Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

09

Алтер Ребе в Ликутей Тора на главу (стр נד) С заповедями не делай мы еще понимаем как делать тшуву. Но что с заповедями делай, которые мы упустили? Как восполнить тот недостаток который образовался от упущенных заповедей? Похоже что у Алтер Ребе это основная тшува. В Игерет аТшува тоже. Он пишет дальше «следует выть воем за упущенные заповеди. Так сильно насколько его душа только спосоьна вынести»…
Программистское. Есть такое понятие инкапсуляция. Что означает абстрагироваться от деталей. Ибо пока голова в деталях невозможно увидеть общую картину вещей Алтер Ребе пишет в Ликутей Тора что тишрей называется просто «ходеш» без каких то дополнительных эпитетов. Ибо он указывает на хидуш клали, общее изменение, а не детали реализации
Русскоязычному уху это словосочетание наверное режет слух. Но в этом вся суть Рош аШана: услащенный суд. Как этт правильно обьяснить? Скорее всего так: суд и оправдание к конце. Ибо чнловек обязан судить себя за все свои дела слова и мысли. И когда есть суд внизу нет суда наверху. Но человеку следует также уметь оправдать себя в конце, смягчить суд, там где это возможно Ибо несмягченный, неуслащенный суд есть корень вснх нечистых оболочек, корень всего зла в мире. И в этом вся суть учения хасидизма, рахамим, т.е. смягченный суд
Был совершенно фантастический Рош аШана в Кфаре с учениками рава Гинзбурга в Кфар Хабаде. В этом году кто то проявил инициативу и на рош ашана собралось несколько десятков семей учеников рава כן ירבו сняли всю территорию ешивы Бухарим, все трапезы проходили вместе в огромном зале. И конечно итваадут рава на исходе субботы. Бальзам на душу. Правда Рав говорил תשעח первые буквы слов עולם חדש- новый мир. Чтобы строить новый мир нужно много хесед. עולם חסד ייבנה *** Может быть здесь есть ответ на вопрос что теряет Любавич от того, что рав Гинзбург не нвходится нв переднем плане. Ответ: амтака. Способность смягчить жестокий суд. Как человека в отношееии самого скбя так и в отношении окружающего мира
Мителер Ребе в шаарей тшува (в самом начале). Выход из состояния пищур нефеш (то есть когда человека тянет в разные стороны и он не спосоьен ни на чем сосредоточиться) это основное содержание «собирания изгнанников» и «нижней тшувы» Дальше совершенно фантастическое оьбяснение почему тшува выше чем Тора: Тора лишь разделяет и различает между добром и злом. Но зло остается злом а нечистота нечистотой. Но тшува переворачивает зло в добро и тьму в свет
Хазаль говорят что нищий не способен насытиться. Наблюдая зачастую за нищими, многие из которых люди вполне работоспособного возраста, я пришел к выводу, чтт большинство из них просто потеряли волю к жизни Отсюда можно сделать интересный вывод. Что если человек чувствует что его жизнь лишена стержня, и он просто занят погоней за сиюминутными удоволтствиями, то дело не в грубости его натуры, а в том, что что-то сломалось в его воле к жизни и стремлении преуспеть?
Зогар говорит о баалей тшува что они «притягивают более сильный свет». К сожалению, зачастую тшува притягивает свет столь сильный, что полностью разрушает личность. У меня в голове крутится накануне Йом Кипур что «кипур» напоминает слово «кфор» — «иней», холод. Т.е., «кипур» в смысле «остудить» огонь тшувы И именно этот «остуженный» вариант тшувы и приносит истинное очищение и прощение. Подобно тому, как известно, что человек очищается, когда он *выходит* из миквы. Так и очищающее действие тшувы — это когда человек способен *выйти* из огня тшувы и вернуться в мир
Образ рабби Элазара бен Дурдая, который «выл пока душа его не покинула тело» не выходит из головы. Что Хазаль хотели нам сказать? Что «хороший баал тшува — мертвый баал тшува»? В общем, это на самом деле так. «Тшува предшествовала миру» — так что весьма логично, что человек, который делает тшуву «как нужно» — это просто несовместимо с жизнью. На самом деле все равно есть вопрос. Или подобие ответа. Поскольку тшува не только «предшествует миру» но также заповедь из Торы, а Тора называется «Торой жизни» — ясно, что цель тшувы все же — «не умирать по ней, но жить по ней»
А еще в Кипур есть корень рейш-пей. Рфуа, арпая. Отпустить. Расслабиться. На иврите эти слова одного корня с «рфуа» — излечение. Был в свое время урок рава на эту тему. Что «рфуа» (излечение) означает «арпая» — расслабиться, отпустить