https://www.youtube.com/watch?v=LZyUf5KuwjY
Изучение Торы это способ почувствовать связь с Богом.
Когда кто то учит Тору, он должен чувствовать, как сын, который получил письмо от своего отца, который живет далеко.
Каждый раз, что он читает письмо, он чувствует, что его отец стоит перед ним.
https://www.youtube.com/watch?v=YGlu01DDV4Y
Яир Каспи - психолог на стыке иудаизма и психологии.
Мы занимаемся религиозной деятельности, но связано ли это с тем, что вокруг нас.
На днях слушал Игоря Талькова "Идет гражданская война"...
И я задаю себе вопрос: замечаем ли мы что происходит вокруг нас?
Есть ли в этом религиозная обязанность?
Учитель должен сказать где направление главного удара
Я где то читал у рава Йегуды Амиталя - когда он после Шоа приехал в Эрец, и учился в ешиве - как раз р. Йоэл гостил в Эрец. Перед тем как поехать в Штаты. Он услышал, что есть студент из его мест в ешиве - и хотел с ним встретиться. Йегуда Амиталь сказал - я не хочу его видеть...
Но когда он приехал в Штаты - он создал лучшую систему образования. С хорошим уровнем лимудей холь (светских предметов)
И на этом построил свою общину
А Любавич так и остался с полуграмотными молодыми людьми, с трудом читающими по английски
вопрос можем ли мы сказать, что Танахическое мышление в общем статично и детерминистично. А "свобода выбора" это уже Рамбам и средневековая философия вообще?
"Бог дал и Бог взял. Да будет имя его благословенно" - это классика танахического мышшения
и тогда понятно, почему концепция машиаха в Танахе тоже детерминистична и статична (о чем говорилось на уроке)
и только в последних поколениях развивается динамическая концепция времен машиаха. Причем малопонятно, кто ее развивает - кроме рава Гинзбурга я практически не знаю никого кто бы об этом говорил
Сегодня утром говорили про ангелов и души.
Учили маамар Старого Ребе с комментариями Штейнзальца.
Ангелы статичны. Души динамичны.
Ангелы (и души, перед тем как опустились в этот мир) связаны с "десятью речениями". Буквы уподобляются "камням".
Другими словами, буквы это "сосуды"
Душа, опускаясь в этот мир приобретает динамичность.
Не только "повторять то, что уже сказано", но динамика, "мутация" по выражению рава Гинзбурга.
В известном смысле иудаизм до хасидизма это тоже "повторение сказанного". Хасидизм предполагает спонтанность и обновление (Ребе говорил об этом постоянно. Но не уверен, что хасиды это поняли)