Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 134

Тайна о цедака Тевеля и Хава-Деворы раскрывается и ешиве присваивается их имя. – Еще одна ешива в Пинске на имя р. Шим’она. – Чем больше жертвует р. Шим’он на цедака, тем богаче он становится. – Р. Шим’он находит клад.

Свыше сорока лет содержали Тевель и его жена Девора ешиву в Пинске своими тайными пожертвованиями, и никто об этом не знал. Но после того, как ешиву принял р. Нафтали-Эрц из Познани и он узнал какими редкими благотворителями являются эти супруги, новый рош-ешива настоял, чтобы об их благотворительных делах было доведено до всеобщего сведения.

Р. Нафтали-Эрц начал также докапываться до первоисточников родословной Тевеля и Хава-Деворы. И он обнаружил, что отец Хава-Деворы, умерший в ее детстве, был скрытым цадиком. Таким же был и отец Тевеля.

– Вы не только благотворители, но и благородного происхождения, – сказал р. Нафтали-Эрц обоим пожилым супругам. – Пусть все знают о вас и берут с вас пример.

Но Тевель и Хава-Девора с этим не согласились, в противном случае им придется выбраться из этого района. И они действительно продали свое имение, чтобы перебраться в Краков. Перед их отъездом в Краков устроил р. Нафтали-Эрц в их честь собрание в ешиве и там рассказал, что ешива, приобретшая к тому времени мировую известность, содержалась все годы на средства Тевеля и его жены. На этом собрании было решено назвать в дальнейшем ешиву именем Тевеля и его жены Хава-Деворы. Вот каким образом оказалась в Пинске ешива под таким именем.

Другая известная в Пинске ешива называлась именем р. Шим’она, обладателя клада. Этот р. Шим’он был племянником Мааршала (р. Шеломо Лурье). Его отец р. Исраель был большим богачом, ученым и благотворителем. Поскольку Мааршал был его дядей и у него была своя ешива, то маленький Шим’он был послан учиться в ешиву своего знаменитого дяди. Но Шим’он не отличался хорошими способностями; его гениальный дядя мало чем мог ему помочь. Но зато Шим’он отличался своей Б-гобоязненностью и душевными качествами. С самых юных лет он проявил особую склонность поддерживать тех, которые изучают Тору. Будучи еще мальчиком, он экономил каждую копейку, которую ему случалось заиметь, и отдавал на поддержку организаций Торы. Так оно продолжалось до тех пор, пока ему не начали сватать невест. Отец Шим’она сосватал ему невесту из богатого и очень почтенного дома в Пинске. Тестя звали р. Залман-Барух. Он «держал таксу» (монополию от имени общины) на соль и свечи. Свадьба Шим’она отличилась тем, что одним из главных сватов на ней был Мааршал.

Р. Шим’он «сидел на харчах» своего богатого тестя и в то же время начал понемногу заниматься коммерцией. Он начал торговать золотыми и серебряными вещами, брилиантами и другими ценными камнями. Этому виду торговли он научился у своего отца. Свой товар он доставлял богатым чиновникам и помещикам и хорошо зарабатывал. Поскольку он был честным человеком, на которого можно было полагаться, и к тому еще мягкого нрава, он имел всюду доступ и приобрел доброе имя. Он решил сразу же, как только он взялся за торговлю, что поскольку он находится на иждивении тестя и фактически обеспечен всем, то прибыль, получаемую им в деле, он целиком отдаст на цедака, – 90% на насаждение Торы, из них – одну треть на ешиботы, которые уже функционируют, а две трети на открытие новых ешиботов. Остальные 10% от прибыли в торговле он отдавал на другие разные виды благотворительности.

У Мааршала был один из наиболее выдающихся учеников по имени р. Элиезер-Шемуель, который, кстати, тоже принадлежал к его семье. Р. Шим’он предложил этому р. Элиезер-Шемуелю перебраться в Пинск и основать там ешиву на его, р. Шим’она, личный счет. Понятно, что и сам р. Элиезер-Шемуель будет полностью обеспечен всем необходимым в качестве возглавляющего эту ешиву. Р. Элиезер-Шемуель согласился. Он отправился в Пинск и открыл там ешиву, в которую он привлек много отличников учебы. Ешива носила имя р. Шим’она.

