Про наглеца сказано что, очевидно, его отцы не стояли на горе Синай. Но если нет у человека "святой наглости" он тоже не способен получить Тору (Ликутей Моаран 147)
Возможное обьяснение (наверное читал где то). Прелположение о том, что мои действия внизу вообще интерескюуют кого то наверху это не простт наглость а супер наглость. Но без этого невозможно подойти к Торе даже близко
Настоящий праведник способен быть одновременно наверху и внизу. Тому, кто находится наверху, и представляется ему, что он находится на высокой духовной ступени - праведник доказывает обратное. И также наоборот - тот, кто пал чрезвычайно низко, буквально по уши в грязи, праведник показывает ему, как он близок к Б-гу.
И это свойство обязательно должно быть у праведника, и иначе он вообще не праведник
(Ликутей Моаран тиньяна, 68)
В конце истории творения мира сказано «сотворил Вс-вышний чтобы делать». И обьясняет Раши, что «делать» в данном случае следует понимать как «исправлять». Вс-вышний специально создал этот мир несовершенным, чтобы человек исправил его. Наверное, это один из первых комментариев Раши, с которым знакомят «баалей тшува».
Однако слово «исправлять» — «летакен» — созвучно другому очень известному и популярному в религиозной, особенно хасидской, среде, слову, слову «Тикун».
Что такое «тикун»? «Тикун» это такое страшное слово. «Тикун» означает, что грешник должен что-то с собой сделать, чтобы исправить свою грешную душу. Например, сидеть на муравейнике. Или поститься целыми днями. Или кататься по снегу. Или сидеть часами в ледяной микве. Или питаться одним лишь хлебом и водой. И скитаться по белу свету. И может, все это вместе поможет искупить его прегрешения….
Странно но от всего пасхального сейдера застряла в голове одна идея из первой главы Ликутей Моаран, которую я с утра пытался учить с одним старым товарищем. Что все, в сущности, функция порядка приоритетов. Почему я не нахожу время на учебу, чтобы учить Тору? - Скорее всего потому, что не нахожу это достаточно важным для себя (хотя в Игерет аТшува "простил Вс-выший за грех идолопоклонства но не простил битуль Тора).
Второе что говорит там рабби Нахман, сто изучение Торы притягивает Б-жественную милость (хен) в мир. И когда мир полон Б-жественной милости, то тогда принимаются все молитвы. И тогда еврейский народ находит милость аюв глазах народов мира.
Слышал от имени рабби Якова Абухацира зацаль. Почему нечистые животные запрещены в еду? -Они связаны с "несмягченным судом". А чистые животные - это "смягченный суд"
Собственно самый первый Раши на Тору говорит именно о "смягченном суде": "хотел сотворить мир мерой суда...но увидел что мир не способен это выдержать и устоять. И присоединил меру милосердия". Милосердие не отменяет суд. Но смчгчает его
Птенец умирающий внутри яйца - где выходит его душа? - сказал им "там же где входит"
Рабби Нахман обьясняет что птенец это праведник. И где следует ему "отдать душу" в молитве? Там где он чувствует что к нему приходят посторонние мысли (Ликутей Моаран 26)
Вчера на субботу молился в синагоге у рабби Амоса (я вообще в основном там в последнее время). Заходит один бреславский хасид с таким интересным именем Яаков-Исраэль-Иешурун... Рав обращается к нему: ты удостоился, типа, такого имени и тд.
Бреславский хасид отзывается - я вообще не Яаков-Исраэль и так далее. Я грешник, רשע. И останусь грешником на всю жизнь...
Рав смеется, и отвечает: "раша" - грешник - это первые бувкы слов "Рибоно шел олам" ("властелин мира")...
]щас кто то потребует у меня разьяснений... нкт их у меня.... Первое что прихолит в голову: את הכל עשה יפה בעתו וגם את רשע שיום רעה וכפי' החסידי בזה[