Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Выложил в тексте первую часть урока «Религия и свобода духа» Это, в известном смысле, урок «по мотивам» статьи рава Кука «Великое воззвание» http://chassidus.ru/blog/2019/09/25-religia-i-svoboda-duha-1.htm Pinchas Polonsky Natan Kotlerov
Выложил вторую часть урока «Религия и свобода духа» Если мы сейчас разделимся на два народа, мы потеряем эту землю Усть сегодня голоса, в основном, из национально-религиозного лагеря, вязаных кип. Есть рав Шерки, Йоав Сорек, и так далее, которые говорят: Ребята, если мы сейчас разделимся на два народа, светских и религиозных, мы потеряем эту землю. Все потеряют, на самом деле. Получается, светские становятся чисто светскими. Сейчас требуют, чтобы открыли магазины по субботам, открыли транспорт по субботам, и так далее. А религиозные замыкаются на своей религиозности. Говорят, мы не хотим идти в армию, мы не хотим идти на работу. Хорошо, сегодня в Израиле миллион религиозных. Завтра будет 3 млн, да? И что, половина населения не будет ходить на работу? Будет гражданская война!
Есть такая издевательская расшифровка слова ХаБаД: «хилони билвуш дати» (светский выдающий себя за религиозного). Рав Шах зацал как известно выразился еще круче: «религия наиболее близкая к иудаизму»… Однако, если подумать.. Вся гениальность Ребе и весь успех Хабада в том, чтобы балансируя на тонкой грани между (галутной) религиозностью и светскостью не сваливаться ни туда ни туда. Кстати, мы получили новое определение Ребе: Ребе это канатоходец, идущий по тонкой проволоке над бездной. Тот кто не идет по проволоке над бездной а предпочитает «железный мост» наверное не Ребе.
Из полемики с Natan Kotlerov но кстати кажется полемика (вокруг урока о религии и свободе духа) вообще не об этом. Дерех эрец кадма леТора никто не спорит с этим. Вопрос что есть смысл жизни человека. Рав Кук говорит — свобода духа. Я это перевожу скорее как «самореализация» То есть или цель пассивная вера и классическое галутное «служение». Или же цель максимальное раскрытие моего человеческого потенциала На мой взгляд смысл того что говорит рав Кук это как раз последнее * В конечном счете отход от религии это результат того, что человек ощущае что религия мешает ему реализовать ему свой человеческий и духовный потенциал, а не «техническая» сложность исполнения заповедей.
Что означает «разбитые сосуды»? Может быть разбитые картинки? Человек, душа которого рвзбита и повреждена не способен нарисовать «картинку» Б-га как царя. Она не работает у него. «Отец» тоже не работает. Эта картинка тоже разбита. Хасидизм это где-то поиск еще не разбитых картинок в душе. Если найти хотя бы одну такую неразбитую картинку то все остальные вдруг тоже наполнятся смыслом (Связано с уроком о религии и свободе духа) * Хасидизм в конечном счете это психология. Тот чтя душа больна должен идти к психологу и учить психологию-хасидут.
(продолжение) Что же означает тогда ортодоксия? — То, что она означает. Не видеть мир вокруг себя. Замкнуться только в своем внутреннем мире, в своей общине. То есть это не «Тора» замыкает человека в общине, а его душевная болезнь, его галут замыкает его в общине, в секте и т.д. И чем сильнее его болезнь, тем большая «доза» ему требуется. И тем более сильнодействующие средства он ищет. Поэтому бессмысленно говорить что «Гур это плохо» или еще что то это плохо. Это хорошо для тех, чье душевное состояние это лечит. И если пытаться насильно лишить их этого лекарства они будут бастовать и перекрывать трассы.
