Дополнения

ГАГАДА

ГАГАДА ШЕЛ ПЕСАХ («Сказание о Пасхе») знакомо каждому еврейскому ребенку. Это есть книга, которою пользуются во время Седера. Она содержит полное домашнее богослужение для первых двух ночей Седера на Пасху.

Первая Пасха с Седером имела место в 2248 году после солдания мира. С того времени она соблюдается, свыше тридцати-'четырех столетий, согласно с законами Торы. «И объяви в день тот сьшу твоему, говоря: это ради того (исполнение заветов Г-сподних), что Г-сподь сделал со мною, когда я вышел из Египта» (Исход 13:8). Предписывая законы, касающиеся Пасхального ягненка, Тора четырьмя различными способами объясняет смысл великого и сложного Пасхального богослужения. Наши раввины описывают четыре вида детей – умный, коварный, простой и тот, который не в состоянии задать правильно вопрос – и дают также правильные ответы, упоминаемые в Торе.

Наши раввины составили также «Четыре Вопроса» – Ма ништана, которые сын должен задать на Седере. Тут же нужно упомянуть, что один из вопросов, задававшихся тогда, корда существовал еще Храм и приносился в жертву Пасхальный ягненок, теперь больше не задается. Вопрос этот был следующий: «В другие ночи мы един и жареное и вареное мясо, но почему в эту ночь мы едим только жареное мясо?» (потому что, как вы знаете, Пасхального ягненка нужно было есть только жареным). Наши раввины составили также текст Гагады, хотя впоследствии были добавлены некоторые поэмы и песни. Питье четырех бокалов вина тоже является одним из основных правил Седера, установленных нашими раввинами, на основании Торы.

Несколько очень древних Гагад сохранились в рукописях с красивыми и артистическими раскрасками. Некоторые из них появились 700 лет тому назад.

Первая напечатанная Гагада появилась в 16 столетии, и после этого она печаталась и перепечатывалась бесчисленное число раз, в переводах на многие языки и с различными иллюстрациями.

***

НЕСКОЛЬКО ЗАКОНОВ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПОМНИТЬ

Суббота перед Пасхой называется Шаббос Хагадол (Великая Суббота). После молитвы минха мы читаем часть Гагады от аводим хойину до л'хапер ал кол авоносейну.

ЭРЕВ ПЕСАХ (Канун Пасхи)

Вечером, накануне 14 дня Ниссана (последняя ночь перед Пасхой), производятся поиски хамеца (бедикат хамец).

На следующее утро хамец сжигается (биур хамец).

О времени, когда разрешается есть хамец утром накануне Пасхи, следует узнать у раввина.

В день накануне Пасхи до Сейдера нельзя есть Мацу.

Сын-первенец должен постить в день перед Пасхой. Если он принимает участие в сеудат-митцва, например, в Сийум Геморы, он может прекратить свой пост и не должен дальше постить.

ЭЙРУВ ТАВШИЛЛИН

Если Иом-тов (первый или второй день) приходится на пятницу, необходимо сделать «Эйрув Тавшиллин» за день до Иом-това, чтобы иметь право готовить в эту пятницу, также и на субботу.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Вопросы на стр. 16

1 В субботу до того, как Евреи покинули Египет, египетские первенцы узнали о предстоящей «Казни первенцев». Поэтому, для спасения самих себя, они требовали от фараона освободить детей Израиля. Когда им в этом было отказано, они подняли восстание и убили десятки тысяч людей фараона. Поэтому эта суббота была прозвана «Великой» Субботой, ибо она положила начало концу рабства.

2. Хамец разрешено есть примерно до девяти часов утра. После этого нельзя есть никакого Хамеца Мацу нельзя есть весь день от рассвета до Сейдера.

3. Шмура значит «охраняемая». Пшеничное семя, отложенное для этой Мацы, тщательно охраняется во и со времени жатвы, в то время, как «обыкновенная» Маца печется из пшеничной муки, тщательно охраняемой только после молотьбы.

4. Для поминовения принесения в жертву Пасхального ягненка, которое произошло после полудня в канун Пасхи.

