Берл Лазар
Главный раввин России
Пейсах - праздник исхода из Египта, из "дома рабства". В этот день мы едим горькие травы как воспоминание о горечи неволи, едим мацу - хлеб бедности и одновременно хлеб свободы, выпиваем положенные четыре бокала вина.
В Пейсах мы не просто вспоминаем об Исходе. "Пасхальная агада" требует от нас воспринимать события Исхода так, как если бы мы сами были их участниками: "Не только предков наших вызволил из Египта Пресвятой, благословен Он, но и нас избавил вместе с ними".
На сейдере мы должны пройти вместе с нашими предками, вместе со всеми поколениями нашего народа, вместе со всеми, сидящими за пасхальным столом, нелегкий путь из рабства к свободе. Мы вместе должны пережить унижение, страдание, страх и обрести освобождение и радость.
"Пасхальная агада" говорит: "И нас избавил". Она говорит об этом уверенно и в прошедшем времени - как о событии свершившемся. Однако, оглядываясь назад и размышляя об истории и о нашей собственной жизни, мы понимаем, что это "избавил" требует объяснения. Мир полон страданий, унижений, несправедливости. Как все это соотнести с оптимистическими словами "Пасхальной агады"?
Освобождение - не единомоментное событие: это процесс, начавшийся три с лишним тысячи лет тому назад и продолжающийся и сегодня. В каждый момент своей жизни мы должны выходить из Египта. Что это значит для каждого из нас? Конечно, мы выходим вместе с нашими предками из страны, где фараон - конкретное историческое лицо - поработил нас. Но не только.
Египет - символ нашей непреодоленной (но вполне преодолимой) ограниченности. Пока мы продолжаем оставаться рабами предрассудков и поведенческих стереотипов - мы рабы Египта; пока мы мешаем раскрыться своему творческому потенциалу, пока мы говорим себе, что не можем стать выше, глубже, лучше, что не способны сделать больше, - мы рабы Египта.
Еврейская традиция воспринимает Египет как символ зла и греха, которое находится и вне, и внутри нас, которое мы с Б-жьей помощью должны преодолеть и выйти на свободу. Делая один, хотя бы очень маленький и робкий, шаг в этом направлении, мы приближаем Избавление и еврейского народа, и всего человечества. В конечном счете ход всемирной истории зависит от каждого из нас!
В эти дни мы отмечаем 100 лет со дня рождения Любавичского Ребе. Ребе говорил, что мы последнее поколение времен изгнания и первое поколение эпохи Мошиаха. Однако эпоха Мошиаха не может наступить сама собой без наших усилий.
Пусть же переживание Исхода на этом сейдере высвободит наш еврейский и человеческий потенциал, очистит нас и придаст решимости в нашем собственном внутреннем исходе!
Я желаю всем вам ощутить радость освобождения!
"Лешана абаа бирушалаим!" - "В будущем году в Иерусалиме!"
Главный раввин России Берл Лазар