Рав Гинзбург любит говорить о тройке понятий хицон-пними-ацми. Хицон - это тот, кто берет только "внешнее" от своего учителя. "Пними" - это ученик, который способен воспринять внутренний смысл. Третья ступень - ацми - "сущностный" - рав говорит о том, что считанные люди достигают ступени "ацми".
В Хабаде практически не говорят про "ацми", на первый взглдяд, это целиком "хидуш" рава Гинзбурга. Однако, на второй взгляд, в Хабаде есть ступень "шалиах", и Ребе говорит что в нашем поколении каждый должен быть шалиах. И именно "шалиах с десятью силами души" это Мошиах. Но что такое шалиах? Это
- Самостоятельность и независимость. Каждый шалиах самостоятельно ищет средства для своего проекта. Каждый шалиах разговаривает с людьми своим языком, и только тогда "слова исходящие из сердца заходят в сердца"
- Шалиах - это раскрытие сущностных сил души, т.е., хая-йехида
- Шалиах - это тот кто связан с мешалеах (Ребе) сущностными силами души.
В сущности первые две ступени это "детство". Есть ребенок, который не хочет учиться, или схватывает только внешнее. И есть "хороший ученик", который схватывает суть.
Возможно в прошлых поколениях в этом была цель и смысл. Но в нашем поколении Ребе говорит - не оставайся навечно в детстве "пними"! Цель - чтобы стать шалиах, и распространять учение хасидизма своими слвоами, своим языком среди людей, которые близки тебе по духу, ментальности, происхождению и т.д
Возможно, это также ответ на вопрос, почему в нашем поколении Ребе делал заметно меньший акцент на "авода пнимит" - исправление моральных качеств, или медитацию и т.д. Это все ступень пними. Сегодня нужен ацми, шлиах.
На самом деле, шалиах это "почти Ребе", возможно когда Ребе говорит на хол амоэд суккот, что каждый должен быть Адмур, имеется в виду именно то, что каждый должен быть шалиах
Шалиах - это означает взрослый. Ответственный. То, что называется "арвут". До перехода Иордана можно было оставаться детьми-учениками Моше. Переход Иордана - это переход из детства в взрослость-шлихут.
* Собственно цивот-аШем это та же самая идея