Перевожу статью Йоава Сорека. Он говорит, в сущности, нечто гениальное.
Почему классическая версия "мошиаха" в иудаизме утопична (слова Шагара) или "а-исторична" (Й. Сорек).
Она не может быть иной, говорит Сорек. Ибо вся цель культуры галута, созданной мудрецами, не предназначалась для реализации мессианского предназначения. Вся цель культуры изгнания - это сохранить веру в Мошиаха и в предназначение Израиля, и передать ее следующему поколению. Ответа на вопрос что это значит практически там нет принципиально. Как бы "в рамках этой системы координат решения принципиально не существует".
Поэтому галутная версия иудаизма просто обязана была быть сломанной, чтобы дать место новой версии иудаизма, которую нам предстоит построить самим.
Проблема в том, что всесто того чтобы строить новый иудаизм, или как он говорит "новое звено" в цепочке иудаизма - мы возвращаемся обратно в местечко. * Другими словами, весь современный иудаизм это своего рода "ноев ковчег". А теперь, когда потоп закончился, и Вс-вышний говорит выйди из ковчега и выведи всех, кто вместе с тобой в ковчеге - Ной за 2000 лет отвык от внешнего мира, и пытается снова закрыться в ковчеге... * Есть известный ворт Баал Шем Това, ""войди в ковчег" - войди в слова Торы и молитвы". Но сейчас нужно выйти из ковчега, а мы продолжаем искать где написано, как вести себя на суше... * Если продолжить эту аналогию ковчега - что делает Ной первым делом, выйдя из ковчега? Сажает виноградник, и напивается.... И тут есть трое сыновей. Тот, кто кричит "смотрите какой пьяница наш отец" - известно что с ним происходит. Однако остальные двое сыновей ведут себя иначе.