Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 86

Перл получает удивительную вещь в залог. – Сокровище. – Ученая Перл. – Внук Маарала р. Шемуель – редкостный художник.

Жена Маарала, ученая Перл, содержала при помощи своей продуктовой лавчонки не только себя и мужа, но и обедневшего отца р. Шемуеля Райха со всей семьей. Понятно, что доходы от лавчонки были весьма ограниченными. Но все благодарили Его святое имя «за Его милость, позволившую обходиться без сторонней Помощи.

Как было рассказано выше, в Богемии разразилась в то время война, которая постепенно приблизилась к Праге. Однажды, когда война уже свирепствовала у самых ворот Праги, зашел в лавчонку Перлы вооруженный солдат. По нему было видно, что он явился прямо с фронта. Он велел дать ему хлеб и другие съестные припасы. Все эти продукты он погрузил в повозку, на которой он приехал. Когда пришло время заплатить по счету, который представила ему Перл, военный заявил, что денег у него нет. Перл объяснила солдату, что он забрал у нее весь ее товар, все ее достояние. Если он ей не заплатит за все это, она и вся ее семья осуждены на голод, – ей нечем будет закупать для лавочки новый товар. Солдат был тронут. Он подал ей какую то часть одежды, которая была красиво орнаментована и украшена.

– Возьми это в виде залога, – сказал ей солдат. – Если я через два-три дня не вернусь с деньгами для выкупа залога, то эта одежда становится твоей.

Перл не знала сколько фактически стоит эта одежда, но она надеялась, что солдат вернется и выкупит ее. Прошло несколько дней, а солдат не показывался. Перл переговорила об Этом с мужем.

– В военное время, – сказал Маарал, – прячут вельможи и высшие военные чины в такой одежде драгоценные камни. Посмотри, нет ли там ценных вещей.

Перл распорола одежду по швам, и оказалось, что там действительно зашиты брилианты и Другие драгоценные камни. Никто не являлся истребовать эти сокровища. Имя владельца одежды или солдата, вручившего ее Перл, не было известно Мааралу и его жене. Найденное ими в одежде было законной их находкой.

Таким образом семья покончила с бедностью. Тесть Маарала р. Шемуель Райх, который был когда-то очень богат, а последние годы вынужден был жить на скудную выручку в лавочке его дочери, смог вновь заняться коммерцией в широких масштабах.

По окончании войны получил р. Шемуель от правительства подряд отстроить разрушенные войной здания и крепости вокруг города. Р. Шемуель вновь разбогател. И он опять начал заниматься благотворительностью в больших размерах, а пражская еврейская община вновь пожелала, чтобы он стал во главе правления. Маарал вновь смог отдаться науке Торы без забот. Перл и сейчас посвящала мно« го времени учебе. Каждый день у нее был урок с мужем, считавшим ее своим товарищем по учебе. Они изучали совместно не только Гемара и Поским, но и муссар и философию.

Позже, когда Маарал стал знаменит во всем мире и к нему поступали запросы различных общин по любым вопросам, касающимся еврейской жизни, Перл читала ему полученные письма, а затем излагала ответы мужа на них. Она привела в порядок и фактически редактировала все двадцать четыре научные работы ее мужа. Рассказывают даже, что она обнаружила ошибки в сочинениях Маарала не менее, чем в восьми местах, – неточности в цитировании сказаний Xазал или Раши, Тосефот и т. д. Маарал очень высоко ценил свою жену. Он говорил о ней словами стиха: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Мишлей, 31:29)

Перл родила Мааралу одного сына – р. Бецалела – и трех дочерей: Райхл, Тилу и Реалинс.

Р. Бецалел обладал очень острым умом и отличался своими редкостными способностями. Особенно любил он очень преподавательское дело; для чтения лекций у него был необычайный талант. В пражской ешиве был в то время на посту рош-ешива р. Эфраим, автор труда «Олелот Эфраим». Поэтому, ставший зятем в очень знатной семье и находившийся на иждивении тестя двенадцать лет р. Бецалел, перебрался в Кельн и открыл там собственную ешиву. Эта ешива приобрела в дальнейшем большую известность и в нее устремилось много учеников.

