Пели нигун 12-13 тамуза, "Арур Аман". Лехаим лехаим!
Сегодня великая илула[1] и также день рождения Моше рабейну. Мы также находимся уже в канун 8 адара, после молитвы маарив[2], первый день руководства Йеошуа бин Нун, который вводит народ Израиля в землю Израиля. Это можно объяснить подобно тому, как хасиды объясняют смысл дат йуд шват[3] и йуд алеф шват[4]. Это также день, в который Моше рабейну родился. Следует сказать, что "душа его во мне[5]" (так Ребе сказал относительно предыдущего Ребе), раскрытие души Моше в Йеошуа это сейчас, в канун 8 адара.
Известно, что Ребе, так же как и многие другие гдойлей Исроэл и весь народ Израиля – относился с большим уважением к традиционному мотиву, сочиненному во время Катастрофы, "ани маамин бээмуна шлейма". Также после Катастрофы, когда этот нигун достиг Ребе из Моджиц, автор, которого звали Азриель-Довид, был хасидом Моджиц, он был известным баал-менаген и баал-тфила, и в поезде, идущем в Треблинку, он, в двейкут, вместе со всеми евреями, которые были там, в вагоне, предназначенном для перевозки скота, он начал петь этот нигун, и он пел все громче и громче, и все, кто были там, запомнили это, и пели вместе с ним, и тогда, он вдруг прервался, и сказал, что он предлагает "сделку": каждый, кто сумеет выпрыгнуть из вагона, и привести этот нигун к его Ребе, Адмур из Моджиц, он обещает ему половину своего будущего мира. Он сам был евреем очень возвышенным. И там было маленькое окошко с деревянными перекладинами, и для пожилого человека это было совершенно невозможно выпрыгнуть из этого окна, тем более, что оно было наглухо закрыто, но там было двое молодых ребят, и они немедленно поднялись и сказали, что мы идем на эту сделку. Они выломали деревянные перекладины, и на каком-то повороте – когда поезд чуть замедляет ход, они выпрыгнули из этого маленького окошка. И один из них погиб сразу, он разбился сразу, а второй парень выжил, и после многих приключений он сумел прийти к Ребе из Моджиц, который был уже тогда в Америке.
Есть три корня еврейских душ, которые, в общем, соответствуют нашим пра-отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову.
Есть корень души, для которой – его основное служение в мире, основное противостояние и война и победа в этом мире – это свет против тьмы, "война света с тьмой". Например, тот, чья голова – основной способ мышления – что моя добрая миссия в мире, мой шлихут, ради которого я нахожусь здесь, это чтобы свет победил тьму. Как Баал Шем Тов говорит, что "немного света отталкивает много тьмы". И тем более – много света. Такой человек, каким "министром" он захочет стать в "исправленной стране"? Понятно, что министром просвещения! Я бы мог подумать, что воспитание – это истина против лжи, но в действительности – это просвещенность против невежества. Тот, кто невежественен – сказано, что он не боится греха, но не то, что бы он был лжецом. "Яма пуста" – он темен, нет в нем света.
Нужно пробудить в душе качество "ницахон", стремление к победе. В этом смысл и цель маамара "Бати Легани", который, в известном смысле, является "духовным завещанием" предыдущего Ребе, и, само собой, также смыслом и целью деятельности Ребе, продолжившего его дело.
В общем, есть два типа служения: служение, основанное на "итбоненут", сосредоточении мысли. Сосредоточение мысли – в этом вся идея классического хабадского служения Вс-вышему. И есть ницахон – стремление к победе. В известном смысле эти два подхода к служению противоположны друг другу.
То, что требуется нам сегодня, в конце всех поколений, перед раскрытием царя Мошиаха, это "сдвиг по фазе" – ибо сейчас основное служение это ницахон.
Если есть у человека достоинства, и есть недостатки – что же может быть в середине? Я могу сказать, что то, что не есть достоинство и не есть недостаток – это собственно человеческая природа человека – и это верно, но давайте несколько заострим это. То, что в середине, между достоинствами и недостатками – это слабости. Как мы сейчас объясним, что быть человеком – это быть со слабостями. Тот, у кого нет слабостей – он "супермен", и мы не любим его вообще – и он нас совершенно не интересует. Он "ангел", а человек гораздо выше ангела. Мы любим людей человечных, а быть человечным – это иметь слабости.
Основа душевной помощи – это различение – иногда совершенно не очевидное – что слабость не есть недостаток. Очень часто человек находится в тяжелом душевном состоянии только из-за того, что он считает свои слабости недостатками, и тогда он "мискен"
Чтобы начать работать всерьез, начать делать что-то в жизни – нужно "облачиться". "Зародышевое состояние" – это "впечатление", быстро проходящее и полное недовольства. Любая идентификация и любая связь – посредством устранения собственного "эго" ради дела.
