Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

03

Что такое «египетские страдания»? Это когда у тебя связаны руки — у каждого из нас в той или иной степени руки связаны — он не может делать то, что бы он хотел — и это причиняет боль и страдание.. (Рав Ицхак Гинзбург 7 швпта 5777)
Есди что то у человека в служении Вс-вышнему идет слишклм тяжело — скорее всего он занят не своим делом 🙁 источник — Магид из Дубно и Коцкер )урок рава на прошлую субботу) ולא אותי קראת יעקב כי יגעת בי ישראל
Проблема хасидизма не в том, что слишком много занимаются «афаца» («распространением источников», раскрытием сокровенной Торы), а в том, что это превратилось в нечто тривиальное, в том, что изначально нет вопроса. И когда изначально нет вопроса — есть куда больше опасности, что это даст питание «внешним» силам (т.е., силам противоположным святости). Йегуда Ифрах
Йегуда Ифрах: ребенок который беспрекословно слушается своих родителей — это должно зажечь у родителей предупредительный сигнал. В ситуации беспрекословного послушания ребенок не развивается как личность. То же самое в отношении борьбы двух начал в Тании )вчерашний урок в Иерусалиме)
Старый хабадский ворт говорит что «тело хочет жрать». И «тело хочет спать». И «тело рано или поздно сдохнет»… Собственно не это новость хасидизма. Главная новость хасидизма — «тело хочет Ацмут». Ацмут, сущность Б-жественности, душа постичь не способна. Тело — да, способна. Сущность Б-жественности адекватна телу и раскрывается в теле. Поэтому служение Вс-вышнему в Эрец Исраэль — это служение со стороны природы тела. Не потому что так написано а потому что я так чувствую. И да, все разговоры про Ацмут — это только Хабад. В Бреслав не говорят про Ацмут
Настоящий смысл «переворота» («венаафох у», «итапха») в Пурим не в том, что «правые» стали «левыми». И не в том что «левые» стали «правыми», или религиозные стали светскими или наоборот. Если происходит только «переворот» от светскости к религиозности — это не настоящий «переворот» Настоящий «переворот» это то что называется в Хабад «хибур афахим». Единство противоположностей (Маркс, по-видимому был хабадник в душе…) Вся идея учения Ребе, и учения рава, это соединение противоположностей. Рабби Акива по-видимому был тоже таким «единством противоположностей» — может, именно поэтому его ученикам было так сложно находить общий язык друг с другом?
Один из самых запомнившихся мне уроков рава, еще с той поры, когда я снимал уроки на видео — это был урок в Ицгаре в йорцайт рабби Элимелеха из Лиженска. Рав сказал тогда, «מי שהוא גס הוא גוסס». Человек грубый — это человек почти что мертвый. И что означает «грубый»? — Рав обьяснил, что «грубый» это тот, кто берет только одну сторону. «гас» от слова «гиса» — в арамейском означающего «сторона». Человек, принимающий только одну сторону, видящий лишь одну сторону медали — он мертв духовно.
Моше бьет по скале — евреи были без воды, они могут умереть от жажды, это ситуация SOS, когда требуется немедленная реакция. Нет воды, нужна вода, сегодня, не завтра! Даже не через час — кто то может за это время погибнуть. Единственное доступное мне средство сейчас — это ударить по скале (так я сделал в первый раз — и так мне приказал Вс-вышний) Скала — это символ. Скала — это сами евреи. «Бить по скале» — это принуждать евреев исполнять заповеди. Это первое, что сделает Мошиах — «принудит весь Израиль исполнять заповеди». Будет ли Мошиах для этого бить народ Израиля?
На первый взгляд, глава «Ки тиса», которую мы читали в субботу, занимается грехом тельца и его исправлением. Это так. Но может взглянуть иначе? Это глава, где раскрывается «хен» — милость и благосклонность Вс-вышнего к еврейскому народу и к Моше, несмотря на все ошибки и падения? Может, в этом смысл, а все остальное — лишь декорации?
