Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 106

Дневник Девора-Леи. – История каббалы. – Каббалистические книги р. Меира н’Габая. – «Практическая каббала» и «теоретическая каббала».

Молодой иллуй из Чарея р. Иосеф-Ицхак не уехал уже вовсе из Витебска. Найдя там свою суженую, сиротку Дево-ра-Лею, он остался здесь до свадьбы и по совету своего наставника нистара р. Малкиела, переданного ему от имени Баал-Шем-Това, он остался жить в Витебске.

Все время от помолвок до свадьбы учил р. Иосеф-Ицхак у своего наставника каббалу и знакомился с новым путем хассидут в соответствии с указанием Баал-Шем-Това. По желанию р. Иосеф-Ицхака взялся р. Малкиел делать нечто необычное, – тайно обучать его невесту Девора-Лею, которая и сама находилась под влиянием нового учения Баал-Шем-Това. Ей следовало получить более широкие знания в области этого учения, основательнее с ним ознакомиться. Р. Малкиел часто передавал р. Иосеф-Ицхаку известия об успехах его невесты в учебе.

– У нее гениальные способности, – говорил р. Малкиел о Девора-Лее, восторгаясь ею. – У нее мужская голова, она вся – в ее мать Рахель, мир праху ее.

Р. Иосеф-Ицхаку это доставляло много радости; ему хотелось иметь ученую жену.

Однажды пришел р. Малкиел к р. Иосеф-Ицхаку и в волнении рассказал:

– Я нашел у Девора-Леи духовный клад.

Этот «клад» состоял из рукописей, которые, как мог убедиться р. Малкиел, представляли собой нечто вроде истории всех прошлых поколений той последовательной цепочки семей, из которой происходил будущий основатель Хабада. Девора-Лея записала все, что ей рассказала ее мать и добавила к этому также кое-что от себя. Она следовала примеру своей матери и записала все, что она слышала от верных людей, так что в общем эти рукописи содержали такие данные, которых не найти было ни в каких изданных книгах.

Р. Иосеф-Ицхаку было очень любопытно почитать эти рукописи. Когда р. Малкиел принес их ему и он в них заглянул, он был очарован. Все было там записано в строгом порядке и с необычайной ясностью.

Больше всего заинтересовало р. Ицхак-Иосефа то, что из этих записей явно вытекало, что в еврейской жизни было на протяжении ряда поколений два лагеря, – лагерь сторонников каббалы и лагерь ее противников. По этим записям можно было ознакомиться не только с тем, что разделяло эти два лагеря, но и с тем, что привело к такому разделу. Для р. Иосеф-Ицхака это означало исполнение его давнишнего желания знать, что и каким образом привело к появлению нового учения р. Исраеля Баал-Шем-Това, теперь уже широко распространившегося в еврейском мире, – учения, которому он сам следовал. Р. Иосеф-Ицхак, с своей стороны, сам упорядочил эти записи в части каббалы, и получилось нечто такое, что дало точное понятие об этом учении, освященном в еврействе, и в то же время разделившем еврейский мир на два лагеря. Всем было ясно, что помимо Писаного Закона имеется и Устный Закон, который передавался устно из поколения в поколение, начиная от самых древних времен. Но если Устный Закон является теперь вообще Открытой Торой, то имеется все же часть устной Торы, которая является Скрытой, – каббала.. Принято считать, что каббала как наука восходит своими корнями к первому человеку на Земле – Адаму. «Сефер иецира» (Книга созидания), в которой изложены основы каббалы, приписывается самому Адаму. Эта книга дошла до нашего родоначальника Авраама и затем, переходя из поколения в поколение, дошла до нас.

Каббала делится на две части: на «Практическую каббалу» и на «Теоретическую каббалу». Каббала объясняет тайну мироздания и секреты первозданных дней, как и «Маасе-Меркава» (дословно: «О небесной колеснице»), – тайны самого Б-га, да будет Он благословен. При помощи каббалы человек в состоянии проникнуть в тайны миров: может понять, как могло быть создано «нечто» из «ничего» и как созидательная сила находит свое отражение не только в том, что мир существует, но и в том, что все существующее восспроизводит себя и продолжает дальнейшее существование и бытие вселенной.

«Практическая каббала» выражается в знании самих сил, которыми был создан мир. Согласно этому разделу каббалы, находятся эти силы в одной букве или в соединении ряда букв, по словам наших Хазал: «Десятью изречениями был создан мир». Здесь заложена идея о магической силе букв, которые должны только быть надлежащим образом соединены, чтобы при их помощи могло быть что-либо создано или же, наоборот, уничтожено, в зависимости от принципа их соединения («цируф»).

