Одна из основных тем у Ребе - это то что иудаизм по большому счету это не на тему "богоискательства"

Одна из основных тем у Ребе - это то, что иудаизм, по большому счету, это не на тему "богоискательства", а скорее на тему как построить свою жизнь в этом нижнем мире. При всей кажущейся очевидности и даже банальности данного тезиса, он на самом деле отнюдь не очевиден, и даже контринуитивен. Мы встречаем массу людей, как среди баалей тшува, так и среди религиозных с детства, для которых иудаизм это или богоискательство в чистом виде. Или сборник невыносимых законов, мешающих человеку жить, сковывающих его на каждом шагу, лишающих его сил и радости жизни. Проблема только в том, что это, по большому счету НЕ иудаизм. Иудаизм - это "и будешь жить по ним, а не умирать по ним". Можно относиться к этом как к красивому лозунгу. На мой взгляд, лучше относиться к этому как к "мета-галахе", как к некоторому глобальному галахическому принципу, который при определенных условиях перевешивает частные галахические соображения. Ты можешь так жить, или ты можешь так только умирать? - Это вопрос, который каждый из нас может себе задать в отношений той или иной заповеди или устрожения Кстати, суккот прекрасный пример применения принципа "жить по ним, а не умирать". Каким образом? Есть заповедь "жить в сукке". Но что если тебе это не доставляет радости, а наоборот, доставляет огорчение? Галаха говорит, что "мицтаер патур", если тебя это огорчает, то не делай этого! Есть известная дискуссия по поводу того, почему хабадники не спят в сукке. ОДин из основных аргументов Ребе в этой дискуссии, это то, что для хасида это "огорчительно" спать в сукке, после того, как Средний Ребе сказал что невозможно спать в "макифим дэбина" (в сукке раскрывается столь высокий свет, что невозможно там спать). * Можно попробовать перевернуть эту формулу. אֱמֹר אֲלֵיהֶם חַי אָנִי נְאֻם אֲדֹנָי יְהוִה אִם אֶחְפֹּץ בְּמוֹת הָרָשָׁע כִּי אִם בְּשׁוּב רָשָׁע מִדַּרְכּוֹ וְחָיָה שׁוּבוּ שׁוּבוּ מִדַּרְכֵיכֶם הָרָעִים וְלָמָּה תָמוּתוּ בֵּית יִשְׂרָאֵל. "Скажи им, клянусь им, говорит Вс-вышний, разве я желаю смерти грешника, но только чтобы он вернулся со своего дурного пути и жил. Вернитесь, вернитесь со своих дурных путей, и зачем вы умрете, дом Израиля".

Другими словами, путь смерти - это и есть дурной путь, путь греха. А тшува - это вернуться с пути смерти на путь жизни.... * Почти очевидное следствие: галаха ИНДИВИДУАЛЬНА. Потому что то что для одного жизнь для другого смерть...

Запись опубликована в рубрике: .