Знаменитый Мартин Селигман считает что "выученная беспомощность" это функция "стиля обьяснений"

Знаменитый Мартин Селигман считает, что "выученная беспомощность" это функция "стиля обьяснений".

Пессимисты "генерализуют" неприятности, и "локализуют" позитивные явления, а оптимисты, наоборот, "локализуют" неприятности, и "генерализуют" позитив.

Он, очевидно, прав. Я, правда, не очень понял, каким образом собаки, на которых ставились эти эксперименты, способны быть "оптимистами" и "пессимистами"... Какого рода "обьяснения" дают себе собаки?

Собственно, о том, что даже овцы бывают "оптимисты" и "пессимисты" - это еще знаменитый эксперимент Яакова с овцами Лавана. "И достались оптимисты Яакову, а пессимисты Лавану..."

Селигман говорит, что "изменение стиля обьяснений" может превратить пессимиста в оптимиста.

Вот тут что то не вяжется у меня.

Стиль обьяснений, который человек дает происходящему, он же тоже "сидит" на чем то. Если один человек, споткнувшись, кричит "все пропало", а другой поднимается и идет вперед - это же должно на чем то "сидеть" в человеке?

Вчера упомянули маамар Мителере Ребе "Вейосфу ановим". Там есть одна тема - Мителер Ребе говорит о своего рода "энергетической защите", защитном поле, окружающем каждого еврея. Благодаря этому защитному барьеру "хицойним" - клипот, негатив этого мира - не проникает внутрь. Своего рода "меиль а-руах".

Что происходит, когда человек грешит? Много чего происходит. Одно из самых тяжелых последствий греха - это то, что тем самым нарушается этот "природный" защитный барьер, защищающий человека от 99 процентов неприятностей в жизни. И все. Тогда самый маленький "микроб" уже может вызвать болезнь. Самая маленькая неприятность приводит человека в отчаяние. Случайно брошенное слово или даже взгляд - пробуждают жгучую обиду. Потому что барьер, своего рода "иммунитет" сломан.

Собственно, это не только результат греха. Стресс тоже может вызвать подобное состояние - незащищенности перед внешними обстоятельствами.

Что с этим делать? Латать защитный барьер... Спортом заниматься. Бежать в "города-убежища", в синагоги и дома учения. В слова Торы и молитвы. Миква? Тоже, кажется, неплохое средство для восстановления душевного равновесия...

Собственно, это содержание "войны с Амалеком". Амалек, как известно, воевал со слабыми и уставшими, теми, кого "облако" выбрасывало наружу. Раши, кажется, пишет, что это были грешники. Согрешив, человек теряет "облачную" защиту. И становится "добычей" Амалека, не дай Б-г. И тогда - только Моше рабейну и "люди Моше" способны помочь.

Снова "Иткашрут"? - Ага, оно самое...

Запись опубликована в рубрике: .