У р. Бецалела были два сына, Менахем и Шемуель, и дочь Лифт. Старший сын Менахем умер ребенком. Шемуель был одарен большими способностями. Но он не отличался усидчивостью. Зато у него был редкостный по красоте почерк, как и талант рисовать и выполнять различные художественные работы, особенно по металлу – золоту, серебру и меди. К шестнадцати годам, когда он учился еще в ешиве своего отца, он написал на пергаменте свиток Торы величиной в полторы пяди в длину и менее одной пяди (размером в ладонь) в ширину. Текст был четкий и выдержан в духе всех предписанных правил. Но буквочки были так малы, что читать текст можно было только через лупу. Для этого миниатюрного свитка Торы изготовил Шемуель также эйц-хаим (качалки для намотки пергамента свитков) с искусной резьбой. Были вырезаны на них следующие слова: «Вот Тора, которую Моше дал сынам Израиля по повелению Превечного через Моше. Она –древо жизни для того, кто придерживается ее, и опирающиеся на нее – блаженны. Пути ее – пути приятные, и все стези ее – мир. Долголетие в правой руке ее, а в левой – богатство и слава. Превечный желает ради правды Своей, чтобы возвысилась и прославилась Тора Его. Тору дал нам Моше, наследие – обществу Яакова».

Шемуель изготовил «яд» (указатель в виде пальца руки) для этого свитка Торы в соотвествии с его масштабом и вырезал на этом пальце другие стихи из Торы, а также композицию «Переход евреев через Чермное море», показывающую тонущих в море египтян и выходящих из моря невредимыми евреев. Он также заказал «корону» для этого дшнюсенького свитка Торы и выгравировал на ней картину, рисующую принятие евреями Торы на горе Синай. Свой большой талант художника показал Шемуель также и тем, что для этого свитка Торы и ее «короны» он изготовил особый крошечный арон-кодеш, вырезанный из единого куска слоновой кости. На западной стороне этого арон-кодеша был вырезан вид бет-амикдаша, а на южной стороне — вид медного жертвенника. На северной стороне был показан стол со святыми хлебами, а на восточной стороне, на дверцах, были вырезаны скрижали и святой кивот снаружи, светильник и золоти жертвенник – изнутри. И это еще не все. Молодой художник Шемуель выдолбил в большом куске мрамора углубление для помещения туда миниатюрного арон-кодеша и из самого же камня вырубил капорет (крышку). На каменном кивоте вырезал Шемуел картину разрушения бет-амикдаша и уходящих в галут евреев. Была там еще одна картина, рисующая Хану и семь ее сыновей, жертвующих собою во славу Его святого имени. И еще одна картина была вырублена на камне, рисующая еврея с котомкой на плече, дорожным посохом в одной руке и свитком Торы в другой руке, – символ еврея в галуте. Вся эта работа, включая и написание свитка Торы, заняла у юноши три года.

К двенадцати годам сосватал отец Шемуеля своего одаренного сына с дочерью известного еврейского общественного деятеля и благотворителя из Германии – р. Мордехая Зальцгейма. Свадьба состоялась в Праге у дедушки жениха, Маарала, которому было уже к тому времени 83 года.

Свой шедевр – крошечный свиток Торы с его кивотами – подарил художник своему деду Мааралу, который не мог надивиться красоте этих редкостных художественных вещей, доставивших дедушке огромную радость.

В 360 году (1600 г.) умер р. Бецалел в Кельне, и р. Шемуель перебрался на жительство в Прагу. В Кельне занимался р. Шемуель торговлей золотом, серебром и драгоценными камнями. Главным его занятием было изготовление драгоценностей, которые были настоящими шедеврами. В Праге продолжал р. Шемуель заниматься тем же – специальностью золотых дел мастера и торговлей драгоценностями. Особенно высоко ценились его работы – гравировка различных художественных видов в красках по металлу. Он этим нажил себе состояние.

В то время, как Маарал прославился в Праге и во всем мире своими огромными знаниями Торы и великими деяниями, его тесть р. Шемуель Райх стал знаменит в политическом мире. Он стал приближенным королевского двора. Владетельным королем Праги был тогда Фердинанд Первый. Р. Шемуель Райх заслужил милость короля своим здравым умом и большими способностями. Понятно, что его возвеличение вызвало сильную зависть и ненависть со стороны многих придворных лиц, которые не могли стерпеть такое возвеличение еврея. Против него начали плести интриги и были посланы на него доносы. Но это не поколебало доверие к нему в королевском дворце.