Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 83

Р. Шнеур-Залман, дедушка автора «Танья» – пятое поколение от Маарала. – История Маарала. – Ешива р. Яакова Полака. – Жена Маарала – Перл.

После завершения всего, связанного с великим событием – «бунтом нечистых», остался р. Иоел Баал-Шем из Замоща в течение недели в Познани. Все, и стар и млад, его последователи и его прежние противники пришли к р. Иоелу за благословением. Среди больных, которых он излечил полностью, были также торговец кожами и сын р. Шеломо-Моше, Менаше, сошедший с ума от испуга. Пришел за благословением к р. Иоелу также руководитель группы последователей Баал-Шема р. Барух-Батлан. Он пришел со своими обоими детьми, – с дочерью Рахелью и сыном Биньямином, – все, что осталось у него от всех его девяти детей.

Рахель рассказала потом своей дочери Девора-Лее все, что она помнила об этом посещении р. Иоела. Ее отец добивался от р. Иоела благословения, чтобы Рахель и Биньямин был наделены долголетием. Баал-Шем дал им это благословение, от чего р. Барух и его жена были «на седьмом небе». Дальнейшее показало, что благословение р. Иоела исполнилось.

Рахель рассказала также дочери о расхождении во мнениях о методе воспитания детей, особенно девочек, которое всегда имело место между теми, кто следовал по пути каббалистов, и теми, кто шел путем митнагдим. Ученики р. Иоела и все остальные, следовавшие путем каббалистов, считали, что надо обучать Торе девочек наравне с мальчиками, с учетом их способностей. Как преданный ученик Баал-Шема из Замоща, не преминул и р. Барух-Батлан, конечно, обучать Торе свою дочь Рахель, и она стала ученой. Р. Барух начал обучать ее с пятилетнего возраста, и он сам следил за ее учебой, часто проверяя ее знания. К пятнадцати годам она уже хорошо разбиралась в Талмуде. Она продолжала учить до самой своей помолвки с отцом Девора-Леи р. Шнеур-Залманом, который принадлежал к противникам каббалистов и считал, что нельзя обучать девочек Торе. Поэтому так случилось, что у ученой матери росла дочь-невежда.

Услышав все эти пояснения матери, захотелось Девора-Лее побольше узнать о своем происхождении как по линии матери, так и со стороны отца. Тогда она узнала, что р. Барух, ее дедушка по матери, происходил от испанских и португальских евреев, изгнанных из этих стран. Эти евреи придерживались каббалы, которая всегда была одним из наиболее тщательно изучаемых ими разделов Торы. Сам р. Барух был с детства воспитан в духе каббалы. Мать Рахели происходила из известной в Познани семьи. Эта семья находилась в прямом родстве с великим гаоном р. Шеломо Лурье. Р. Шеломо Лурье, известный в еврейском ученом мире под именем Мааршал, был известен и как каббалист, а потому – последователь каббалистского пути. Что касается мужа- Рахели и отца Девора-Леи р. Шнеур-Залмана, то он происходил от знаменитого Маарала из Праги. Отец р. Шнеур-Залмана – р. Моше был четвертым поколением от Маарала (р. Иеуды Ливан).

Маарал родился в 272 году (1512 г.). Его отцом был гаон р. Бецалел, – пятое поколение от гаона р. Иеуды Ливо из Вирмайзы, который скончался в 5200 г. (в 1440 г.). На его могильном камне значилось, что он происходил от самого царя Давида.

Рахель рассказала своей дочери Девора-Лее много .интересного о Маарале из Праги, много подробностей, переходивших в их семье из поколения в поколение. К семи годам их знаменитый предок вел уже дискуссии с известными гаонами, посещавшими его отца р. Бецалела и дедушку р. Хаима. Р. Бецалел был бедняком. Поэтому он хотел поженить своих | четырех сыновей, в том числе и Маарала, еще в их молодости. Остальных трех его сыновей, братьев Маарала, звали р. Хаим, р. Синай и р. Шимшон. Для своих сыновей искал р. Бецалел невест из зажиточных домов, которые были бы в состоянии посылать юных женихов в ешиву до свадьбы, а после свадьбы содержать их и их семьи с тем, чтобы они могли продолжать учить и дальше.

Таким образом, получилось, что сосватали десятилетнего Маарала с дочерью богача и ученого р. Шемуеля, сына р. Яакова Райха из Праги, который был близок к правительственным кругам, и его ходатайства вызволили из бед тысячи евреев.

К тому времени получила большую известность ешива города Пржемышля. Главой этой ешивы был гаон р. Яаков Полак, – ученик р. Яакова Марголиса из Нюрнберга, путем которого он шел.

Р. Яаков Полак разработал оригинальную систему изучения Талмуда. Он усовершенствовал метод пилпула, подразделяя каждую тему в Гемара на отдельные категории, а их, в свою очередь, на научные гипотезы; каждую гипотезу он рассматривал отдельно и тщательно ее анализировал, доведя этот анализ до высшей степени логики.

