Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 73

Барух посещает р. Иоела Баал-Шема из Замоща. – Перебирается жить вблизи Слуцка. – Его примечательная ешива. – Слуцкие фанатичные ревнители. – Влияние Баруха.

Решив посетить Баал-Шема из Замоща, р. Иоела, начал р. Барух Вьязненский готовиться в путь. Прибыв в Замощ, остался там Барух целых шесть месяцев. Когда он вернулся в свое имение, сразу было заметно, что он охвачен особой жизнерадостностью; было видно, что он очень доволен поездкой.

Р. Барух начал еще больше заниматься каббалой и втянул в эту тайную науку также и своих десять «батланим», живущих на его иждивении у синагоги его имени.

Прошло десять лет с тех пор, как р. Барух совершил свою поездку в Замощ к Баал-Шему. Все эти годы был р. Барух связан с учениками Баал-Шема, странничавшими по еврейским городишкам и местечкам как нистарим. За это время стал р. Барух знаменитым каббалистом.

Вдруг объявил р. Барух, что он намерен оставить свое имение, в котором он прожил пятнадцать лет и построил там еврейское поселение. Он продал все свое недвижимое имущество, одарив своих батланим домами и садами. Большие суммы денег он пожертвовал важнейшим еврейским организациям ближайшего города Смела. Когда все было здесь обеспечено по его желанию, он с семьей выбрался из имения, устроившись в другом имении на расстоянии около десяти верст от города Слуцка. Там он себе построил синагогу и ночлежный дом для странников. Через несколько месяцев у него уже были другие десять батланим, обеспеченные всем необходимым за счет р. Баруха. Их обязанностью было изучать Тору без всяких материальных забот.

На новом месте не рассказал р. Барух никому откуда он прибыл. Единственное, что было известно о нем, – это, что он крупный ученый и к тому же большой цадик, и что он очень богат.

У р. Баруха давно уже появилось желание читать лекции для избранных учеников. Теперь он решил, что наконец-то пришло время осуществить это желание, и он в своем имении основал ешиву. Эта ешива была устроена совершенно по-новому. Ущащимися ешивы могли быть только очень одаренные юноши не моложе 15 и не старше 16 лет. Каждый ученик должен был дать обязательство пробыть в ешиве не менее шести лет, в течение которых он не был вправе оставлять заведение ни на один день. Ученики должны были обещать заниматься прилежно, не считаясь ни с какими внешними обстоятельствами, и вести себя в строгом соответствии с уставом ешивы. С своей стороны, брал на себя р. Барух обязательство обеспечить учащихся питанием, одеждой и квартирой.

Из числа десяти батланим, живших в имении р. Баруха под Смелой, привез с собой р. Барух на новое место р. Менаше-Исраеля, который был крупным талмудистом и к тому же доверенным лицом р. Баруха. Р. Менаше-Исраель был выдающимся учеником р. Иоела Баал-Шема из Замоща. Его дети на протяжении многих лет находились в ешиве р. Иоела. Три сына р. Менаше-Исраеля вернулись уже из ешивы Баал-Шема; все они были очень набожными, Б-гобоязненными людьми и большими знатоками Торы, как нигде, так инистар. Вот этому р. Менаше-Исраелю и его трем сыновьям передал р. Барух руководство ешивой. Лекции для учащихся читал сам р. Барух.

Для своей ешивы подобрал р. Барух двадцать шесть юношей. Уже в первом году обучения было заметно, что учащиеся очень преуспели в учебе у р. Баруха. Весь распорядок дня в ешиве соответствовал полностью желаниям р. Баруха, что его очень радовало.

На второй год р. Барух принял в ешиву еще двадцать учеников. Так он делал каждый год в течение всех первых шести лет. Это значит, что число учащихся все время росло. По истечении шести лет со дня организации ешивы, когда первые 26 учеников должны были раз’ехаться по домам, общее число учеников осталось неизменным, пополнившись новой партией учащихся.

Преданность р. Баруха ешиве не заслонила перед ним его торговые дела. Он арендовал, а в некоторых случаях приобретал, новые имения, и всегда с одной и той же целью, – привлечь туда евреев-переселенцев, чтобы обеспечить их заработками. Многих евреев он сажал на землю обрабатывать поля. Другим он отдавал в наем озера для рыболовства. Третьим он сдавал в аренду мельницы и корчмы или пристраивал к работе какой нибудь, так что все обеспечивались источниками заработков. Некоторые поселенцы сами впоследствии разбогатели.

