19
На первый взгляд, глава «Ки тиса», которую мы читали в субботу, занимается грехом тельца и его исправлением. Это так. Но может взглянуть иначе? Это глава, где раскрывается «хен» — милость и благосклонность Вс-вышнего к еврейскому народу и к Моше, несмотря на все ошибки и падения? Может, в этом смысл, а все остальное — лишь декорации?
Четыре центральных греха (из «Оцар а-нефеш на гл. Тиса)
Первый грех — Адама — «таава». Страсть. «И увидела женщина… что желанно оно для глаз…»
Второй грех — братьев Йосефа — зависть. «И завидовали ему братья…»
Последний грех — разведчиков — страх. Все фобии человека — идут от этого греха.
Вернемся к греху золотого тельца. Хазаль обьясняют, что этот грех имеет своим корнем иллюзию, обман зрения. Сатан показал сынам Израиля «картинку» что Моше умер и т.д. И поэтому они сделали тельца. כוח המדמה = עגל הזהב. Это сила воображения — ложные ассоциации, не имеющие ничего общего с действительностью, порождающие суеверие и идолоппоклонство. Поэтому «сила воображения» — это одно из имен дурного начала.