Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

Про наглеца сказано что, очевидно, его отцы не стояли на горе Синай. Но если нет у человека «святой наглости» он тоже не способен получить Тору (Ликутей Моаран 147) Возможное обьяснение (наверное читал где то). Прелположение о том, что мои действия внизу вообще интерескюуют кого то наверху это не простт наглость а супер наглость. Но без этого невозможно подойти к Торе даже близко
Настоящий праведник способен быть одновременно наверху и внизу. Тому, кто находится наверху, и представляется ему, что он находится на высокой духовной ступени — праведник доказывает обратное. И также наоборот — тот, кто пал чрезвычайно низко, буквально по уши в грязи, праведник показывает ему, как он близок к Б-гу. И это свойство обязательно должно быть у праведника, и иначе он вообще не праведник (Ликутей Моаран тиньяна, 68)
В конце истории творения мира сказано «сотворил Вс-вышний чтобы делать». И обьясняет Раши, что «делать» в данном случае следует понимать как «исправлять». Вс-вышний специально создал этот мир несовершенным, чтобы человек исправил его. Наверное, это один из первых комментариев Раши, с которым знакомят «баалей тшува». Однако слово «исправлять» — «летакен» — созвучно другому очень известному и популярному в религиозной, особенно хасидской, среде, слову, слову «Тикун». Что такое «тикун»? «Тикун» это такое страшное слово. «Тикун» означает, что грешник должен что-то с собой сделать, чтобы исправить свою грешную душу. Например, сидеть на муравейнике. Или поститься целыми днями. Или кататься по снегу. Или сидеть часами в ледяной микве. Или питаться одним лишь хлебом и водой. И скитаться по белу свету. И может, все это вместе поможет искупить его прегрешения….
Странно но от всего пасхального сейдера застряла в голове одна идея из первой главы Ликутей Моаран, которую я с утра пытался учить с одним старым товарищем. Что все, в сущности, функция порядка приоритетов. Почему я не нахожу время на учебу, чтобы учить Тору? — Скорее всего потому, что не нахожу это достаточно важным для себя (хотя в Игерет аТшува «простил Вс-выший за грех идолопоклонства но не простил битуль Тора). Второе что говорит там рабби Нахман, сто изучение Торы притягивает Б-жественную милость (хен) в мир. И когда мир полон Б-жественной милости, то тогда принимаются все молитвы. И тогда еврейский народ находит милость аюв глазах народов мира.
Слышал от имени рабби Якова Абухацира зацаль. Почему нечистые животные запрещены в еду? -Они связаны с «несмягченным судом». А чистые животные — это «смягченный суд» Собственно самый первый Раши на Тору говорит именно о «смягченном суде»: «хотел сотворить мир мерой суда…но увидел что мир не способен это выдержать и устоять. И присоединил меру милосердия». Милосердие не отменяет суд. Но смчгчает его
Птенец умирающий внутри яйца — где выходит его душа? — сказал им «там же где входит» Рабби Нахман обьясняет что птенец это праведник. И где следует ему «отдать душу» в молитве? Там где он чувствует что к нему приходят посторонние мысли (Ликутей Моаран 26)
Вчера на субботу молился в синагоге у рабби Амоса (я вообще в основном там в последнее время). Заходит один бреславский хасид с таким интересным именем Яаков-Исраэль-Иешурун… Рав обращается к нему: ты удостоился, типа, такого имени и тд. Бреславский хасид отзывается — я вообще не Яаков-Исраэль и так далее. Я грешник, רשע. И останусь грешником на всю жизнь… Рав смеется, и отвечает: «раша» — грешник — это первые бувкы слов «Рибоно шел олам» («властелин мира»)… ]щас кто то потребует у меня разьяснений… нкт их у меня…. Первое что прихолит в голову: את הכל עשה יפה בעתו וגם את רשע שיום רעה וכפי’ החסידי בזה[