Его ешива получила большую известность, и отовсюду устремились туда ученики. Но рош-ешива р. Яаков очень тщательно отбирал ее учеников. Он хотел, чтобы в его ешиве учились только отборные ученики, отличники, обладатели отшлифованных мозгов. Только один из 20–25 кандидатов попадал в его ешиву.

В эту ешиву был послан Маарал. будущим его тестем, и он был сразу же принят. Ему было тогда не больше двенадцати лет. В ешиве он остался четыре года. Занимался он, понятно, с большим прилежанием.

Имеется в семье предание, что рош-ешива р. Яаков сказал о его молодом ученике, – возможно, самом молодом, – что он является третьей точкой в той тройке (сегел), которую он, с Б-жьей помощью, воспитал в еврейском народе. Из тысячи учеников ешивы р. Яаков Полака, он особо гордился тремя: р. Меиром Каценеленбогеном, – Маарамом из Падовы; р. Шалом-Шахной из Люблина и Мааралом из Праги.

 Маарал, со своей стороны, говорил в свои пожилые годы о своем учителе р Яакове, что в пржемышльской ешиве он, Маарал, научился не тому, как протоптать дорожку через красивейшие и нежнейшие гипотезы, но и как построить многоэтажный дворец.

В 282 год> (1522 г.) оставил р. Яаков Пржемышль и стал раввином г. Праги. Молодой Маарал ушел тогда «справлять галут», пространствовал два года, а затем вернулся в Прагу. К тому времени отправился р. Яаков в качестве раввина г. Праги в Люблин, чтобы ознакомиться с ешивой, открытой там его учеником р. Шалом-Шахной. В Люблине заболел р. Яаков и там скончался. Он был уже очень преклонного возраста.

Будущий тесть Маарала р. Шемуель Райх хотел, чтобы отпраздновали свадьбу Маарала и чтобы молодой зять после свадьбы опять уехал учиться в какую-либо ешиву по своему выбору. Однако Маарал считал, что его невеста Перл, которой было тогда четырнадцать лет, еще слишком молода, чтобы стать женой. Поэтому он выразил желание, чтобы его послали в ешиву еще на четыре-пять лет; затем можно будет справлять свадьбу, после которой он останется жить на иждивении тестя.

Невеста Перл отличалась своими редкостными способностями и эрудицией. Она стала невестой Маарала, когда ей было всего шесть лет; она знала, что ее жених крупный талмудист с наредкость светлой головой. Поэтому она про себя решила, несмотря на свою молодость, тоже стать ученой, чтобы ее жениху не пришлось краснеть за нее. Она начала тайно от всех учить и проучилась шесть лет, пока ее жених не вернулся из ешивы. Тогда она ему об этом рассказала, очень обрадовав этим Маарала.

Перед гем, как еще раз уехать в ешиву на следующие четыре-пять лет, он сам распланировал для своей невесты ее занятия, и она ему обещала продолжать учебу и дальше так же прилежно, как и до этого. В течение тех двух лет, в которые Маарал «справлял галут», он в своих странствованиях познакомился с известными гаонами. Хотя сам он скрывал свое имя, он тем не менее всюду внимательно прислушивался к толкованиям Торы крупных ученых, встреченных им, и записывал их. Будучи в дороге, он узнал, что в Познани проживает великий гаон р. Ицхак Клубер из Вирмайзы. У этого гаона был, как говорили, новый метод изучения Талмуда, соответствовавший методам гаоним из Германии и Франции. Тогда решил про себя Маарал изучать Тору у этого гаона и отправился в Познань. Там он познакомился с внуком р. Ицхака, с р. Шеломо, сыном р. Ехиеля Лурье из Бреста, котооому было тогда семнадцать лет, – на два года меньше, чем Мааралу. Они подружились и стали учениками р Ицхака, дедушки молодого р. Шеломо. Р. Ицхак был тогда уже стар. Об этих двух учениках он говорил, что многому он научился у своих учителей, но еще больше у этих двух учеников своих, – у своего внука и у Маарала.

Прошли дополнительные четыре года, но Маарал все еще не хотел возвращаться домой в Прагу, чтобы жениться на Перле. Он не мог расстаться со своим учителям и со своим другом. Он написал невесте и ее отцу просьбу разрешить ему остаться в Познани еще три года. Это было ему разрешено.

За эти три года, которые он продолжал оставаться в Познани, его будущий тесть обеднел. Ему пришлось распродать все свое имущество, чтобы расплатиться с долгами, и он остался буквально без средств к существованию. Тогда он сообщил Мааралу в Познань обо всем, что с ним случилось, и что он не сумеет выполнить по отношению к нему свои обязательства в части содержания его и его семьи на своем иждивении. Поэтому будущий тесть разрешил Мааралу отказаться от этого сватовства, если он этого желает, и искать себе другую невесту.

В ответ прислал Маарал утешительное письмо своему будущему тестю и отдельное письмо невесте, сообщив, что если только они согласны его ждать, сватовство остается в силе, независимо от бедности или богатства.