Есть такой принцип, который Ребе установил: «шесть сот тысяч пеших среди которых я пребываю». Ребе обьясняет, что «пешие», весь еврейский народ — это только «ноги» Моше. Что значит «ноги»? Значит в основном имеют отношение к практическому (и сравнительно простому) действию. Ребе занимается духовностью, а всем остальным предлагает заниматься в основном материальностью. Мне всегда казалось это жутко оскорбительным и даже унизительным — быть всего лишь «ногами» какого то Моше… Почему то в только последнее время я начинаю постигать глубокую правоту Ребе.
Тшува десяти дней раскаяния – тшува за неисполненную миссию «Только потому что так положено, я прошу прощения у людей» (Галич) Просить прощения «только потому что так положено»? Десять дней раскаяния. Принято просить прощения. И прощать. Только мне почему-то совсем не хочется делать ни того, ни другого. А еще принято раскаиваться в своих дурных поступках. Дурные поступки? Где они, эти поступки? Искал и не нашел? — Ищи еще. Еще искал и все равно не нашел – значит, Тору мало учил… Как просто. Как понятно. Как… местечково. Как… неуместно в нашей современной жизни.
Перевожу статью Йоава Сорека. Он говорит, в сущности, нечто гениальное. Почему классическая версия «мошиаха» в иудаизме утопична (слова Шагара) или «а-исторична» (Й. Сорек). Она не может быть иной, говорит Сорек. Ибо вся цель культуры галута, созданной мудрецами, не предназначалась для реализации мессианского предназначения. Вся цель культуры изгнания — это сохранить веру в Мошиаха и в предназначение Израиля, и передать ее следующему поколению. Ответа на вопрос что это значит практически там нет принципиально. Как бы «в рамках этой системы координат решения принципиально не существует».
Авраам праотец наш, как известно в молодости ломал идолов. Хазаль когда говорят об этом используют слово «цламим». Но «цламим» в хасидизме и каббале означает «образы». Другими словами, работа Авраама — и Авраама в каждом из нас — это разрушение «цламим», тех образов, тех представлений и моделей, которые у нас есть о мире и его Творце
За последнюю неделю удалось собрать: 10 дол. Вика 15 дол Дмитрий 120 шек. Максим 30 долларов из Алма-Аты 40 дол. Марина из Москвы 400 шек. Арье еще 50 долларов Марина 50 долларов Леонид 500 долларов Борис 18 долларов Йегуда 77 шекелей Елена Еще 50 долларов Марина Спасибо всем, кто помог. Успехов, здоровья, благословений в наступившем году. Прошу всех, кому важен этот проект, не стоять в стороне. У нас большие планы на этот год, но мы практически полностью зависим от помощи частных лиц.
Йоав Сорек Ловушка нео-ортодоксии Введение: Западная стена как притча В обычный день хол амоэд[1] суккот площадь перед Стеной Плача полна людей, впечатляющее и праздничное зрелище. Однако, эти люди, никоим образом, не представляли собой отражения израильского общества. И даже той части израильского общества, которая относится с уважением к традиции[2]. И даже израильского религиозного[3] общества. Площадь перед Стеной была полна людей и разнообразна, но все это в рамках ультраортодоксальной[4] общины Израиля: хасиды и «литваки», ашкеназы и сефарды, обладатели «штраймлов[5]» и шляп. Они составляли не только большинство, они были здесь хозяева. Их стиль предписывал все, что происходило здесь.
Ловушка религиозного обновления Попытка осмысления и замечания на полях статьи Йоава Сорека «Не стать отказниками избавления» Прежде всего я хочу сказать, что я совершенно потрясен статьями и личностью Йоава Сорека. Еще месяц назад я даже не слышал его имени. Но теракт, в котором погиб его сын, Двир, да отмстит Вс-вышний за его кровь, каким то образом задел нас всех, и первое, что я узнал о нем, было то, что он «снял кипу» несколько лет назад… Я начал искать о нем какие-то подробности. Зашел в вики, нашел его статью, о необходимости разбить «берлинскую стену» между светскими и ортодоксами в Израиле, начал читать и.. был совершенно потрясен. Какая сила веры!
Я хочу от всей души поблагодарить всех кто отозвался на мою просьбу о помощи и помог. И особая благодарность Борису и Елене за их весьма значительный вклад. И жителям Кфар Хабада, отозвавшихся на просьбу помочь. Я вчера собрал в Кфаре 2000 шекелей. Да пошлет Вс-вышний им успех во всем!
(из переписки. Но мне не хочется ничего менять в этом тексте) Знаешь, что я был вчера такой злой? Я просто не мог дождаться пока закончится эта пытка. Эти ужаснгые тексты, которые только и говорят о чувстве вины, что ты виноват по факту свого рождения, и виноват перед всем миром, и виноват перед «воображаемым другом» которого ты никогда не видел. Был самый ужасный Кипур в моей жизни Но потом я спросил себя — то есть уже сейчас, когда проснулся. Тогда почему эти америкосы так веселы и возвышенны и одухотворенны?
Рав Гинзбург любит говорить о тройке понятий хицон-пними-ацми. Хицон — это тот, кто берет только «внешнее» от своего учителя. «Пними» — это ученик, который способен воспринять внутренний смысл. Третья ступень — ацми — «сущностный» — рав говорит о том, что считанные люди достигают ступени «ацми». В Хабаде практически не говорят про «ацми», на первый взглдяд, это целиком «хидуш» рава Гинзбурга. Однако, на второй взгляд, в Хабаде есть ступень «шалиах», и Ребе говорит что в нашем поколении каждый должен быть шалиах. И именно «шалиах с десятью силами души» это Мошиах.
Одна из основных тем у Ребе — это то, что иудаизм, по большому счету, это не на тему «богоискательства», а скорее на тему как построить свою жизнь в этом нижнем мире. При всей кажущейся очевидности и даже банальности данного тезиса, он на самом деле отнюдь не очевиден, и даже контринуитивен. Мы встречаем массу людей, как среди баалей тшува, так и среди религиозных с детства, для которых иудаизм это или богоискательство в чистом виде. Или сборник невыносимых законов, мешающих человеку жить, сковывающих его на каждом шагу, лишающих его сил и радости жизни.
Встреча с группой «Бней Ноах» в Алма-Ате 20 окт. 2019 Вера как прощение. Вера как способность действовать в «неправильном», «сломанном» мире. Творение мира как результат «ошибки» («большого взрыва» — разбития сосудов). Исправление мира как раскрытие способности прощать.. Кризис классической религиозности. Тшува как прощение..
Я всегда говорю, что когда я был студентом, у меня не было сомнений в существовании Бога, потому что этот вопрос просто не существовал. Я просто не думал об этом. Меня это не интересовало. Понимаете, в иудаизме есть понятие «сомнения в вере». Это считается страшным грехом. Но у меня тогда не было сомнений, это было просто нерелевантно. И из этого состояния, прийти в состояние религиозности, кипа, борода, сюртук и так далее — это непростой путь, но, с другой стороны, это очень интересный путь. Действительно ли мы можем остаться вменяемыми людьми и при этом верить в Бога? Можно встретить очень много людей, которые верят в Бога, но при этом слегка не в себе. У рабби Нахмана есть история, когда какие-то бандиты, грешники решили раскаяться. Они пошли по дороге, там было посыпана какая-то пыль. Каждый, кто поест этой пыли, становится слегка сумасшедшим. Есть люди, кто приходят к вере в Бога, но они слегка сумасшедшие. Окружающие на них смотрят и говорят: вы хотите стать такими же?