5 Лот, племянник Авраама (Бытие, 14, 3)

6. В Мишна, Песахим 10:3.

7. Если присутствует девочка, она задает Четыре Вопроса. Если нет детей, их задает жена. Если нет жены, сам мужчина задает Четыре Вопроса.

8 «В каждую другую ночь мы можем есть жареное мясо, вареное или печеное мясо, но в эту ночь только жареное?» (Пасхальный ягненок нужно было есть только в жареном виде).

9. До еды Сейдера.

10. Это является символом свободы. Поэтому, ученик, сидящий в присутствии своего учителя, не должен опираться из почтения к своему учителю, ибо он не должен чувствовать себя «свободным» в присутстви своего господина.

11. Всего имеется пять бокалов; четыре мы должны выпить, но пятый является «Бокалом пророка Ильи».

12. Шулхан-арух, Орах Хаим, конец главы 473.

13. В первые две ночи Пасхи.

14. Афикомен едят в воспоминание Пасхального жертвоприношения, которое следовало есть таким же образом.

15. Большая и главная часть Аггады уже упоминалась в Мехилта, в недельной части Бо, в Шемос. Известно, что когда редактировалась Мишна (примерно 1700 лет тому назад) Аггада имела уже более или менее определенную форму.

16 Первая Аггада была напечатана как часть Си дура (дневная книжка молитв) в 5245 (1485) году Сончино (имя печатника).

17. Во дни Иезекии (Паралип. XI, 30), и Иошавам, (Паралип. XI, 35).

18. 200.000 человеч из племени Ефраима неправильно высчитали время освобождения из Египта и вышли на тридцать лет раньше. Они были окружены народом Гат (из земли Филистимлянской) и убиты (Таргум Ионатан в Бешалах). Это были «сухие кости».

19. Пророк Иезекиил был священником и следовательно принадлежал к колену Лейви.

20. Восемьдесят лет.

21. Иудейское колено было самым большим, Лейви – самым маленьким.

22. Шира колодца (Числа 21, 17), и Шира Хаазину (Второзаконие . Песня 32)

23. Переход через Иордан по приходу в Землю Израильскую, под водительством Иошуа (Ниссан 10, 2488).

24. Манну меряли Омером (Исход, 16, 16).

25. Семена нового урожая.

26. Счет Юбилейных годов: семь годовых циклов было отсчитано и 50-й год был Юбилейным годом. Однако, этот счет велся только в то время, когда еще существовал Святой Храм и велся счет только одним Бет-Дин (судом).

27. Песах-шейни.

28. Молитва Тал.

ХРОНОЛОГИЯ

2216 Иосиф продан; уведен в Египет.

2229 Иосиф становится Великим Визирем Египта.

2238 Яков со всей семьей в 70 душ поселяется в Гошене, Египет.

2255 Яков умирает в возрасте 147 лет. Дети относят его в Хеврон. Похоронен в склепе Махпела.

2309 Иосиф умирает в возрасте ПО лет. Его гроб опускают в Нил.

2362 или 2363 Начало порабощения детей Израиля в Египте. 2368 7 день Адара – рождение Моисея.

2447 Моисей появляется перед фараоном и требует освобождения Израиля из Египта.

2448 Рош Ходеш Ниссан – Моисей рассказывает детям Израиля о Пасхальном жертвоприношении.

2448 10 день Ниссана. По приказу Г-спода, дети Израиля выбирают ягнят для Пасхального жертвоприношения.

2448 14 день Ниссана. После полудня – Пасхальный ягненок приносится в первый раз в жертву.

2448 Ниссан 14-15 – Полночь – Казнь перворожденного. 2448 Ниссан 15 – Утро – Исход из Египта.

2448 Ниссан 21 – переход через Красное море (седьмой день Пасхи).

2448 Ийар – война с Амалекитами в Рефидиме.

2448 Ийар 16 – Появляется Манна.

2448 Сиван 1 – Дети Израиля приходят в пустыню Синай.

2448 Сиван 5 – Дети Израиля объявляют «Наасе В'Нишма».

2448 Сиван 6 – Дарование Торы на горе Синай (Шевуот).


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .