Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Почему мы "приходим на сейдер" и остаемся "голодными"? 22 ноя 2022

Почему мы «приходим на сейдер» и остаемся «голодными»? 22 ноя 2022 Я до сих пор под впечатлением вчерашнего фарбренгена (урока) рава Ицхака Гинзбурга. Линк я поставил, там много музыки, много танцев, можно посмотреть, даже если не понимая. Думал, может, взять какой-то кусок и прочитать, но пока я не готов. А вот одна интересная мысль пришла мне в голову. Думаю, что будем, наверное, читать рабби Нахмана по Шагару. Но поскольку рав вчера явным образом поддержал наши еретические поползновения копать новые колодцы… Короче, я вспомнил один анекдот. Он не совсем политкорректный, за что я заранее прошу извинения. Жил-был такой рабби Йегуда Бен Бетейра. Это времена Мишны, может, даже раньше. И пришел к нему как-то один идолопоклонник, так рассказывается. И говорит ему: — В вашей Торе написано, что «чужестранец да не кушает ее» (речь идет про пасхальную жертву, вероятно, это еще во времена Храма). А я, — говорит, — пошел и покушал. Отвечает ему рабби Йегуда Бен Бетейра: — Вау, какой ты умный, какой ты крутой, какой ты молодец. В следующий раз, когда ты пойдешь кушать на пасхальный сейдер, то ты скажи, пусть тебе дадут курдюк алья (часть животного, которая запрещена в еду). Ничего не подозревающий идолопоклонник в следующий раз идет на сейдер и говорит: — А можно, пожалуйста, вот этот курдюк. Ему говорят: — А кто тебе сказал, что это надо кушать? — А мне сказал рабби Йегуда Бен Бетейра. Ну тут его вызвали на допрос, выяснили, что он идолопоклонник. Что с ним стало – история умалчивает. Но на самом деле есть какая-то еще одна история, когда тоже кому-то сказали, что, мол, пойди на сейдер и там накушаешься. Я уже не помню, он был еврей или не еврей. Короче, он приходит на сейдер. Сначала 2 часа сидят читают какую-то скучную книжку на непонятном языке. Потом окунают картошку в воду, потом еще какие-то вещи. В общем, на каком-то этапе он не выдержал, плюнул и ушел. А сразу после этого началась трапеза. Почему я вдруг это вспомнил? Многое вчера было на фарбренгене. Еще раз говорю, решительно предлагаю всем немножечко полистать этот ролик. Я спрашиваю себя: а откуда эта энергия у рава, у учеников? Может быть, я чего-то не понимаю, как этот идолопоклонник, который пришел покушать, а ему дают картошку в соленой воде. И вот такое ощущение: что-то я здесь не понимаю. Т.е. слова все произносятся правильные, но вот, глядя на лица, ты понимаешь, что они-то воспринимают каким-то совершенно иным образом. Вот как расколоть этот код – я пока не знаю. Я себя чувствую идолопоклонником, который пришел на пасхальный сейдер и просит курдюк. Окей. С другой стороны, это дает надежду. Там кто-то уже посчитал вчера, чуть ли не 700 человек было в зале. Я никогда не помню, чтоб в центральной синагоге, она называется «центральная», но она давно уже не центральная. Она называется «центральная синагога», потому что она была первой. Это рядом с домом рава и там часто проводились всякие мероприятия раньше. Я не помню, чтоб было столько народа именно в этом зале. Еще раз, я спрашиваю себя: а как они это делают? Я понимаю, что я не понимаю. Чтоб понять мое непонимание, стоит посмотреть ролик. Если хотите, я могу немножечко его запустить. Давайте немножко послушаем. На скрипке играет Марик Бродский, достаточно известный в узких кругах человек. А на клавишах это Алора Коэн. Какая-то история с ним есть, что, по-моему, его отец был в христианстве и каким-то образом приблизился к еврейству через рава Ицхака Гинзбурга. Что-то я читал на эту тему. Так это выглядит. Это 4 часа, в основном, музыки. Очень рекомендую посмотреть. Линк я поставил. В общем, я рекомендую это все посмотреть, послушать в свободное время и попытаться понять, какую траву они курят и почему у них получается, а у нас нет. Не знаю.