«Человек творит Тору». Алтер Ребе, Тора Ор в самом начале. Если это не ортодоксальный модернизм, то что это? Далее обьясняется что творение Торы происходит посредством качества рахамим — то о чем мы постоянно говорим — то есть творение Торы человеком происходит посредством сравнения Торы наверху (аспект «суда») с реальностью мира внизу — способностью мира устоять перед жтим судом
Грех дерева (само)сознания — сознание (низкое «я») блокирует глубокое «я», глубокую личность человека. Когда «дерево сознания» развивается слишком быстро, оно блокирует бессознательное в человеке. Когнитивный разум, развивающийся непропорционально быстро, блокирует эмоциональный разум. (по материалам уроков рава Ицхака Гинзбурга) Ицхак Ройтман, урок для группы «Бней Ноах», 27 окт 2019, Алма-Ата
Еврейские слова двусмысленны. Например «битуль». Что означает «битуль»? — «подчинение». Но я не люблю «подчиняться», что мне делать тогда с «битуль»? Вопрос в том, кому подчиняться. Собственно вопрос даже не в этом. «Подчинение Высшей Воле» — кажется яснее не бывает… Хорошо. А что такое «высшая воля»? Где конкретно она находится? Это нечто _вне_ меня или нечто (хотя вроде бы буквальный смысл противоречит этому) внутри меня? Парадоксальным образом это зависит от образа Вс-вышнего, как я себе его представляю.
Я кажется понял что означает «мидат-а-дин» и «мидат-рахамим». См. Тора Ор биур на «Маим рабим» иначе непонятно. Мидат а-дин это то что называется в программировании «tight coupling». Жесткие связи. Мидат а-рахамим это loose coupling — мягкие связи (как это по русски)? Причем здесь программизм? Алтер Ребе объясняет что мидат адин это когда учитель пытается обьяснить ученику какую то крутую идею а ученик не врубаеься совсем. И тогда учитель выходит из себя и «итгабрут» превращается в меру суда.
Энергия любви Ицхак Ройтман, 17 октября 2019, Алма-Ата, встреча с группой Бней Ноах, часть вторая «Религиозный материализм» Когда я делал тшуву, была такая расхожая фраза, «быть евреем в сердце». Все кирувники[1] дружно топтали ногами это выражение. Не было ни одного кирувника, который не считал бы своим долгом пройтись по этому понятию, «еврей в душе». «Еврей в сердце» — это вообще ничего, нужно действие, нужно исполнять заповеди, это единственное, что имеет значение… Но на самом деле все как раз наоборот. Если ты еврей в сердце, если ты человек, тогда можно делать тшуву тоже. Но если ты не человек, ты не сделаешь тшуву. Я считаю, что это материализм, религиозный материализм. Есть место для действия, да. Наш мир называется миром действия. Но есть какие-то еще другие вещи.
«Мир хаоса» по простому означает простые интуитивно ясные правила игры. Когда мы слышим «мир хаоса» это имеет сразу негативную коннотацию. Но мир хаоса означает святой мир, мир высокой бескомпромиссной святости. Проблема хаоса не в том что его правила плохи. Они как раз очень хороши. Они в известном смысле «лучше» и уже точно понятнее чем сложные и запутанные правила «мира тикун». Они хороши. Только они не работают. Не только не работают но неминуемо приводят к взрыву. Пример? Я так сильно люблю кого-то, так сильно желаю ему успеха, так сильно пытаюсь «исправить» его и «направить» на «правильный» в моем понимании путь что это неизбежно приводит к глубокому душевному конфликту.
Сегодняшний (или вчерашний) Рамбам о сексуальных домогательствах. Оказывается есть четыре части: кнас, бошет, цаар и пгам Кнас — штраф — 50 — одинаковый для всех Бошет — позор — зависит от социального статуса девушки. Не похож позор дочери первосвященника на позор дочери бедняка Цаар — страдание — только если было изнасилование а не «питуй» (то есть он ее уговорил, и отношения были по взаимному согласию). Пгам — ущерб красоты Удивительно детально и удивительно отлично от современного радикального феминизма, когда заслуженного генерала могут (и отстраняют) от службы за отношения по взаимному согласию.
Сегодняшний урок для женщин (31 окт. 2019, Алма-Ата) О дерзости в служении Вс-вышнему. По мотивам урока рава Гинзбурга на хол амоэд Суккот в этом году. (запись с телефона, не отредактировано, начало урока там на третьей-четвертой минуте)