Ловушка религиозного обновления Попытка осмысления и замечания на полях статьи Йоава Сорека "Не стать отказниками избавления"
Прежде всего я хочу сказать, что я совершенно потрясен статьями и личностью Йоава Сорека. Еще месяц назад я даже не слышал его имени. Но теракт, в котором погиб его сын, Двир, да отмстит Вс-вышний за его кровь, каким то образом задел нас всех, и первое, что я узнал о нем, было то, что он "снял кипу" несколько лет назад…
Я начал искать о нем какие-то подробности. Зашел в вики, нашел его статью, о необходимости разбить "берлинскую стену" между светскими и ортодоксами в Израиле, начал читать и.. был совершенно потрясен. Какая сила веры!
Какое чувство ответственности за судьбу еврейского народа и его будущее! Я встретил его на вечере памяти его сына Двира несколько дней назад в Мигдаль Оз. Осталось удивительное впечатление от встречи. Йоав полон веры, любви к людям и позитивной энергии.
Йоав послал мне еще одну его статью, "не станем отказниками избавления", часть которой я перевел.
Дальнейшее это мои размышления на полях его статьи. Я хочу снова подчеркнуть что в принципе, я совершенно согласен с тем, что он пишет. Я чувствую то же самое. Он просто дал мне слова, чтобы выразить мои собственные ощущения и переживания.
Однако, как хабадник и как ученик рава Ицхака Гинзбурга уже много лет, я чувствую, что мне есть что сказать и что добавить к этой дискуссии, которая столь необходима всем нам, дискуссии о религиозном обновлении. Это были просто замечания в вотсапе Йоава, потом из этого получился целый пост. * Ребе был самым большим революционером и самым большим "реформатором" иудаизма второй половины двадцатого века. Он изменил все, не упоминая ни словом о том, что это "реформа". Он произвел переворот, нигде не упоминая о том, что это переворот. Он все время заявлял о преданности своему предшественнику, но по сути его путь совершенно отличен, и даже совершенно противоположен пути его предшественника. Это есть путь истинного обновления, истинной "реформации" в иудаизме. Он не сдвинул с места ни одной буквы в Шулхан Арухе. Он постоянно заявлял о том, что каждое слово и каждая буква во всех святых книгах устной Торы святы и актуальны. И тем не менее, фактически он изменил все и чрезвычайно преуспел в этом.
Также в писаниях рава Кука – знакомых мне в куда меньшей степени, где он говорит, что нужно менять галаху? Наоборот, он все время заявляет о своей преданности всем правилам и деталям галахи, разве нет?
Когда я сравниваю последнего Ребе, который чрезвычайно преуспел в своей "реформации" с моим учителем равом Ицхаком Гинзбургом, к кругу учеников которого я отношусь уже 10 лет – рав Гинзбург также не маленький "реформатор", но он буквально оттеснен к краям хабадской общины. А вне хабадской общины его также не особо понимают или принимают. В чем он ошибся? В тот момент, когда он обьявил, что "седьмое поколение закончилось", и "есть сейчас новый Ребе" – он уже "спалил" себя, он превратился в "мукце" в глазах хабадского общества. Сравните это с тем, что сделал Ребе? Он все время заявлял, что "мой тесть, Ребе, жив". Кто из них оказался умнее? И кто из них добился большего успеха?
Последним летом была целая серия уроков рава Гинзбурга о религиозном обновлении первых поколений хасидизма. Одной из центральных идей этих уроков было, что хасидизм не хотел оставаться "антитезой", но – стать "новой тезой". Все время, пока религиозное обновление это анти-теза, это нечто достаточно слабое, в известном смысле.
Другими словами, истинное обновление – это не "поломать сосуды" галахи, но вдохнуть в них новый свет. И таков был путь иудаизма во всех поколениях.
Йоав говорит, что период разрушения Второго Храма вызвал необходимость коренного обновления иудаизма. Но каббала Ари была не меньшим обновлением. И обновление (если хотите реформация) Баал Шем Това была не меньшей "реформацией", чем в эпоху Второго Храма. Таким образом, у нас есть еще по крайней мере две дополнительные точки "реформации" в иудаизме, из которых мы можем чему-то научиться. И как мы сказали, Ребе был также очень важным звеном в цепочке обновления иудаизма. Но никто из них не говорил о том, чтобы изменить даже одную буквы из всех святых книг. Ребе постоянно подчеркивает, что основной "экзамен" хасидизма это абсолютная приверженность галахе. Это то, что в конечном счете определило, является ли хасидизм чем то приемлемым в иудаизме или нет.
Что Ребе сделал? Он построил еще один этаж.
С другой стороны, современная ультраортодоксия это также "реформация", но, снова, они изменили все, начиная от концепции "учащейся общины" – без того, чтобы затронуть даже один пункт в Шульхан Арухе. Все основано на галахе предшествующих поколений. И так они создают впечатление, что они являются "истинными наследниками" иудаизма предшествующих поколений.
В моем прошлом гилгуле я был программистом. Кажыдй программист знает, что самое простое – это создать новую версию программы. Начать все сначала. Только это самоубийство. Фирмы, которые пытались идти по такому пути разорились.
Ясно, что есть новый свет. Вопрос, как облачить его в существующие сосуды, без того, чтобы "разбить" их. Еще пример. Рабби Шимшон Рафаэль Гирш. Он был истинным реформатором. Он изобрел современную ортодоксию. Но разве он сдвинул с места даже одну букву Шулхан Аруха?
Негативный пример: русская революция. Лозунгом было: "весь мир насилья мы разрушим до основания". Потом построим новый мир. В первой части они весьма преуспели. Во второй гораздо меньше.
С другой стороны, Бен Гурион был реформатором не меньше чем Ленин. И говорят что он очень уважал и ценил и почитал Ленина. Но он выбрал путь сохранения контакта с традицией, статус-кво и тд. И он действительно изменил все, заявляя о приверженности традиции в той или иной степени.
Почему "реформация" не преуспела? Потому что "голова" оторвалась от "тела". Это пример о которой рав Гинзбург говорил год назад. Это то что называется в каббале "три первых" и "семь нижних" сфирот. Три первых сфиры это "голова". Семь нижних – "тело". В тот момент, когда "голова" отрывается от "тела" совершенно – это конец реформации.
Голова не способна жить без тела. Это причина того, что так мгного реформаций заканчиваются провалом. Действительно, невозможно спокойно смотреть на этих ультраортодоксов, воюющих с смартфонами и запирающихся в стенах нового гетто. Но они – "тело" иудаизма, "и земля стоит вечно". В тот момент как мы отрываемся от них – это конец людей "головы".
Почему провалилась перестройка в Росссии? Потому что было слишком много "людей головы", либералов. Они взяли слишком высокий темп. В конце концов их реформы провалились. В конце концов это скатилось к режиму Путина. Но народ выбирает его, поскольку боится слишком резких изменений.
Рав Кук – многие его писания его сын Цви Йегуда "спрятал" и опубликовал только десятки лет спустя. По той же причине.
Идея "Нового Ближнего востока" – классический пример "секулярного мессианства", почему это провалилось? Снова. Голова оторвалась от тела.
Интересно, что мой личный вывод, кажется, состоит в том, что мне не следует совсем отрываться от компании учеников рава Гинзбурга. Есть немало напряжения как между мной и равом, так и между мной и некоторыми учениками. Но нужно оставаться на связи. Именно потому, что есть напряжение. Ибо в тот момент что ты отрываешься ты умираешь. "Лехаим вело лемавет"