В отличие от новой ешивы р. Шим’она называли ешиву р. Тевеля и Хава-Деворы «старой ешивой». Обе ешивы воспитывали своих учащихся в духе, противном путям каббалы и нистарим. Обе ешивы оказали большое влияние на Пинск в том смысле, что Пинск стал городом противников тех, которые проложили пути к хассидизму, появившемуся значительно позже. Иначе обстояло дело в Карлине, по ту сторону реки Двины против Пинска. Карлинские евреи находились под влиянием каббалистов и нистарим, главным образом потому, что там поселилось несколько семей евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Эти испанские и португальские беженцы были последователями каббалы. В то время как р. Шим’он занимался укреплением ешивы его имени, его коммерческие дела процветали; с каждым годом он становился богаче и богаче. Помимо внедрения Торы, занимались р. Шим’он и его жена также мицвой гостеприимства. Их дом был открыт для гостей талмидей-хахамим и для всех проезжающих вообще. Кто бы ни появлялся у их двери, он был радостно принят. Главной же целью их жизни было помогать ешивам, поддержать те организации Торы, которые уже функционировали, и открывать новые ешивы в различных городах и странах, как было упомянуто выше.

Когда у р. Шим’она окончился срок нахождения на иждивении тестя, он был уже и сам очень богат. Он выписал издалека искусного мастера, который изготовлял для него различные украшения, имевшие большой спрос. Это способствовало большому развитию торговой сети р. Шим’она и увеличению его доходов. Его имя стало известно во многих странах. Р. Шим’ону приходилось предпринимать дальние поездки по своим делам, в том числе и заграницу. Всюду, куда бы он ни попал, он посещал местные ешивы и оставлял им большие суммы денег.

Однажды совершил р. Шим’он длительную поездку по Польше и Литве. Он наблюдал там большую бедность, господствовавшую во многих городах и местечках. Вернувшись домой, он рассказал жене обо всем этом и добавил, что евреи Польши и Литвы жаждут знаний Торы, но лишены необходимых средств для основания и содержания ешивот.

– Знаешь что, мой муж, – сказала жена, – мы уже достаточно богаты, дела наши идут хорошо. Давай, отдадим все наше достояние на открытие там ешивот.

Р. Шим’он выразил на это свое согласие. Вскоре в Польше и Литве начали открываться ешивы. И чем больше средств отдавали эти супруги на Тору, тем больше росли их доходы; чем больше они жертвовали, тем облыпе росло их желание жертвовать еще и еще больше.

Когда р. Шим’он и его жена состарились, они купили себе на кладбище два места для своих могил и завели порядок посещать эти места ежегодно летом в день рождения р. Шим’она. Этот день был для них днем «душевного отчета», самоанализа. Когда приходишь на кладбище и всматриваешься в маленький участок земли, где раньше-позже придется быть похороненным, овладевают нами серьезные мысли, мысли о покаянии.

Пинское кладбище находилось на расстоянии примерно в милю от города. Возле кладбища находился небольшой лесок через который приходилось проходить по пути к кладбищу. Однажды, в один из таких дней посещения кладбища проходили р. Шим’он и его жена через этот лесок. Вдруг заметил р. Шим’он зверька, роющегося в земле. Присмотревшись, он увидел, что из разрытой земли выглядывает какая-то вещь. Подойдя ближе и порывшись сам, увидел он глиняный кувшин, полный золотых монет. Р. Шим’он продолжал рыть дальше, и оказалось, что там зарыто много таких глиняных сосудов с золотыми монетами. Р. Шим’он открыл клад.

–Видишь, жена моя, – обратился р. Шим’он к жене, стоявшей тут же и с удивлением наблюдавшей все это, – Всевышний ниспослал нам клад. Не думаешь ли ты, что Он сделал это с определенной целью? Не имеет же в виду Всевышний дать нам еще богатство, когда мы и так благословлены Им!

– Ты прав, муж мой, – ответила на это жена. – Нам нужно пожертвовать этот клад на Тору. Мы и до этого роздали много средств на Тору, а теперь мы весь клад посвятим Торе.

Р. Шим’он согласился с женой.

Они перенесли клад домой, а затем пошли к раввину и подписали там обязательства отдать весь клад на дело» внедрения Торы. С тех пор р. Шим’она звали «владельцем клада».

Сотни ешивот попользовались этим кладом. Тора нашла опору во многих общинах и во многих странах благодаря этому кладу.