"Корона" это не только пандемия и экономический коллапс. Для религиозного человека это кризис религиозной парадигмы. Мы "нарисовали" себе Б-га, который чистый хесед, чистая милость и милосердие. Вдруг этот образ начинает необратимо рушиться. И тогда возникает вопрос, действительно ли Б-г это только хесед? Действительно Б-г это только любовь?
*
В сущности идея десяти сфирот это в точности противоположность идее "поставить все на одной ноге", на одной системе координат. 10 сфирот означают 10 систем счисления, десять систем координат и приоритетов. Ошибка либерализма - это "поставить Тору на одной ноге" - из всех координат выбрать только хесед. Оказывается, это не работает.
Наш вчерашний онлайн с Борисом Эльбаумом (Калифорния). Жертвоприношения.
Модели Б-жественности.
"Корона".
"Раз в семьдесят лет такое бывает" (Лицман)
Я пытаюсь сказать, что именно подход Лицмана (это бывает) а не подход "этого не может быть" именно и есть правильный и эффективный подход к миру.
Можно ли так просто сказать что "Б-г добр"? Или это только одна сторона, одна модель, одна парадигма Б-жественности.
Последние события наводят на мысль, что "Б-г добр" это не работает.
"Б-г добр" это скорее смягчение суда, чем "констатация факта"
Как будто в продолжение нашей "коронной" темы (см. плейлистhttps://www.youtube.com/playlist?list=PLsbvCMLOLC29LsTnKTM6JD9vWgdPJc0dS) вчерашний урок рава Ицхака Гинзбурга обьясняет, что есть два пути смягчения суда, и превращения горечи в сладость. Есть путь, описанный в 11 главе Игерет аКодеш в Тании, это путь "подъема", "поднять" гвурот (суд, обвинение) до его источника в бина.
Но есть другой путь, путь молитвы. Молитва притягивает хасадим (милость) из аспекта "атика" - аспекта Адам Кадмон, и тогда гвурот (суд,обвинение) превращается в явное и открытое благо здесь и сейчас.
На этой неделе (Песах) мы читаем главу Шмини. Глава Шмини рассказывает о Надаве и Авиу, которые принесли "чужой огонь" на жертвеннике и они погибли. Сгорели.
Непонятно, или они праведники или они грешники. Есть разные объяснения.
В чем была их вина? Есть объяснение, что они святее чем Моше и Аарон. И есть объяснение, что они пьяными вошли в святилище. Есть еще объяснение, что они учили галаху перед своим учителем.
Они святые. И при этом грешники. Наверное, если даже сыновья Аарона не знают как "переключаться" из духовности к материальности - наверное нет какого то общего ответа.
Алтер Ребе в Ликутей Тора на главу Шмини приводит известный мидраш о "битве" левиафана и полевого быка, в результате которой бык убивает ливьятана, а ливьятан режет быка своими плавниками.
Далее мидраш делает резкий поворот, и спрашивает, а будет ли кошерной такая шхита (такой способ убоя)...
Алтер Ребе объясняет, что на самом деле мидраш имеет в виду два типа душ, два типа праведников. Есть праведники, подобные "рыбам морским", действующие в основном в духовности, и это "левиафан". И есть праведники, подобные "быку полевому", действующие преимущественно в материальности, в области практических заповедей.
Одно из определений "кетер" ("корона") - говорится в Сефер Йецира и в Сифра дицниюта - древние каббалистические книги, гораздо раньше Зоара, они начинаются с одной и той же идеи.
В Сефер Йецира говорится - в еврейском алфавите есть 22 буквы - они делятся на три "матери" и семь "двойных", и 11 "простых".
Три "матери" это буквы алеф, мем, шин - "Эмеш".
Мем - это маим, вода, хесед, милость.
Шин - это эш, огонь, гвура, суд.
Алеф - это равновесие.
Равновесие - это только кетер.
Если нет кетер - нет равновесия. И тогда отклоняются то в одну то в другую сторону.
Язык поколения изменился
Хабад говорит, что есть только Вс-вышний. Рав Шерки говорит, что главное - это нация, связь с "клаль Исраэль", общностью душ Израиля. Это мессианский национальный сионизм.
Но мир говорит на другом языке. Сегодня мир говорит на языке развития и свобода личности.
Что выше? Как это ни парадоксально, учит рав Ицхак Гинзбург, с точки зрения каббалы личность стоит выше коллектива.
Индивидуальность человека отражает единство Б-га. Суть постмодерн - акцент на развитие личности, это мейнстрим, это магистраль
Обсуждение статьи рава Соловейчика "Община" и книги Эриха Фромма "Бегство от свободы" в контексте современных проблем иудаизма.
Индивидуальность и коллектив у рава Й.Д. Соловейчика.
Эрих Фромм: цена свободы. Бегство от свободы.
Рав Лихтенштейн: Иудаизм и современная культура.
*
Принципиальная "атомарность" и индивидуализация современного мира, это процесс, который невозможно повернуть вспять.
Классическая религия обращена к общине. Современная "версия" религии требует учета индивидуализма современной нам эпохи.