Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

08

Поехал с утра 9 ава на Котель. Тяжело в такую жару да еще в пост первые пару часов думал сломаюсь свалю домой но ничего додержался до конца. Несколько идей которые меня сопровождали: 1. Сегоднчшний шиур Тании — тема отдельного поста 2. Пост это йом рацон 3. В переводе это означает примерно так: Вс-вышний дает тебе этот день чтобы почистить свою энергетику, а ты тратишь его на идиотские споры о том стоит ли говориьь кинот и смотришь на часы когда уже закончится этот анахроничный пост? Из галута физмческого мы вышли ясен пень. А из духовного пусть каждый говорит за себя… Фишка в том, чтобы понять что пост и кинот это просто методика воздействия на подсознание разработанная Хазаль в деталях. И — хочешь бери работай смотри что получится. Не хочешь — выброси в мусор и потрать пост в обсуждении анахронизмов иудаизма.
Вчера почти весь день на Котеле. Пост, жара, кинот, теилим — то еще удовольствие. Думал сбегу. Но к концу дня чувсьвуешь себя человеком — в первый раз, можно сказать, использовал «йом рацон» по назначению, а не в сидении за компом и ожидании когда наконц выйдет цом… Наши «русские» делают там аводат кодеш с мивца тфилин Dovid Kuflik
Рамбам где то пишет, что изначально астрономические знания принадлежали еврейским мудрецам. А потом они попали к грекам. А в еврейской традициии были забыты Нечто подобное хочется сказать про психологию. Сегодня в Израиле куча всяких тренингов и каучингов в той или иной степени основанных на иудаизме. Так почему у кауча это срабатывает а в иудаизме нет? -Поттму что кауч не просто берет идею а разрабатывает методику. А виубижме зачастую это остается тбщими словами типа тшува хешбон нефеш и тд Нк зря Алтер Ребе пишет в предисловии к Тании что этт «книга для учителя». Без деталтных методик это вме остается в макифе.
Наша недельная глава начинается со стиха: «И будет, если будете слушать эти законы и беречь и исполнять их…» Раши обьясняет, «если будете исполнять легкие заповеди, которыми человек обычно пренебрегает» — и далее следует описание награды, которая за это последует. Можно спросить почему именно за легкие заповеди положена столь великое вознаграждение? И возможный ответ (в стиле Ilay Michaeli) — ибо «серьезные» заповеди человек исполняет сознательно. А «легкие» заповеди идут в основном «на автомате». И поскольку именно это «автоматическое» исполнение отражает подсознание человека, то именно исполнение этих «подсознательных» заповедей указывает на то, что подсознание здорово, и именно за это ждет самая большая награда.
Я еще не до конца уверен, хочу ли об этом писать, или нет. В сущности, если это может кому то помочь разобраться с самим собой — то стоит того… Пару недель назад я собирал бумаги на пособие по автале, и позвонил своему бывшему боссу — я за последний год сменил две фирмы — чтобы получить от него тлушим для битуах леуми. Расстались мы далеко не по дружески тогда… А бывший босс вдруг говорит: слушай, я тебе от души рекомендую, иди вот на это: https://winnerslife.co.il/groups/%D7%A2%D7%99%D7%9C%D7%90%D7%99-%D7%9E%D7%99%D7%9B%D7%90%D7%9C%D7%99-%D7%9E%D7%95%D7%9E%D7%97%D7%94-%D7%94%D7%AA%D7%AA-%D7%9E%D7%95%D7%93%D7%A2/ — стоит того!
Сегодняшний урок Тании (19 ава). Идея повторяющаяся снова и снова у Алтер Ребе, что основа основ служения — пробудить רחמים רבים — Великое Милосердие к собственной душе, к Б-жественной искре, облаченной в «змеиную шкуру» тела. Как же пробуждается Великое Милосердие? От сознания собственной ничтожности перед Вс-вышним. Очевидно, что человек, живущий с ощущением великого милосердия к себе со стороны Вс-вышнего, будет так же смотреть и на остальное творение Алтер Ребе назвывает такое служение «истиной Яакова».
