Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тания - дневной раздел - 2 Элул

Обычай Хабада - "жить в ногу со временем" - читать каждый день отрывок из недельной главы Торы и Тегилим и изучать отрывок из Тании и Йом Йом
Пока только несколько дней, в дальнейшем - им йирце Гашем - надеемся, что будет "двар йом бейоймой"
Шиурим баТания, Пниней Тания, Маскиль леЭйсон

2 Элул 5777 года

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

Стремление вернуться ко Всевышнему рождается в глубине сердца, именно там возникает раскаяние у человека, [отдалившегося от Творца]; Всевышний отвечает ему на это особо сильным излучением Своего света. Но для того, чтобы свет достиг миров – как высших, так и низших, – от человека требуются определенные действия в материальной сфере: оказание помощи нуждающимся и другие добрые дела – без каких бы то ни было ограничений и рамок. И совершая множество добрых дел (если слово хесед – "доброта" – разделить на две части: хас – "сострадание" – и "да-лет" [буква, название которой близко по звучанию к даль – "бедняк", – ] его можно перевести как "сострадание к бедняку"), помогая бедным и нуждающимся, тем, у кого нет никакой собственности, и проявляя при этом беспредельную щедрость, человек уподобляется Святому [Творцу], благословен Он, Который изливает [в миры] Свой свет и дарит добро [творениям] благодаря Своему качеству, [о котором говорилось выше и которое называется] "высшим милосердием" или "великим милосердием". Излияние света Его в верхние и нижние миры не знает пределов и границ, ибо все они – "бедняки" Его, благословен Он, у них нет никакой "собственности" и все они – ничто пред Ним. Ког-, да же так поступает человек, он возмещает тем самым весь ущерб, который причинил своими грехами верхним и нижним мирам[1].

Об этом написано: "Добрые дела [человека] и [его] строгость [в самооценке] желаннее Г-споду, чем жертвоприношение"[2]. Ибо принесение жертв регламентировано законами Торы[3], в то время как помощь, которую человек в искупление своих грехов оказывает нуждающимся, может быть неограниченно щедрой. А то, что сказано в [Талмуде]: "Тому, кто хочет быть щедрым [в добрых делах], не следует тратить [на это] больше пятой части [своих доходов]", – относится к тому, кто не грешил или уже искупил свою вину обузданием своих плотских страстей и постами, – как принято поступать, чтобы возместить ущерб, нанесенный им духовным мирам. Но тот, кто еще не излечил свою душу, [может тратить на добрые дела и больше пятой части своих доходов], ибо не подлежит сомнению, что исцеление души не менее важно, чем исцеление тела, на что никто не жалеет средств. И написано: "Все, что есть у человека, отдаст он за [спасение] жизни своей"[4].

[1] См. Тания, часть 3, гл. 1, 8.

[2] По Мишлей, 21:3.

[3] См. прим. 5 и 16.

[4] По Ийов, 2:4. См. Тания, часть 3, гл. 3.