Еще немного о "средней линии" и "мире хаоса":
Пример: "йецер" (половой инстинкт) это хорошо или плохо?
В дуальной системе ты обязан сказать или "хорошо" или "плохо".
И поэтому в некоторых религиозных системах "йецер" записали в "зло".. (гурские хасиды это хороший пример но есть еще)
В системе из трех линий у тебя есть ответ: "зависит". Это может быть очень хорошо. Или очень плохо. Или... что угодно посередине.
*
Я слышал как то от рава Гинзбурга, что вся Тора это "мацавей бейнаим", промежуточные ситуации. В которых нет однозначного "хорошо" и однозначного "плохо"
ощущение что слишком много критики и "академии" уже не катит
Нужно возвращаться к каким то нормальным текстам.
Как говорится, спасибо, мы уже поняли, что в наше время быть религиозным невозможно. Однако вокруг себя мы встречаем таких людей постоянно...
Я как то сказал, что самый большой "йецер" это בושה (стыд). "И увидел народ, что задерживается (бошеш - тот же корень, как и у слова "буша" (стыд)) Моше". И дальше был золотой телец.
Парадоксально, но то же качество называется одним из основных качеств в святости. И пойди различи!
Одно из "имен" Бога в хасидизме Хабад - это "невозможность невозможного".
Это означает, что на вопрос - может ли Всевышний делать вещи, "невозможные" (абсурдные) по своей природе - Хабад отвечает да, может!
И рав Гинзбург добавляет: именно этим он и занимается постоянно...
*
С утра мы продолжили читать Ави Саги, который убедительно доказывает, что возвращение к традиции невозможно.
Но возможно, весь смысл в том, чтобы вернуться к "невозможной" традиции, и поверить в "невозможного" Бога?
В продолжение темы "третьей линии".
Сказано "Шестьсот тысяч пеших, народ среди которого я"
Хасидут Хабад любит этот стих, и интерпретирует его так, что Моше - глава поколения, праведник поколения, коллективная душа поколения и т.д - получает "анохи" - притяжение и раскрытие Божественной сущности лишь в заслугу "шестисот тысяч пеших" - простого народа.
Другими словами, между главой поколения и народом есть двусторонняя связь. Глава поколения сообщает своему поколению "даат Элокут", знание (и ощущение) Бога, которое мы объяснили, как нечто за пределами добра и зла, корона, кетер.