Три кита Селигмана * устойчивость * генерализация * персонализация Это все, чем отличается оптимист от пессимиста Оптимист считает позитивные события устойчивыми, а негативные случайными Пессимист наоборот Оптимист не переносит непричтности из одной сферы на другую. Пессимист обобщает: я вообще ни на что не годен… Оптимист ищет виновных снаружи. Пессимист — внутри Треть человечества от природы оптимисты Десять процентов — прирожленные пессимисты Остальнын — зависит Изменяя стиль обьяснений человек способенинпучиться оптимизму
В нашей главе говорится «За Б-гом идите». Что означает «за» Б-гом? Я слышал от кого-то, скорее всего от Иегуды Ифраха, что смысл этой фразы в том, что основное служение — оно в аспекте «задней стороны». Ибо о «лице» Б-га сказано «не увидит Меня человек и останется жив». Что означает служение «сзади»? Подчинение. Принятие ига. Соблюдение сейдер в общем. В общем, все то, что называется «серыми буднями». Это основа. Означает ли это что «лицо» Б-г а постоянно сокрыто? — Отнюдь нет. Но это — раскрытие Свыше, которое Адмур аЗакен называет «аводат матана», «подарком» Свыше
Почему то пришло в голову сегодня с утра. Первое, самое, возможно, значимое проявление «иткашрут» (душевной связи) с Ребе у хасида — это радость. Тот, кто связан с Ребе — полон радости и милосердия. — Почему? — Может, потому что «он не одинок»? Или может так: «тот, кто привязан сверху, не падает снизу»? Не падает вообще, и не падает, особенно в депрессию и отчаяние? В сущности, даже тот, кто находится в депрессии и отчаянии — он тоже «мекушар». «Мекушар» — связан по рукам и ногам и находится в плену у «Нахаша» (змея) и женского начала «бездонной пропасти».
Знаменитый Мартин Селигман считает, что «выученная беспомощность» это функция «стиля обьяснений». Пессимисты «генерализуют» неприятности, и «локализуют» позитивные явления, а оптимисты, наоборот, «локализуют» неприятности, и «генерализуют» позитив. Он, очевидно, прав. Я, правда, не очень понял, каким образом собаки, на которых ставились эти эксперименты, способны быть «оптимистами» и «пессимистами»… Какого рода «обьяснения» дают себе собаки? Собственно, о том, что даже овцы бывают «оптимисты» и «пессимисты» — это еще знаменитый эксперимент Яакова с овцами Лавана. «И достались оптимисты Яакову, а пессимисты Лавану…»
Наши мысли, по крайней мере те, которые не контролируются сознанием — есть отражение нашего энергетического состояния, а не наоборот. Т.е., оптимизм и пессимизм это прежде всего энергетика, а потом уже стиль обьяснений. Собственно, рав Кук был уверен, что возвращение в Эрец Исраэль и возвращение к производительному труду изменит, прежде всего, энергетику еврейского народа. А это, в свою очередь, неизбежно изменит направление его мыслей *** На днях пришла в голову странная мысль. Принято ругать израильтян за безосновательный оптимизм. После очередного теракта, не дай Б-г, раздаются голоса что «могло быть хуже», «могло было быть больше жертв». На первый взгляд, это безумно раздражает. Что это за утешение? Что могло быть еще хуже?
Что в точности означает «царь в поле» (аналогия, которую использует Алтер Ребе для обьяснения что такое месяц элул)? Мелукот т. 4 Контрос рош ходеш элул * с одной стороны в элул светит 13 мер милосердия * с другой стороны это раскрытие не пробуждает человека Чтобы обьяснить, каким образом есть раскрвтие света, но это не пробуждает человека — на это приводится аналогия «царь в поле» Когда «царь во дворце», в царском одеянии и короне — один вид царя пробуждает в человеке страх и трепет. Это пример на Рош Ашана и Цом Кипур.
«Кто победил? — Тот, кто держит оружие в руках» (это про Суккот. Лулав в руках евреев — это символ победы). Рабби Натан задает вопрос. Если «держит оружие в руках» — это означает лишь то, что война не еще не закончилась. И еще не известно кто победит… Ответ, который дает рабби Натан. Речь идет о «войне Амалека». Войне с дурным началом. У этой войны нет конца. И в тот момент, когда еврей пробуждается, чтобы воевать со своим йецер, в тот момент, когда он «берет в руки оружие» — он уже победил… (Ликутей Галахот, элул)
Ликутей Тора гл. Рээ и Элул (в районе стр. 30) «Увицдака тиконани» — «И с помощью цдака укрепится». Алтер Ребе обьясняет, почему недостаточно лишь «строить Сион» — что означает, служение Торы и заповедей. И требуется также заповедь цдака, и лишь тогда «с помощью цдака» укрепится здание Торы и заповедей Обьяснение сводится к тому, что «адам эйн цадик баарец» — нет человека абсолютно праведного. И «три греха от которых не спасается ни один человек каждый день» — так или иначе, человек находится в агрессивной среде, и как бы он не старался, грязь к нему все равно прилипает, и тем самым душа его постоянно повреждается. И Если нет будет притяжения «тринадцати мер милосердия», очищающих все грехи, и исправляющих все «пгамим» — то рано или поздно «здание» Торы и заповедей, которое строит человек — обрушится, не дай Б-г.
Всплыло что-то субботнее. Сиха, кажется, из «двар малхут». Аhават Исраэль (любовь к ближнему) может существовать только потому, что есть Ахдут Исраэль (весь Израиль — одно целое). Задело почему-то. В сущности, иногда я задаю себе вопрос: как вообще можно подойти к другому человеку, даже чтобы просто сказать ему «шалом»? Ему это надо? Чужая душа потемки? Может ему это нафиг не надо, может ему это только мешает жить? (Лично мне зачастую очень мешают жить некоторые прихожане, с которыми я особо не общаюсь, но при этом при каждой встрече они пытаются меня лобызать… А некоторые делают еще лучше: заглядывают в глаза и спрашивают: «У тебя все в порядке»? Блин, я иногда совершенно о..еваю от этого невинного вопроса. Если ты в курсе моих дел — ты знаешь что они далеко не в порядке. Если не в курсе и тебе безразлично — то на хер ты вообще лезешь в душу…. Но это так, к слову.)
Еще субботнее. Из рабби Нахмана. «Когда есть суд внизу — нет суда наверху». То есть, когда человек судит себя сам — его не судят Свыше. Дальше говорится нечто интересное. Когда нет суда снизу, и есть суд наверху — то достаточно любого самого легкого «триггера» чтобы этот суд «включился». Т.е., в «механизме» Высшего суда есть два аспекта. Сам суд. И «триггер» приводящий его в исполнение. В точности «шофтим ве-шотрим» — судьи и стражники. Дальше рабби Нахман говорит, что если нет суда над человеком Наверху — то ему нечего бояться «триггера» — абсолютно любого, как правило, «легкого» как пишет рабби Нахман, события, «включающего» приговор суда.
Слышал как то от рава Гинзбурга, что «Он в Нецах, а она в Год». В переводе на русский это означает что Он — побеждает. А Она — побежденная. Т.е., «классический» стандарт взаимоотношений Израиля со Вс-вышним — что Вс-вышний «побеждает» Израиль. Дальше рав сказал тогда, что когда исполняется это «Он в Нецах а она в Год» — когда Вс-вышний побеждает Израиль — тогда происходит «йихуд». Соитие Израиля и Вс-вышнего. С этой точки зрения, подход, о котором говорит рабби Натан — со ссылкой на Зоар — это не просто «тот кто не отчаивается — тот в конце концов побеждает». Есть здесь нечто большее. Изменение парадигмы, когда Израиль становится победителем. Когда человек не находится перед Вс-вышним в позиции побежденного и униженного. Когда возможен «йихуд» на равных. Если это не «мешихи» — то я не знаю, что еще больше может быть мешихи
Из Ликутей Галахот на главу Теце (на стих «И будет оплакивать отца своего и мать свою»): Почему запрещено жениться на нееврейках? Рабби Натан дает парадоксальный ответ: потому что гоим — это «печаль и грусть». А евреи — это радость. И не подобает радостным соединять свою судьбу с печальными. Ибо не только радость не изгонит печали, но наоборот, печаль изгонит радость. Совпало, что в тот день как раз урок Тании был как раз про это. Что человек который показывает как ему плохо — он вообще нееврей, а из «эрев рав» (11 глава Игерет аТшува)