https://www.youtube.com/watch?v=tZxz3Ab6t7c
Когда мы говорим цимцум не буквально, в этом есть два противоположных точки зрения.
Есть точка зрения что все Божественно, и мир не автономен.
Менахем Нохум из Чернобыля говорит от имени своего учителя: "полна вся земля Его славы", он облачен во все.
Рабби Арон из Страшеле говорит что "миры не занимают места перед Богом".
Сегодня утром читали Гешеля о том, что религия несводима к "социологии".
Социология это в лучшем случае 10 процентов религии, говорит Гешель.
Остальные 90 процентов это индивидуальность человека.
Ценность человека не измеряется "пользой" которую он способен принести обществу.
Ведь какую "пользу" можно получить от стариков и больных?
*
Кажется банально?
Лично мне нет, не кажется.
*
Гешель говорит о том, что подход некоторых христианских теологов, считающих христианство первой "индивидуалистской" религией, устарел. Называет это "примитивной антропологией"
Еще одна утренняя тема - творение как перманентный конфликт.
Это Шагар по рабби Нахману.
Творение мира - по рабби Нахману - это перманентный конфликт.
Рабби Нахман говорит о конфликте (споре) между мудрецами Торы как об источнике Творения и Пустого Пространства.
Если нет конфликта мудрецов - говорит он - нет "пустого пространства" и нет мира вообще.
Мы снова отметили, что вера рабби Нахмана это скорее "тень" и "пустое пространство", чем свет (напр. у Алтер Ребе)
Рабби Нахман говорит, что есть какие то "дворцы" (духовные) которые можно постичь только с помощью войны, конфликта, спора.