Всякая инициатива требует в начале самоуважения. Все время быть "ничто" – скучно. Следить за "свежестью" своего "самоустранения". Если у меня нет никакого самоуважения, то я не проявляю инициативы в исполнении заповедей и добрых дел, не учу Тору – ничего не делаю. Нужно, чтобы было хотя бы "одна восьмая от одной восьмой" самоуважения, для того, чтобы проявлять инициативу, но в конце должно быть полное самоустранение – не считать сделанное своей заслугой.
Очень важно для каждого из нас, найти свой шлихут. То, что я вообще реально существую – это лишь тогда, когда я исполняю свой шлихут в жизни. Если я не нашел свой шлихут и не исполняю его – я как будто бы вообще не существую.
Баал Шем Тов сказал, что אור имеет ту же гиматрию, что и רז.
Чтобы осветить – я должен постичь тайну. Это есть смысл того, что гиматрия "ор" ("свет") совпадает с гиматрией "раз" ("тайна"). Если мы хотим осветить мир "светом, который благ", то сначала нужно соединить себя с его тайной, טובי'ה גניז בגווי'ה "благо его, сокрытое внутри него", сущностью сокрытого в нем добра. И тогда, когда освещают его, за счет того, что постигают его тайну, тогда из сокрытого блага происходит раскрытый свет. Но сначала нужно постичь тайну.
У каждого есть его особенное "реи зэ", его особая тайна, особое свойство его души. Известно, что все пророки пророчествовали словами "ко амар Гашем", "так сказал Вс-вышний". "Ко" – "так" – это уподобление, это означает "приблизительно так". Они были неспособны различить в точности "реи зэ" каждого отдельно, индивидуальность каждого, что только у него есть такое свойство, и ни у кого больше нет.
Моше рабейну видел в "аспаклария а-меира", которая называется "маръэ" а не "маръа". Также в "маръэ" есть "реи зэ". Как звучит выражение, которым пророчествовал Моше? "зэ а-давар". "а-давар" имеет гиматрию "реи". זה הדבר = ראי זה. Если так – то я должен смотреть на каждого, как Моше рабейну. Алтер Ребе объяснил, что "тмунат Гашем йабит" означает, что он видит реальность так, как Вс-вышний ее видит, так он видит другого человека – "видением, а не притчей".
Удивительно, но полное выражение Хазал "לא ראי זה כראי זה ולא ראי זה כראי זה " – имеет числовое значение ровно 1000. Есть традиция в руках хасидим – как принято говорить, "доршей решумот" говорили, что שישראל בעל שם טוב имеет гиматрию 1000, и это тайна тысячи светов, которые были дарованы Моше рабейну во время Дарования Торы, и про него говорится, "то, чтоתלמיד ותיק раскроет – уже даровано Моше с Синая. Тысяча светов были забраны у Моше из-за греха тельца, но возвращаются к нему каждую субботу, и поэтому говорят "йисмах (гиматрия "Машиах") Моше бематнат хелко". Он радуется, что снова получает раскрытие души нашего учителя Баал Шем Това, так говорили "доршей решумот".
"ученик" (по первому объяснению) и "бедность" - хорошо стыкуются между собой. Но когда рав - "иш тхахим (хитрец, или даже лжец) - это уже гораздо хуже...
"Ваши главы, главы ваших колен, ваши старейшины" – это праотцы. Прежде всего, нужно соединиться с авот, и Авраам – праотец наш - он глава, глава всего народа Израиля, "когда исправляется глава народа – исправляется весь народ", во время Рош аШана нужно исправить голову. Рош – голова – это Авраам авину. Часто говорится, что глава – это Моше рабейну, что Ребе – это Рош бней Исраэль, но самая высшая глава – это Авраам авину, "глава всех верующих", "взгляни с главы веры", "один был Авраам", "единственным назвал я его" – он – глава веры.
Истинная сущность каждой вещи, ее внутренняя и истинная суть – не находится в пространстве-времени.
Есть многие люди, которые отчаиваются от жизни, не дай Б-г, не знают, что же будет.
Есть люди, которые предпочитают быть "никем", быть "ничто". Понятно, что это ложь, это гой – гой по своей сути.
Общий знак наступающего года – תשע"א - это תהא שנת עזר אלקי - "да будет год Б-жественной помощи", год, когда Вс-вышний поможет каждому во всех его делах, частных и общественных, и самое главное – в исполнении его миссии в мире. Главная миссия, возложенная на нас – по словам Любавичского Ребе, "сделайте все, что в ваших силах, чтобы привести Мошиаха действительно".