Четыре центральных греха (из «Оцар а-нефеш на гл. Тиса) Первый грех — Адама — «таава». Страсть. «И увидела женщина… что желанно оно для глаз…» Второй грех — братьев Йосефа — зависть. «И завидовали ему братья…» Последний грех — разведчиков — страх. Все фобии человека — идут от этого греха. Вернемся к греху золотого тельца. Хазаль обьясняют, что этот грех имеет своим корнем иллюзию, обман зрения. Сатан показал сынам Израиля «картинку» что Моше умер и т.д. И поэтому они сделали тельца. כוח המדמה = עגל הזהב. Это сила воображения — ложные ассоциации, не имеющие ничего общего с действительностью, порождающие суеверие и идолоппоклонство. Поэтому «сила воображения» — это одно из имен дурного начала.
В каждом грехе еврея есть парадокс. «Несмотря на то, что согрешил — он остается частью народа Израиля». А в будущем мире раскроется, что он вообще никогда не грешил (Из урока рава Ицхака Гинзбурга 7 адара 5777)
В продолжение обсуждения этой майсы Баал Шем Това: http://chassidus.ru/library/yehuda-yifrah/740728.htm Есть у меня некая идея. Майса, действительно, уже больно возмутительная… Есть одно место в маамарим у Ребе, где приводятся слова Магида о том, что «как вода отражает лицо, так сердце отражает сердце». Магид говорит, что «вода» — это Эйн Соф. Другими словами, Магид говорит, что Вс-вышний — это гладкая поверхность воды. Что будет отражаться на этой поверхности — целиком зависит от того, кто смотрится в это зеркало. Если так — то все, что происходит с человеком — целиком зависит от уровня его сознания. Хочу подчеркнуть что я не говорю о самовнушении. Речь о *реальном* взаимодействии энергетики и психики человека с Высшей энергией и высшим разумом. Можно вспомнить на эту тему историю с рабби Нахумом из Гимзо и т.д.
В Талмуде дискутируется вопрос, может ли родиться человек с двумя головами… Эта странная, на первый взгляд, дискуссия, приобретает неожиданный ракурс в уроке рава Гинзбурга: Суть обсуждения, возможно ли быть человеку с двумя головами, в сущности, это вопрос о том, есть ли место также для меня в мире, во главе которого находится Вс-вышний. Ребе видит только одну голову — Вс-вышнего, находящегося во главе мироздания, и требует беспрекословного ему подчинения. В глазах Ребе весь мир — это лестница, ведущая наверх.
«И так он сказал в ту страшную ночь: Гдаль, я не пришел советоваться, я не пришел спросить у тебя что делать, и точно — не для того, чтобы услышать из твоих уст упрек, согласие или противоречие. Я пришел только, чтобы сообщить тебе. Просто передать сообщение…»
У каждой души есть правая сторона и левая сторона. Правая сторона – от Моше рабейну, а левая – от пророка Элиягу. Элиягу был так прекрасен, что каждая женщина, которая заглядывалась на него – нечто удивительное, об этом мало знают — умирала на месте. Выглядит очень странно, но так говорят Хазал. Почему? Есть что-то у Элиягу, что именно у него появляется такая ультимативная красота. Красота – это женское качество, женщины красивы, мужчины не должны быть красивыми, если есть мужчина красивый – это его женская сторона. В каждом человеке есть женское и мужское начало – его правая и левая сторона, и красота происходит с женское стороны – Элиягу и его ученик Элиша (оба они от корня Каина, левая сторона)
«כל אחד צריך מתנגד והלואי שהמתנגד יהיה מתנגד טוב שרק מעביר בקורת בונה» — הווארט מהשיעור של ז’ אדר ==== «Каждому человеку нужен «миснагид», и хорошо, если это будет добрый миснагед, конструктивная критика» Рав Ицхак Гинзбург, 7 адара 5777)
Когда человек повреждает аспект «даат» своего разума — что происходит? — Он забывает. Когда совершают грех — это приводит к тому, что забывают. Забывают Вс-вышнего. Нужен Моше рабейну, чтобы вернуть даат, поэтому он собирает нас, и учит нас Торе, чтобы вернуть нам «даат». Всю «общину» сынов Израиля — «адат» — община — те же буквы что «даат» (рав Ицхак Гинзбург, 23 адара 5777)
