Замечание из шабата
Замечание из шабата
Молиться не хотелось не совсем никак. Что понятно
Послушал чтение Торы и пошел домой.
Начал читать библейские критику — я взял в библиотеки несколько книг — по паре страниц почитал
Потом читал Ясперса на русском — удивительная книга, совершенно религиозная — рекомендую
Потом взял рава Кука — совершенно удивительное место из книги которую мы считаем.
Время уже было почти под вечер.
Вот тогда я начал молиться
«Молиться» для меня означает прочитать текст осмысленно — у меня берет час или два
И вот после такой подготовки каким-то образом это чтения молится стало осмысленно
Думал о том, как люди жрут все подряд и убивают себя морально и физически и хотя бы в этом есть смысл религии
Потом думал о рав Куки. Человек поднявшийся на ступень духовности может говорить о Боге. А если нет — то нет
И это проблема библейские критики — там нет духовности от слова совсем.
Сравнить с Юнгом готовый да говорит о духовности
Давайте скажем что религия — это духовная практика — этого вполне достаточно
Потом вспомнил: «Моше видит в «аспаклерии меира», что означает «стекло»
Моше как бы видит бога через стекло — это очень много может объяснить в тексте Торы
*
Насчёт жратвы естественно думал о себе. Кстати рав Кук называет «первой тшувой»» именно подобные вещи. Другими словами для меня тшува это меньше есть сладкого — и это вполне «религиозный» смысл
Раньше не думал об этом
*
Еще одно из соображений в шабат.
Простая мысль: очевидно что Ислам считает Коран Богоданным текстом.
Хотя насчёт обстоятельствам его создание как бы нет особых вопросов
То же относительно Евангелия — только верующих христианин могут верить в его богоданном Евангелия, и даже считать Иисуса Богом («воображение» основа религия – мы сказали? Скажем далью… «Воображение» или «сон» — отнюдь не бранное слово в религии)
И чем принципиально это отличается от получения Торы Моше «От Бога»? И первые, и вторые, и третьи – работают только через интерфейс «воображения»
Особенно странно для иудеев верить что Моше получил Тору от Бога, а Иисус не от бога, или Мухамед
На первый взгляд эти учения учит друг про друга
Интересно что кажется Христиане считают только Евангелия богоданным а не «старый» завет
И кажется то же и про ислам. Для них только «их» союз » настоящий»
Ещё подобие: безумное число жертв от исторического христианства, и современного мусульманства, и доисторического иудейства
Так или иначе — это конечно реальное духовное учение, но «от бога» это только «через стекло» как мы сказали
И конечно иудаизм не знает ничего ни о Китае, ни о Индии, ни о Америки это уже точно
И потоп был только на тех участках земли — вокруг Междуречья
В общем я не вижу ничего плохого объявлять иудейство или христианство духовным учение, и скорее понимание идеи «от бога» это
Неправильное понимание
Мы говорили, что все представления о боги это воображение. И собственно об этом говорит концепция «зеркала» (пророчество всех пророков) или «стекла» (пророчество Моше)
*
И еще с шабата: я читал хумаш в шабат, и конечно совершенно удивите слова:
שופך דם האדם באדם דמו ישפך, כי בצלם אלוקים עשה את האדם
«Проливающий кровь человека — человеком прольётся его кровь, ибо божественным образом создан человек»
Тут удивительно и начала и конец
То, что древнейший человек говорит о том, что есть запрет пролития крови (особо — что до потопа даже животных нельзя употреблять в пищу — особенно удивительно, и запрет употребления крови удивительно совершенно)
Второе — постоянное повторение того, что человека подобен богу — как минимум три раза повторяется в первых главах Торы
*
Удивительно как Тора Моше говорит о захвате Ханаана — как это стыкуется с запретом проливать кровь?
Или даже война Авраама с 4 царями
Так или иначе это говорит о чрезвычайно древней части Торы. И если есть что-то «богоданное» в Торе то точно это одно из таких мест
*
Когда есть чуть чуть «духовное» состояние как бы естественно верится в Бога. А когда уходит — остаётся вера в «духовность»
Насчёт Яспенса — мое ощущение что он говорит о настоящем Боге. Может потом приведу цитаты в начале его книги о раскаяние Германии
Последнее по главе. Чудеса — рождение Ицхака. Верить или нет? Сказать однозначно что это не может быть? Это не логично как минимум
Хотя про Баал Шем Това рассказывают что-то похожее — что его отец Элиезер родил сына в 99 лет.
Не знаю. Не уверен что это суть веры. И кажется Маймонид тоже не считает что вера в чудеса это основа веры
Хочу ли я верить что я вернусь на все 100%? Конечно хочу. Только я понимаю что это ещё много работы
*
Вообще, тексты пророчеств. Эти удивительные тексты. Как можно не верить в вдохновение пророков, и не только пророков, и не меньше верить в вдохновение учёных и всех, кто создали весь этот мир?
Разве способность творить эти тексты, как и тексты хасидизма, или Шломо Карлебах или рав Кук — разве это не «божественное вдохновение»?
И что если моё неверие в чудеса это просто тупость моего сердца?
Мафтир. Понятия «стыда» удивительно часто в псалмах и в мафтир (пророках). Есть ли «научное» объяснение стыда? И кого оно интересно?
Кстати, Ясперс говорит именно о метафизическом стыде