Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Замечание из шабата

Замечание из шабата

Молиться не хотелось не совсем никак. Что понятно

Послушал чтение Торы и пошел домой.

Начал читать библейские критику — я взял в библиотеки несколько книг — по паре страниц почитал

Потом читал Ясперса на русском — удивительная книга, совершенно религиозная — рекомендую

Потом взял рава Кука — совершенно удивительное место из книги которую мы считаем.

Время уже было почти под вечер.

Вот тогда я начал молиться

«Молиться» для меня означает прочитать текст осмысленно — у меня берет час или два

И вот после такой подготовки каким-то образом это чтения молится стало осмысленно

Думал о том, как люди жрут все подряд и убивают себя морально и физически и хотя бы в этом есть смысл религии

Потом думал о рав Куки. Человек поднявшийся на ступень духовности может говорить о Боге. А если нет — то нет

И это проблема библейские критики — там нет духовности от слова совсем.

Сравнить с Юнгом готовый да говорит о духовности

Давайте скажем что религия — это духовная практика — этого вполне достаточно

Потом вспомнил:  «Моше видит в «аспаклерии меира», что означает «стекло»

Моше как бы видит бога через стекло — это очень много может объяснить в тексте Торы

*

Насчёт жратвы естественно думал о себе. Кстати рав Кук называет «первой тшувой»» именно подобные вещи. Другими словами для меня тшува это меньше есть сладкого — и это вполне «религиозный» смысл

Раньше не думал об этом

*

Еще одно из соображений в шабат.

Простая мысль: очевидно что Ислам считает Коран Богоданным текстом.

Хотя насчёт обстоятельствам его создание как бы нет особых вопросов

То же относительно Евангелия — только верующих христианин могут верить в его богоданном Евангелия, и даже считать Иисуса Богом («воображение» основа религия – мы сказали? Скажем далью… «Воображение» или «сон» — отнюдь не бранное слово в религии)

И чем принципиально это отличается от получения Торы Моше «От Бога»? И первые, и вторые, и третьи – работают только через интерфейс «воображения»

 

Особенно странно для иудеев верить что Моше получил Тору от Бога, а Иисус не от бога, или Мухамед

На первый взгляд эти учения учит друг про друга

Интересно что кажется Христиане считают только Евангелия богоданным а не «старый» завет

И кажется то же и про ислам. Для них только «их» союз » настоящий»

Ещё подобие: безумное число жертв от исторического христианства, и современного мусульманства, и доисторического иудейства

Так или иначе — это конечно реальное духовное учение, но «от бога» это только «через стекло» как мы сказали

И конечно иудаизм не знает ничего ни о Китае, ни о Индии, ни о Америки это уже точно

И потоп был только на тех участках земли — вокруг Междуречья

 

В общем я не вижу ничего плохого объявлять иудейство или христианство духовным учение, и скорее понимание идеи «от бога» это

Неправильное понимание

Мы говорили, что все представления о боги это воображение. И собственно об этом говорит концепция «зеркала» (пророчество всех пророков) или «стекла» (пророчество Моше)

*

И еще с шабата: я читал хумаш в шабат, и конечно совершенно удивите слова:

שופך דם האדם באדם דמו ישפך, כי בצלם אלוקים עשה את האדם

«Проливающий кровь человека — человеком прольётся его кровь, ибо божественным образом создан человек»

Тут удивительно и начала и конец

То, что древнейший человек говорит о том, что есть запрет пролития крови (особо — что до потопа даже животных нельзя употреблять в пищу — особенно удивительно, и запрет употребления крови удивительно совершенно)

Второе — постоянное повторение того, что человека подобен богу — как минимум три раза повторяется в первых главах Торы

*

Удивительно как Тора Моше говорит о захвате Ханаана — как это стыкуется с запретом проливать кровь?

Или даже война Авраама с 4 царями

Так или иначе это говорит о чрезвычайно древней части Торы. И если есть что-то «богоданное» в Торе то точно это одно из таких мест

*

Когда есть чуть чуть «духовное» состояние как бы естественно верится в Бога. А когда уходит — остаётся вера в «духовность»

Насчёт Яспенса — мое ощущение что он говорит о настоящем Боге. Может потом приведу цитаты в начале его книги о раскаяние Германии

 

Последнее по главе. Чудеса — рождение Ицхака. Верить или нет? Сказать однозначно что это не может быть? Это не логично как минимум

Хотя про Баал Шем Това рассказывают что-то похожее — что его отец Элиезер родил сына в 99 лет.

Не знаю. Не уверен что это суть веры. И кажется Маймонид тоже не считает что вера в чудеса это основа веры

Хочу ли я верить что я вернусь на все 100%? Конечно хочу. Только я понимаю что это ещё много работы

*

Вообще, тексты пророчеств. Эти удивительные тексты. Как можно не верить в вдохновение пророков, и не только пророков, и не меньше верить в вдохновение учёных и всех, кто создали весь этот мир?

Разве способность творить эти тексты, как и тексты хасидизма, или Шломо Карлебах или рав Кук — разве это не «божественное вдохновение»?

И что если моё неверие в чудеса это просто тупость моего сердца?

 

Мафтир. Понятия «стыда» удивительно часто в псалмах и в мафтир (пророках). Есть ли «научное» объяснение стыда? И кого оно интересно?

Кстати, Ясперс говорит именно о метафизическом  стыде