На последнем Пуримском фарбренгене (дома у рава) рав затронул широко обсуждаемую тему «противоположных наклонностей» (так это называется на иврите…) В двух словах, рав говорит что там где есть אחליפו דוכתייהו — мужское и женское «меняются местами» — с точки зрения каббалы это «гилуй ацмут» — раскрытие Б-жественной сущности. Иными словами, то что в последних поколениях есть такая масса «баалей нетиет» — возможно, говорит рав, идет речь о возвышенных душах, призванных раскрыть ацмут (Б-жественную сущность)
Мысли вслух. Ребе говорит, что в наше поколение «последнее поколение изгнания и первое поколение избавления». И что наше поколение «гилгуль» поколения Исхода. Если воспринимать слова Ребе всерьез, в нашем поколении есть три группы людей, обладающих высочайшим душевным потенциалом — баалей тшува, левые и «баалей нетиет». Первых пытаются «затшувить» и сделать из них «нормальных» досов. Вторые обьявляются «вредителями» и с ними, соотв. вообще не о чем говорить. Третьих некоторое особо религиозные равы пытаются «переделать» (а другие, не менее религиозные, считают что им вообще семьи иметь не положено).
Вдогонку вчервшней дискуссии. Фраза из школьнооо курса физики 🙁 Гармонические колебания содержат ноль инфррмации. Первыми кто это поняли были, кажется, мудрецы Мишны и Талмуда. Мне кажется почему то что это правило вполне применимо к человеческой жтзни тоже Те моменты когда что то не так, в конечном ссете продвигают нас куда сильнее чем когда все хорошо и боагополучно Те моменты когда мы поступаем как нужно а не как хочется — это то что преврващает нас в людей Поэтому все эти псевдо гуманисьические призывы давайте разрешим людя делать все чтт они хотят — это противоречит не только Торе но и самой логике жизни
Слышал несколько лет назад от рава загадочную фразу. Не помню точно, но смысл, что все «арайот» («запрещенные половые связи») в Ацилут — это наоборот, самые святые вещи. То, что в наших поколениях так много разврата, гомо-лесби, радикального либерализма и т.д. — можно смотреть на это по разному. Можно сокрушаться о том, как низко пало поколение. Можно попытаться убежать от проблемы, сделать вид, что ее вообще не существует. А можно увидеть свет из Ацилут (и наверное еще выше — рав говорил про Ацмут на Пурим), который приходит в этот мир но еще не знает, как раскрыть себя в мире. ברישא חשוכא והדר נהורא — самые высокие вещи приходят в этот мир сначала в виде тьмы, и лишь потом раскрываются как свет.
Nir Menussi вчера очень хорошо написал: Первое нисана – это тоже день рождения рабби Нахмана из Бреслава. В Бреслав смеются, что ХаБаД – это первые буквы слов «Срочно Нужен Бреслав» (חייב ברסלב דחוף) Вот вам хабадник, который признает: есть в этом что-то! В Хабаде идут на все с радостью и «гадлут». Но что делать, когда ты в депресии и «катнут»? В учении Хабада все упорядоченно и выстроенно. Но что делать, когда твоя жизнь разбита и один сплошной балаган? Служение Хабада – «это длинный короткий путь». Но что делать когда дорога становится все длиннее и длиннее, и не видно ей конца?
Один мой хороший товарищ прислал мне вчерв ========= Насчёт хасида и живого Ребе. В книжке אחד היה אברהם про Авраама Париза написано что в первый же день после йуд швата на асифе хасидим в тешь авиве когда все плакали он вскочил на стол и сказал, иден! У нас есть Ребе! И объявил Ребе — Ребе
Откуда Хазал учат, что следует искать хамец при свете свечи? Из стиха «Душа человека – светильник Г-сподень, исследующий все тайники утробы.» (перевод Мосад рав Кук). Может ли быть более ясное указание, что основной хамец следует искать в «тайниках утробы», а не «щелях и трещинах»? Собственно, «щели и трещины» тоже можно обьяснить как травмы и обиды. Там обычно более всего прячется хамец…