Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Выложил вторую часть урока «Религия и свобода духа» Если мы сейчас разделимся на два народа, мы потеряем эту землю Усть сегодня голоса, в основном, из национально-религиозного лагеря, вязаных кип. Есть рав Шерки, Йоав Сорек, и так далее, которые говорят: Ребята, если мы сейчас разделимся на два народа, светских и религиозных, мы потеряем эту землю. Все потеряют, на самом деле. Получается, светские становятся чисто светскими. Сейчас требуют, чтобы открыли магазины по субботам, открыли транспорт по субботам, и так далее. А религиозные замыкаются на своей религиозности. Говорят, мы не хотим идти в армию, мы не хотим идти на работу. Хорошо, сегодня в Израиле миллион религиозных. Завтра будет 3 млн, да? И что, половина населения не будет ходить на работу? Будет гражданская война!
Есть такая издевательская расшифровка слова ХаБаД: «хилони билвуш дати» (светский выдающий себя за религиозного). Рав Шах зацал как известно выразился еще круче: «религия наиболее близкая к иудаизму»… Однако, если подумать.. Вся гениальность Ребе и весь успех Хабада в том, чтобы балансируя на тонкой грани между (галутной) религиозностью и светскостью не сваливаться ни туда ни туда. Кстати, мы получили новое определение Ребе: Ребе это канатоходец, идущий по тонкой проволоке над бездной. Тот кто не идет по проволоке над бездной а предпочитает «железный мост» наверное не Ребе.
Из полемики с Natan Kotlerov но кстати кажется полемика (вокруг урока о религии и свободе духа) вообще не об этом. Дерех эрец кадма леТора никто не спорит с этим. Вопрос что есть смысл жизни человека. Рав Кук говорит — свобода духа. Я это перевожу скорее как «самореализация» То есть или цель пассивная вера и классическое галутное «служение». Или же цель максимальное раскрытие моего человеческого потенциала На мой взгляд смысл того что говорит рав Кук это как раз последнее * В конечном счете отход от религии это результат того, что человек ощущае что религия мешает ему реализовать ему свой человеческий и духовный потенциал, а не «техническая» сложность исполнения заповедей.
Что означает «разбитые сосуды»? Может быть разбитые картинки? Человек, душа которого рвзбита и повреждена не способен нарисовать «картинку» Б-га как царя. Она не работает у него. «Отец» тоже не работает. Эта картинка тоже разбита. Хасидизм это где-то поиск еще не разбитых картинок в душе. Если найти хотя бы одну такую неразбитую картинку то все остальные вдруг тоже наполнятся смыслом (Связано с уроком о религии и свободе духа) * Хасидизм в конечном счете это психология. Тот чтя душа больна должен идти к психологу и учить психологию-хасидут.
(продолжение) Что же означает тогда ортодоксия? — То, что она означает. Не видеть мир вокруг себя. Замкнуться только в своем внутреннем мире, в своей общине. То есть это не «Тора» замыкает человека в общине, а его душевная болезнь, его галут замыкает его в общине, в секте и т.д. И чем сильнее его болезнь, тем большая «доза» ему требуется. И тем более сильнодействующие средства он ищет. Поэтому бессмысленно говорить что «Гур это плохо» или еще что то это плохо. Это хорошо для тех, чье душевное состояние это лечит. И если пытаться насильно лишить их этого лекарства они будут бастовать и перекрывать трассы.