Зогар говорит о баалей тшува что они "притягивают более сильный свет". К сожалению, зачастую тшува притягивает свет столь сильный, что полностью разрушает личность.
У меня в голове крутится накануне Йом Кипур что "кипур" напоминает слово "кфор" - "иней", холод. Т.е., "кипур" в смысле "остудить" огонь тшувы
И именно этот "остуженный" вариант тшувы и приносит истинное очищение и прощение. Подобно тому, как известно, что человек очищается, когда он *выходит* из миквы. Так и очищающее действие тшувы - это когда человек способен *выйти* из огня тшувы и вернуться в мир
Образ рабби Элазара бен Дурдая, который "выл пока душа его не покинула тело" не выходит из головы. Что Хазаль хотели нам сказать? Что "хороший баал тшува - мертвый баал тшува"?
В общем, это на самом деле так. "Тшува предшествовала миру" - так что весьма логично, что человек, который делает тшуву "как нужно" - это просто несовместимо с жизнью.
На самом деле все равно есть вопрос. Или подобие ответа. Поскольку тшува не только "предшествует миру" но также заповедь из Торы, а Тора называется "Торой жизни" - ясно, что цель тшувы все же - "не умирать по ней, но жить по ней"
А еще в Кипур есть корень рейш-пей. Рфуа, арпая. Отпустить. Расслабиться. На иврите эти слова одного корня с "рфуа" - излечение. Был в свое время урок рава на эту тему. Что "рфуа" (излечение) означает "арпая" - расслабиться, отпустить