.Ешива р. Баруха пользовалась большой известностью. Р. Барух следил, чтобы евреи-поселенцы на его землях брали в зятья его учеников. Таким образом, влияние его ешивы на повышение культуры населения все время росло.

Прошло еще пятнадцать лет, и число учеников ешивы значительно умножилось. Большинство их стало впоследствии зятьями на иждивении у свсшх тестей – жителей округа. Все они были большими знатоками Талмуда и к тому же людьми Б-гобоязненными, набожными, следовавшими в деле служения Творцу определенному пути, которому их обучал p. Bapvx в ешиве. Одним словом, голос Торы был слышен во всем округе.

В то время было проведено в Слуцке большое собрание, созванное «Комитетом четырех стран», имевшим большое влияние на жизнь евреев. Этот Комитет счел нужным послать р. Баруху поздравление за прекрасный пример распространения Торы, который он показал тем, что объединил в себе Тору и дело, стараясь обеспечить евреев не только духовными ценностями, но и материальными их нуждами. Деятельность р. Баруха была тогда уже широко известна и очень прославилась.

Слуцк был в то время одним из городов, самым отрицательным образом относившимся к тем, кто занимался каббалой и особенно к нистарим, странствовавшим инкогнито и всюду пробуждавшим еврейские массы призывами искренне служить Творцу. Неоднократно всплывал в Слуцке вопрос о нистарим на больших собраниях во время ярмарок. На этих собраниях много спорили и даже ссорились, обсуждая вопросы о нистарах. Не все были одинаково отрицательного мнения о них.

Слуцк славился тогда своими учеными талмудистами. В помещении общины были специальные комнаты для ученых гостей, которым по их достоинству не подобало находиться в городском ночлежном доме. Следует, однако, тут же оговориться, что и в самом ночлежном доме было особое отделение для ученых людей. Вообще говоря, слуцкий ночлежный дом, как и других еврейских общин, имел три отделения: для проезжающих вообще, для ученых странников, и для особо уважаемых крупных талмудистов. Комнаты в помещении правления общины имели также два разряда: для проезжих крупных ученых и для знаменитых великих людей.

Слуцкие талмудисты были известны своими крайними взглядами. Если они чего-либо придерживались, то уж с большой нетерпимостью. То, что они считали правильным, они всегда защищали с «пеной у рта», и всегда находили доказательства этому. Так обстояло дело и в части их отрицательного отношения к каббалистам и нистарам; они их оскорбляли и возводили на них невероятную и страшную напраслину.

Р. Элияу Баал-Шема из Вирмайзы и сменившего его р. Иоела Баал-Шема из Замоща обзывали в Слуцке самыми оскорбительными именами. Есл» там попадался каббалист или нистар, его ругали, как самого низкого человека. Дело доходило до того, что когда о ком-либо говорили, что он «случанин», то это означало, что он завзятый, воинствующий противник упомянутых обоих Баал-Шемов и их последователей.

После того, как р. Барух осел поблизости от Слуцка и открыл свою ешиву, начала намечаться перемена в настроении случаи. Зная, как велика ненависть жителей Слуцка к каббалистам и нистарам, скрыл р. Барух от них, что он сам каббалист и связан с нистарами, последователями Баал-Шема из Замоща, Он воздерживался от преподавания каббалы ученикам своей ещивы. В противном случае, он сразу же был бы объявлен «вне закона». Только тем, что он устранил от себя всякие подозрения в том, что он каббалист и связан с нистарами, он смог подготовить своих учеников к новому факту, – ослаблению влияния слуцких фанатичных борцов <: каббалой. Это было фактически основной целью его переезда в эту область. Р. Барух из Вьязны начал в границах Слуцка подготавливать ту силу, которая должна была со временем подорвать изнутри и уничтожить самую сущность противников каббалы, – их сопротивление каббалистам и нистарам

Это было весьма трудным делом, но свою миссию р. Барух с честью выполнил. Он делал, таким образом, открыто, хотя и незаметно, то, что нистары пытались делать скрытно. Барух давал приют каббалистам и нистарам в специально построенном им убежище для скрывающихся странников.