избавляет Бог душу рабов Своих, не будет обвинен никто из уповающих на Него.



[1] Ангелы (Мецудат Давид).

[2] Ливан и Сирьон – названия двух гор (Мецудат Цийон, Раши)

[3] Деревья в лесу падают от голоса Бога. Смысл этих метафор – падение врагов Израиля (Мецудат Давид).

[4] Во время всемирного потопа Всевышний явился как единственный властелин, ибо все погибло. Так и в грядущее время Он будет единственным судьей, ибо все будут осознавать, что Он – создатель вселенной (Мецудат Давид)

[5] Ложась спать, я вручаю Тебе свою душу на хранение, будучи уверен, что Ты – истинный, и возвратишь мне ее утром, так что я не умру (Мецудат Давид).

[6] Всевышний не вменит ему греха, если он раскайся искренне, не помышляя вернуться в грех (Мецудат Давид, Раши).

[7] Размышляя над тяжестью моего греха (Мецудат Давид).

[8] Когда раскается всем сердцем (Мецудат Давид).

[9] «Многие воды» – это страдания и искупление грехов после раскаяния. Он молится о том, чтобы страдания не настигли его как «разлив многих вод», т. е. все сразу (Мецудат Давид).

[10] Когда наступает очередная беда во искупление греха, тогда Ты меня спасаешь, и я каждый раз радуюсь избавлению (Мецудат Давид).

[11] Когда коня наряжают, он испытывает неудобство и готов брыкаться, потому и приходится его обуздывать. Когда вас постигнут страдания, искупающие вину, не ропщите, а принимайте их с радостью (Мецудат Давид).

[12] Авимелех – правитель филистимлян. В книге Шмуэль I (21:11-15) рассказывается, как Давид, спасаясь от преследования Шауля, бежал в город Гат. Когда филистимляне опознали в нем Давида, сражавшегося против них, они хотели его убить. Давид притворился безумцем, и Ахиш (Авимелех) прогнал его. В честь этого чудесного спасения Давид и составил данную песнь (Раши).


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .