"Если ребенок здоров и нормально развивается - нет никакой причины вести его на какую-то медицинскую процедуру, и наоборот - Вс-вышний заботится о нем вместе с его родителями (как сказано в общем, что "трое участвуют в создании человека")
Подобно тому, как уверенность и радость необходимы для того, чтобы удостоиться беременности, то же относится и к развитию ребенка - нужно воспитывать его в радости и уверенности во Вс-вышнем, на живом примере родителей, живущих и служащих Вс-вышнему в уверенности и радости (и не искать других "причин")"
Рав Ицхак Гинзбург, ответ на вопрос, шват 5777)
На первый взгляд, я мог бы подумать, что есть идея напряженно трудиться. «Трудился и нашел – верь». Но в действительности, все служение Вс-вышнему, все наше служение в Торе и заповедях должно быть легким и естественным, не утомительным. Если твоя работа утомляет тебя – по-видимому, ты работаешь (тащишь поклажу) кого-то другого.
Моше бьет по скале - евреи без воды, могут умереть от жажды, ситуация SOS, когда требуется немедленная реакция. Нет воды, нужна вода, сегодня, не завтра! Даже не через час - кто то может за это время погибнуть. Единственное доступное мне средство сейчас - это ударить по скале (так я сделал в первый раз - и так мне приказал Вс-вышний)
Скала - это символ. Скала - это сами евреи. "Бить по скале" - это принуждать евреев исполнять заповеди. Это первое, что сделает Мошиах - "принудит весь Израиль исполнять заповеди". Будет ли Мошиах для этого бить народ Израиля?
Аризаль говорит еще одну удивительную вещь – что в последнем поколении – поколении Мошиаха – возвращается поколение Моше, «поколение знания». И признак тому – что женщины будут управлять мужчинами. Так же как есть отличительный знак Мошиаха, что он будет «судить по запаху», так же есть отличительный знак поколения Мошиаха, что женщины будут управлять мужчинами. Почему? – Ибо в поколении Моше, когда был грех золотого тельца, кто дал золото? – Мужчины. Может, они взяли силой у женщин, но сами женщины не хотели отдавать свои украшения на золотого тельца. Поэтому в нашем поколении, когда снова возвращается поколение Моше, дают силу женщинам властвовать над мужчинами. На языке каббалы это называется «поменялись местами», женские и мужские функции меняются местами особенно в этом поколении. В каждой вещи может быть добро или зло. Это может быть достоинство – подьем женщин. Или наоборот, движение вниз по наклонной плоскости. Негатив этого явления – что мужчины и женщины меняются местами, и Аризаль говорит, что это признак геула
У каждой души есть правая сторона и левая сторона. Правая сторона – от Моше рабейну, а левая – от пророка Элиягу. Элиягу был так прекрасен, что каждая женщина, которая заглядывалась на него – нечто удивительное, об этом мало знают - умирала на месте. Выглядит очень странно, но так говорят Хазал. Почему? Есть что-то у Элиягу, что именно у него появляется такая ультимативная красота. Красота – это женское качество, женщины красивы, мужчины не должны быть красивыми, если есть мужчина красивый – это его женская сторона. В каждом человеке есть женское и мужское начало – его правая и левая сторона, и красота происходит с женское стороны – Элиягу и его ученик Элиша (оба они от корня Каина, левая сторона)
В этом отрывке из урока рава на прошлогодний Пурим много каббалистических терминов, но, так или иначе, основная идея вполне ясна:
«Перевернутые наклонности» - это признак наиболее высоких душ. Поколение Мошиаха. Ацмут раскрывается там, где мужчина и женщина «меняются местами». У Ицхаки и Ривки были «перевернутые души». У Мордехая и Эстер были «перевернутые души».
Что же делать человеку с «перевернутой»?
Найти себе рава, который откроет ему путь исправления…
Однако, первое, что приходит в голову (см. у меня в блоге на эту тему), что и Ицхак и Мордехай – это мсирут нефеш в действии. Начиная с мсирут нефеш в шмират-а-брит. И да, найти себе «шидух» с такой же, но «противоположной» душой.
Этот ворт рава на Пурим в прошлом году напоминает мне нечто из рабби Нахмана, который также очень резко наезжает на мудрецов, которые прекратили обновляться и застыли на какой-то ступени. Надо поискать, что там говорит рабби Нахман.
Так или иначе, недостаточно одного лишь «старого вина». Нужна также «новая Тора», спонтанная Тора Мошиаха, которая рождается прямо сейчас, спонтанно.
Рав объясняет в другом месте, что Тора Мошиаха – это аспект «нишмат адам теламдену», «Душа человека обучает его», и это раскрытие сущности души выше, чем раскрытие Элиягу.
Однако Ахашверошу по вкусу только старое вино. А «новое запрещено Торой»…
Четыре центральных греха (из "Оцар а-нефеш на гл. Тиса)
Первый грех - Адама - "таава". Страсть. "И увидела женщина... что желанно оно для глаз..."
Второй грех - братьев Йосефа - зависть. "И завидовали ему братья..."
Последний грех - разведчиков - страх. Все фобии человека - идут от этого греха.
Вернемся к греху золотого тельца. Хазаль обьясняют, что этот грех имеет своим корнем иллюзию, обман зрения. Сатан показал сынам Израиля "картинку" что Моше умер и т.д. И поэтому они сделали тельца. כוח המדמה = עגל הזהב. Это сила воображения - ложные ассоциации, не имеющие ничего общего с действительностью, порождающие суеверие и идолоппоклонство. Поэтому "сила воображения" - это одно из имен дурного начала.
Рассказывают про рабби Пинхаса из Корица, что однажды он пришел навестить больного, которому врачи не оставляли никаких шансов, и он был уже при смерти. После визита рабби Пинхас поднялся, чтобы идти. Но перед тем как уйти, он обратился к больному и сказал: «Это неприлично, что ты не проводишь меня. Я же здесь рав!» Этот еврей прикован к постели, не может сдвинуться с места, а рабби Пинхас говорит ему «некрасиво, что ты не выйдешь проводить меня..»
Мы живем в эпоху, когда сама мысль о религиозном обновлении кажется некоторым кощунственной. Среди многих претензий, которые мне приходится слышать в адрес рава Гинзбурга из уст хасидов Хабада, пожалуй, это приходится слышать чаще всего: он «изобретатель». Он «изобретает» новые пути в хасидизме.
Может быть правда, зачем изобретать? Кто же может гарантировать, что наши «изобретения» окажутся успешными? Может быть, действительно, в письмах, беседах, статьях Ребе уже есть ответы на все вопросы, которые есть, и которое еще будут?
Рав, в свойственной, пожалуй, лишь ему, неподражаемой манере, соединяющей вместе хасидизм, каббалу, музыку и… биологию — дает очень «гинзбургский» ответ. Вс-вышний создал мир ради обновления. Лишь обновление — есть цель творения. Лишь обновление доставляет настоящее наслаждение Вс-вышнему.
Особенно идея обновления актуальна для тшувы и для баалей тшува. Вся идея тшувы — это «нечто, чего еще не было» даже в плане творения, как это подчеркивает Любавичский Ребе во многих своих беседах. Идея тшувы — это идея обновления человека и мира.
Рав призывает сделать наступивший год годом «религиозного обновления».
Существует несколько объяснений, почему Вс-вышний создал этот мир. В общем, есть три объяснения, для чего Вс-вышний нуждается в нашем служении. В том порядке, как это приводится там:
Первое объяснение: «говорящий попугай».
Второе объяснение — «Как (в) воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку».
Третье объяснение — ради работой бирурим.
Эмуна, вера означает, что я верю, что все, что Вс-вышний делает — к добру, даже если я не понимаю этого. Есть известная история про рабби Акиву, когда с ним происходили какие-то события, которые, на первый взгляд, не были позитивными, но он верил, что это несомненно, к добру, поскольку это от Б-га, и все, что делает Б-г — это благо. Вера — это когда я не понимаю, мой разум не соглашается с этим, но я отставляю в сторону свое понимание и свое видение ситуации.
А битахон, надежда — означает, что человек верит, что все будет хорошо. Как говорит известная хасидская пословица: «думай хорошо, будет хорошо». Слово битахон имеет несколько смыслов, и один из смыслов — что тот, кто обещает — тот исполняет обещанное. Я верю в обещание Вс-вышнего, что будет хорошо. Я верю в него, также от языка батуах, уверен. Самый простой смысл слова битахон — что я надеюсь, надеюсь на то что все будет хорошо, у меня нет никакого сомнения в этом.
Первая идея[1], с которой мы начнем здесь, это то, что в начале творения, перед тем, как Вс-вышний начал творить мир, Его бесконечный свет наполнял все то, что в будущем станет мирозданием. И тогда — это каббалистическая аллегория - для того, чтобы создать место для творения миров, Вс-вышний сжал свой свет. Мы верим, как далее мы будем объяснять, что цимцум («сжатие») не следует понимать в буквальном смысле — цимцум не означает, что Б-г оставил этот мир, он лишь сокрыл свое присутствие, для того, чтобы дать возможность сотворенному миру ощутить себя чем-то иным, чем-то отдельным от Творца. После этого, после цимцум, создавшего «вакуум», Вс-вышний протянул кав - нить света. Следует обратить внимание, что слово кав имеет тот же корень, что и слово тиква[2] - надежда. Т.е., цимцум это как будто бы аин[3], вакуум. И тогда внутри этого цимцум протягивается линия света.
Мы знаем, что есть заповедь веры в праведника[2] – следует верить в праведника, подобно тому, как следует верить в Б-га. Откуда мы это учим? Стих в главе Бешалах, который мы произносим каждый день в молитве, «И поверили во Вс-вышнего, и в Моше, слугу Его[3]». Далее, в следующей главе, в главе Итро – сказано: «и также в тебя уверуют до конца веков[4]», там говорится только о вере в Моше. Но после рассечения моря сказано, «и поверили во Вс-вышнего, и в Моше, слугу его».
С этой двойной верой – во Вс-вышнего и в Моше, они удостоились воспеть песнь
В действительности должен быть только трепет перед Вс-вышним. Однако, в истинных мудрецах Торы свет Б-жественной души раскрывается больше, чем в ком бы то ни было еще. Следовательно, трепет перед праведником, в сущности, есть трепет перед Б-жественностью, которая раскрывается в нем. Истинный праведник подобен Моше, когда слышат его, слышат, как «Шехина говорит из его горла». Трепет перед ним — есть трепет перед Шехиной, облачающейся в него.
Это урок рава Ицхака Гинзбурга, посвященный памяти и учению рабби Менахем Мендела из Витебска, йорцайт которого приходится на 1 ияра. Рабби Менахем Мендел, один из ближайших учеников Магида из Межерич, известен тем, что он возглавил первую алию хасидов в Эрец Исраэль 250 лет назад (1777 год).
Тяжелые условия тех дней, нищета, голод и болезни подорвали его здоровье, и он умер сравнительно в молодом возрасте – в возрасте 58 лет. Рабби Менахем Мендел из Витебска считается «талмид-хавер» - «учитель-товарищ» Алтер Ребе, основателя движения Хабад. После смерти Магида Алтер Ребе принял его для себя как своего Ребе. Рав отмечает в этом уроке, что многие центральные идеи учения Хабад представляют собой развитие идей рабби Менахем Мендела из Витебска. Рав приводит даже слова Ребе, что по некоторым мнениям, следует считать рабби Менахем Мендела основоположником движения Хабад.
Данный урок рава Гинзбурга комментирует толкование рабби Менахем Мендела на гл. Кдошим. Тема этого урока – что означает «святость»? Что означает «святы будьте» в учении хасидизма? Ответ, совершенно неочевидный, и даже контр-интуитивный, заключается в том, что с точки зрения каббалы понятия хохма (мудрость) и понятия кдуша (святость) – практически синонимы.
Таким образом, святость в учении рабби Менделе, и впоследствии, в учении хасидизма Хабад (рав показывает на уроке, каким образом эта идея нашла отражение в хасидут Хабад) – это погружение человека в созерцание Б-жественной мудрости до такой степени, что окружающий мир перестает существовать. Тело при этом как бы «разоблачается» от своей материальной оболочки, человек не ощущает ни голода, ни жажды, теряет ориентацию во времени – до такой степени он погружен в созерцание Б-жественной мудрости.
Рабби Менделе приводит известное толкование мудрецов на стих «человек, если умрет в шатре» - «слова Торы исполняются лишь в том, кто идет ради них на смерть», и обьясняет эти слова мудрецов в том смысле, что не требуется буквально «умирать». Но требуется «разоблачиться от материальной оболочки» до такой степени, дойти до такой степени самоотрицания, что единственное, что существует – это бесконечная Б-жественная мудрость, окружающая человека со всех сторон.
