Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 100

Иосеф-Ицхак, иллуй из Чарея. – Минск – центр Торы и хассидут. – После изгнания евреев из Испании и Португалии.

Яаков Керпил, благословленный сыном Иосеф-Ицхаком, как он узнал, благодаря пожеланию Баал-Шем-Това, решил, что его сын будет воспитан в духе хассидизма. Мальчик оказался богато одаренным редкими способностями. К трем годам Иосеф-Ицхак уже читал и умел произносить все благословения по молитвеннику. К пяти годам он отлично знал весь Танах и часть Мишнайот. Было ясно, что растет иллуй. В качестве учителя для своего сына выбрал Яаков Керпил одного из странников, посетивших Чарей. По-видимому, был это один из нистаров, которые не скрывались от Яакова Керпила. Предполагают, что этот нистар был специально послан Баал-Шем-Товом, чтобы обучать молодого иллуя.

Яаков Керпил интересовался не только собственным сыном, но также и юношей Давидом, которого он спас от крещения и послал в ешиву. Когда этот юноша подрос, поженил его Яаков Керпил на дочери своего больного брата. Сын Яакова Керпила учил в течение шести лет у нистара. К тому времени стал уже Иосеф-Ицхак большим ученым. По совету нистара и, по-видимому, по указанию самого Баал-Шем-Това, послал Яаков Керпил своего сына в Минск учиться в местной ешиве. В те времена слыл Минск городом-центром еврейской культуры. Там заметили большую ученость молодого иллуя, прославившегоя под именем «иллуй из Чарея».

Яаков Керпил, который при рождении сына был уже пожилым человеком, был теперь уже стар. Он больше не хотел заниматься своими делами. Тогда он разделил эти дела между детьми и зятьями своего брата и сестры, о которых он все годы заботился, как о родных детях, а сам со своей женой Ципа-Брахой перебрался в Минск. Родители хотели быть вместе со своим сыном, тем более, что Иосеф-Ицхак славился уже как иллуй и все любовались им.

К тому времени был уже Яаков Керпил связан с нистарами и хассидим Баал-Шем-Това. Он поддерживал их, как и самого Баал-Шем-Това, не скупясь. Его дом в Минске стал местом сбора тайных цадиков и скрывающихся хассидим. Поэтому Иосеф-Ицхак с самых ранних лет был пропитан новым духом хассидизма и знаком со всей теорией этого учения.

Когда Иосеф-Ицхак учился в ешиве, его отец Яаков Керпил, живший теперь на накопленные сбережения и располагавший достаточным временем, совершил поездку к Баал-Шем-Тову в Тлуст. Яакову Керпилу не понадобился больше провожатый; он был уже своим человеком у великого цадика. Для нового посещения Баал-Шем-Това была у Яакова Керпила особая причина. Он хотел узнать мнение Баал-Шем-Това о том, как ему поступить со своим достоянием, которое он переместил из Чарея в Минск.

Баал-Шем-Тов наказал ему оставить своему сыну только десятую часть всех своих средств. Остальные девять частей должны быть пожертвованы на благотворительные цели. Яаков Керпил не преминул тут же последовать этому указанию. Широкой рукой он начал давать цедака на все важные цели, особенно на нужды нистарим. Его дом в Минске стал сборным пунктом для этих скрытых цадиков и эмиссаров Баал-Шем-Това, которых он обеспечивал всем для них необходимым.

Баал-Шем-Тов не выпускал из поля зрения также иллуя Иосеф-Ицхака, сына Яакова Керпила, известность которого росла с каждым днем и имя которого гремело уже не только в самом Минске, но и во всем округе и даже намного дальше. Баал-Шем-Тов сам установил молодому иллую порядок занятий в письме, которое он вручил Яакову Керпилу для передачи нистару р. Моше-Ниссану в Минске. В письме назначил Баал-Шем-Тов этого нистара наставником молодого Иосеф-Ицхака.

Р. Моше-Ниссан был тогда главой нистаров в Минске. Программа занятий, составленная Баал-Шем-Товом для юного иллуя через Моше-Ниссана, была на шесть лет. Баал-Шем-Тов наказал также, чтобы Иосеф-Ицхак учился затем в ешиве в Сморгоне, – городе, бывшем центром подготовления к изучению хассидут. Он наказал также, чтобы в Сморгоне сдружился Иосеф-Ицхак с некиим Нахум-Меиром, сыном одного из нистаров. Понятно, что все указания Баал-Шем-Това были выполнены в точности. Когда Иосеф-Ицхак прибыл в Сморгонь, он стал товарищем упомянутого Нахум-Меира. По указанию Баал-Шем-Това оба они изучали тайно ряд предметов, которые ввели их в самую суть хассидского учения.

Когда р. Иосеф-Ицхак вернулся к своим родителям в Минск, он привез с собой аттестат сморгоньской ешивы, в котором он был титулован: «Наш учитель, раввин, рабби Иосеф-Ицхак – иллуй из Чарея».

Его отец Яаков Керпил жил после этого недолго. После его кончины передала его мать Ципа-Браха одному из нистаров 2300 золотых монет, составлявших наследство Иосеф-Ицхака. Она наказала, чтобы эти деньги оставались «основным капиталом», обеспечивающим жизненные потребности ее сына; он же никогда не должен заниматься ничем иным, как только Торой и Аводой. Вскоре скончалась и мать его.

Даже свиток Торы нуждается, по словам наших мудрецов, в особом счастьи, тем более еврейские города и местечки, не говоря уже о целых странах. В ходе истории евреев «свет Торы» появлялся то в одной стране, то в другой. То же относится и к городам и местечкам. То одно еврейское поселение, то другое становилось центром Торы и науки. Иногда такими центрами бывали одновременно несколько городов или местечек. Города даже конкурировали между собою, стараясь перещеголять друг друга в знаниях Торы. Такое соревнование очень содействовало развитию науки.

 Свет Минска как центра Торы засиял еще до того, как учение хассидут проторило стезю в еврейской жизни. Дух хассидизма проник в Минск задолго до того, как новый путь служения Творцу Баал-Шем-Това стал достоянием широкой общественности. Это было видно из того, что р. Иосеф-Ицхак, муж Девора-Леи и дядя автора «Танья» и создателя Хабада, ознакомился с хассидизмом и насытил им свою душу именно в Минске, куда он был послан изучать Тору и куда его родители перебрались позже и завершили там свой жизненный путь.

В ходе развития тех лет потребовалось весьма много времени до того, пока Минск стал известен своими великими талмудистами и сшивами. Много времени прошло пока Поль* ша и Литва стали вообще знамениты в еврейском мире своими успехами в Торе.

Для того, чтобы иметь более точное представление о «маршруте» Торы в те годы, необходимо проследить развитие еврейской жизни со времени изгнания евреев из Испании и Португалии. Это изгнание произвело ужасное впечатление на евреев всех стран, особенно же Польши и Литвы. Зная, что это изгнание дело рук католической церкви, евреи, проживающие в католичских странах, стали опасаться, что и им уже покоя не будет.