Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Обретение неба на земле - 79

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

В своих беседах Ребе часто возвращался к двум чудесным историям из Вавилонского Талмуда.

Рабби Акива, отправляясь в путешествие, брал с собой ослика, который нес его поклажу, петуха, будившего его на рассвете, и светильник, чтобы учиться по ночам. (Ребе отвлекался в этот момент от истории и замечал, что сейчас принято брать с собой кредитную карточку и зубную щетку.)

Великий мудрец, рабби Акива всегда утверждал, что все, совершаемое Милосердным, – к лучшему.

Однажды по Его милости рабби Акива прибыл к городским воротам слишком поздно, они уже были закрыты. Решив, как обычно, что все к лучшему, он отправился на ночлег в ближайший лес.

Ночь была полна неприятностей. Когда рабби Акива хотел приняться за учебу, свечу, которую он зажег, задуло порывом ветра. «Ну, все к лучшему», – сказал он себе и собрался спать. Заняться учебой можно ведь и на рассвете, при первых лучах солнца, когда петух разбудит его.

Но лисица напала на петуха и утащила его в своих зубах.  «Каким-то образом и это к лучшему», – подумал рабби Акива и заснул.

Посреди ночи ослик стал добычей льва. Разбуженный рабби Акива очень пожалел ослика, но тут же успокоился: что ни делается, все для его же, рабби, добра. С этой мыслью он снова заснул.

А утром ему открылась страшная картина. Город был разграблен и сожжен дотла. Рабби Акива в очередной раз убедился: «Что ни делается, все к лучшему. Спал бы я в городе, не потухла бы свеча, прокукарекал бы петух, прокричал бы ослик, быть бы мне добычей разбойников, побывавших в городе!»

Рабби Акива полагал, что все сложилось к лучшему для него, в результате своих несчастий он был спасен от более страшного, хотя в самих своих неприятностях он не видел ничего хорошего. 

Одним из учителей рабби Акивы был Нохум из Гамзу, из местечка Гамзу. Но слово «гамзу» означает также «и это». Нохум любил повторять: «И это хорошо».

Нохума как честнейшего человека избрали послом в Рим вручить Цезарю от евреев шкатулку с драгоценностями. На всем своем пути Нохум охранял свою шкатулку, но в самом конце поездки хитрому хозяину постоялого двора, где он останавливался, удалось выкрасть драгоценности из шкатулки и засыпать в нее песок. Было уже поздно возвращаться, когда Нохум обнаружил пропажу. И тогда он оптимистично провозгласил: «И это хорошо! Я выполню свой долг посла, а остальное пусть делает Б-г».

– Ваше Величество! Я привез подарок от евреев, – объявил Нохум, представ перед троном Цезаря.

Никто не был особенно шокирован, когда Нохум открыл ящик с песком. Цезарь бросил посла в темницу «за издевательство», а он не переставал сомневаться в том, что «и это хорошо».

Тут-то и произошло чудо. Один из советников Цезаря (переодетый пророк Илья) высказал предположение, что этот песок обладает магической силой.

– У евреев существует предание, – объяснил он, – будто их праотец Авраам победил четырех царей и их воинства с помощью такого песка, который, когда его бросаешь, превращается в стрелы.

Цезарь решил проверить предложенную версию. У римлян всегда хватало для этого войн. Песок послали римским легионам, сражавшимся в Гауле, и через некоторое время пришла весть о чудесной, великой победе. Нохума не только выпустили из темницы, но еще и щедро наградили. Он, конечно, был очень рад, но совсем не удивлен, а только подумал: «В конце концов все хорошо! Принес бы я алмазы, Цезарь вполне мог швырнуть их мне в лицо. Но песок…»

Кстати, и хозяин постоялого двора получил по заслугам. Услышав эту историю, несчастный глупец потащил в Рим повозку со своим «чудесным» песком для римских легионов…

***

Существуют два пути. Один: все к лучшему. Может быть, не сразу, но постепенно из всего выйдет добро. Второй: все хорошо – ведь нет ничего, кроме Него, а Он – есть Добро.

Не надо торопиться с выводами, смотреть на фантомы нашего ограниченного видения, обращать внимание на «бумажного тигра», называемого миром. И со временем наше сердце сможет понимать и глаза видеть. И добро в нашем мире станет очевидным.

Нохум был способен видеть внутреннее добро во всех явлениях жизни, ту скрытую истину, что все в мире по-настоящему хорошо. Поэтому для него так оно и было.