07

https://www.youtube.com/watch?v=tZxz3Ab6t7c Когда мы говорим цимцум не буквально, в этом есть два противоположных точки зрения. Есть точка зрения что все Божественно, и мир не автономен. Менахем Нохум из Чернобыля говорит от имени своего учителя: "полна вся земля Его славы", он облачен во все. Рабби Арон из Страшеле говорит что "миры не занимают места перед Богом".
Сегодня утром читали Гешеля о том, что религия несводима к "социологии". Социология это в лучшем случае 10 процентов религии, говорит Гешель. Остальные 90 процентов это индивидуальность человека. Ценность человека не измеряется "пользой" которую он способен принести обществу. Ведь какую "пользу" можно получить от стариков и больных? * Кажется банально? Лично мне нет, не кажется. * Гешель говорит о том, что подход некоторых христианских теологов, считающих христианство первой "индивидуалистской" религией, устарел. Называет это "примитивной антропологией"
Еще одна утренняя тема - творение как перманентный конфликт. Это Шагар по рабби Нахману. Творение мира - по рабби Нахману - это перманентный конфликт. Рабби Нахман говорит о конфликте (споре) между мудрецами Торы как об источнике Творения и Пустого Пространства. Если нет конфликта мудрецов - говорит он - нет "пустого пространства" и нет мира вообще. Мы снова отметили, что вера рабби Нахмана это скорее "тень" и "пустое пространство", чем свет (напр. у Алтер Ребе) Рабби Нахман говорит, что есть какие то "дворцы" (духовные) которые можно постичь только с помощью войны, конфликта, спора.

Запись опубликована в рубрике: .