В продолжение урока рав говорит, что, как не парадоксально, сила воздействовать на окружающий мир, сила на то, чтобы «перевернуть мир сейчас» (известные слова Любавичского Ребе) приходит из этого состояния полного разоблачения от материальной оболочки тела, полного битуль и самоустранения.
В этом удивительном отрывке из урока рава 1 ияра 5778 года в Тверии, в йорцайт рабби Менахем Мендела из Витебска, рав объясняет в деталях, что означает «четвертая революция», о которой много говорится в последнее время. Рав говорит, что «четвертая революция» означает не только «семь заповедей сынов Ноя», и не только аспекты Б-жественности, имманентные миру («мемале», «наполняющий миры свет»), но также и ступень «совев», трансцендентность Б-жественности — должна сегодня прийти и раскрыться среди народов мира.
Рав связывает раскрытие ступени трансцендентной Б-жественности среди народов мира со стихом «ибо умножилась милость Его к нам». Когда Вс-вышний проявляет величайшую милость по отношению к своему народу — это приводит к тому, что также трансцендентность Б-жественности раскрывается в мире, среди народов мира.
***
Когда раскрывается великое милосердие Вс-вышнего в отношении еврейского народа, как это воздействует на мир?
– Говорится далее в продолжение этого стиха, веэмет ашем леолам алелука.
Что означает эмет Гашем леолам? Это удивительное толкование, что эмет Гашем означает даат эльон. Обычно в хасидизме объясняется, что неевреев следует обучать только семи заповедям и тем частям в хасидут, которые подходят для них. Это говорится во многих местах открытым текстом, что то, что подходит для неевреев – это только ступень мемале кол алмин. Но совев кол алмин, выше, чем цимцум, не имеет к ним отношения совершенно, не имеет отношения к корню их душ.
И тем не менее, и это удивительно, как объясняется веэмет ашем леолам? – «Прославляйте Вс-вышнего все народы, славьте Его все нации, ибо умножилась на нас…» - Из за того, что есть итгабрут хесед, из-за того, что умножились милости его на нас, мы пробуждаемся от нашей спячки, от нашего сна, «были мы как во сне» – и также у нас есть сила разбудить всех.
И что же мы хотим сообщить всем?
– «Истина Вс-вышнего вовеки».
Это говорится открытым текстом в друшей хасидут Хабад, что эмет Гашем леолам означает, что даат эльон, то, что мы говорили ранее, что все батель бимциют, этот свет должен достичь также гоим. Этот свет, относительно которого ты не существуешь. В точности, как еврей.
Рав связывает раскрытие ступени трансцендентной Б-жественности среди народов мира со стихом «ибо умножилась милость Его к нам». Когда Вс-вышний проявляет величайшую милость по отношению к своему народу — это приводит к тому, что также трансцендентность Б-жественности раскрывается в мире, среди народов мира.
***
Когда раскрывается великое милосердие Вс-вышнего в отношении еврейского народа, как это воздействует на мир?
– Говорится далее в продолжение этого стиха, веэмет ашем леолам алелука.
Что означает эмет Гашем леолам? Это удивительное толкование, что эмет Гашем означает даат эльон. Обычно в хасидизме объясняется, что неевреев следует обучать только семи заповедям и тем частям в хасидут, которые подходят для них. Это говорится во многих местах открытым текстом, что то, что подходит для неевреев – это только ступень мемале кол алмин. Но совев кол алмин, выше, чем цимцум, не имеет к ним отношения совершенно, не имеет отношения к корню их душ.
И тем не менее, и это удивительно, как объясняется веэмет ашем леолам? – «Прославляйте Вс-вышнего все народы, славьте Его все нации, ибо умножилась на нас…» - Из за того, что есть итгабрут хесед, из-за того, что умножились милости его на нас, мы пробуждаемся от нашей спячки, от нашего сна, «были мы как во сне» – и также у нас есть сила разбудить всех.
И что же мы хотим сообщить всем?
– «Истина Вс-вышнего вовеки».
Это говорится открытым текстом в друшей хасидут Хабад, что эмет Гашем леолам означает, что даат эльон, то, что мы говорили ранее, что все батель бимциют, этот свет должен достичь также гоим. Этот свет, относительно которого ты не существуешь. В точности, как еврей.