Что касается «Теоретической каббалы», то это такое учение, целью которого является понять Б-жество. Это философия мироздания. Это углубление человеческой мысли и возвышение человеческого интеллекта.

Каббала в обоих ее видах переходила из поколения в поколение, как сказано: «Старейшины» передали ее пророкам, пророки – «Мужам Великого Собрания», «Мужи Великого Собрания», – таннаим, таннаим – амораим, амораим – гаоним, гаоним – избранным ученым. Все делалось без особого шума, соответственно мысли заложенной в известном сказании: «Не открывают ее (каббалу) никому, а только скромным людям», т. е. тайны каббалы открывают только избранным единицам. Так оно было до рабену Бехая и Рамбана (Нахмонида), которые в своих комментариях Торы объясняли кое-что в терминах каббалы. Эти оба великие ученые передали свои знания в области каббалы своим достойным ученикам, а те ввели каббалу в науку и в свои труды по вопросам общемирового характера. Тем самым стала «Теоретическая каббала» достоянием всех тех, которые обладают достаточными знаниями, достаточной подготовкой и способностями, чтобы ее понять. «Практическая» же каббала осталась, как и раньше, тайной, открытой только для избранных единиц.

Еврейские ученые Испании и Португалии занимались преимущественно идеями каббалы. Там были написаны многие книги, основанные на «Теоретической, умозрительной каббале». Величайшим из испанских и португальских каббалистов был р. Меир нТабай, который написал три книги: «Толаат Яаков», толкование молитв; «Дерех эмуна», о десяти каббалистических сефирот, и «Аводат акодеш». Эти книги были широко распространены и заслужили одобрение ученых кругов. Через изгнанных из Испании евреев попали эти книги в Италию, Францию, Польшу, Богемию и другие страны и были приняты там еврейскими учеными с большим интересом. Последователи каббалы множились. Ученые евреи повсюду усидчиво и с глубоким интересом изучали эти книги.

Однако в то время, как в упомянутых странах занимались «Умозрительной каббалой», философской основой этой науки, в восточных странах, – в Эрец-Исраеле, Турции, Египте и Йемене, – где находились значительные массы евреев, распространилась преимущественно «Практическая каббала». Там появилось большое число книг, печатных и в рукописи, о каббале этого рода. Появились каббалистические книги по хиромантии и предсказаниям по приметам лица, по заклинаниям и по Святым именам. Эти книги учили, как пользоваться заговорами, как мистически соединять буквы, разгадать сны и прогонять всякого рода злых духов.

Когда такие книги дошли до евреев в европейских странах, еврейские ученые воспротивились им.

Еще раньше, во времена Рашбо, разделился еврейский ученый мир на два лагеря, – на сторонников изучения главным образом нигде, Талмуда и его комментариев, а не тайных наук. Принадлежавшие к этому лагерю не одобряли даже изучение аггады и мидраша.

Принадлежавшие к другому лагерю считали полезным изучать также и тайны Торы. Они, естественно, были и за изучение нигде, но аггада и мидраш они изучали на основе каббалы. Это вызвало сопротивление со стороны ученых из первого лагеря, но не столь резкое, чтобы оно вело к действительному разладу в еврейской жизни. Так продолжалось на протяжении поколений, пока не появились упомянутые книги по «Практической каббале», авторы которых стремились проникнуть в самые тайны мироздания. Это вызвало уже яростное сопротивление ученых, увидавших в каббале этого рода опасность. Это означало ведь что при помощи этих книг любой мог изучать «Практическую каббалу», достоин он этого или нет. Чтобы приостановить изучение «Практической каббалы», запретили гаоним в европейских странах изучать также и второй вид каббалы, – «Теоретическую» или умозрительную каббалу, хотя по существу они не были против нее.

Примерно через двадцать лет после того, как в Европе распространились каббалистические книги р. Меира н’Габая, выкристаллизовались обе системы каббалы: «Практическай каббала» известного великого каббалиста Ари – р. Ицхака Лурье и «Теоретическая (или умозрительная) каббала» р. Моше Кордовиру. Оба ученые имели свои ешивы, в которых изучалась каббала по их системам соответственно. Таким образом, укоренились обе каббалистические системы в еврейском ученом мире; обе системы имели своих великих последователей, как в нигде, так и в нистар.