Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

ШАВУОТ

1. В Литве мне задали вопрос. Почему наши мудрецы называют праздник Шавуот Ацерет, ведь это слово употреблено Торой только по отношению к празднику Шмини Ацерет?159 Я дал на это три разных ответа.

Первый, согласно пшату, простому смыслу. Во все праздники есть два вида службы Творцу. Один вид — это заповеди, относящиеся к данному празднику, например, маца на Песах. И другой — это действия, запрещённые в Йом Тов. Единственным исключением является праздник Шавуот, в котором есть только одна мицва — прекратить выполнять запрещённые в Йом Тов действия — мелахот. Чтобы подчеркнуть эту особенность, мудрецы назвали его (Ацерет) — от слова «лаацор» (прекращение, остановка).160

Второй ответ. Мы видим, что все праздники названы в честь какого-либо события. Только Шавуот назван не в честь события, а в честь заповеди счёта дней по Омеру.161 Необходимо объяснить, почему этот праздник назван в честь мицвы, которая уже прошла. Шавуот является торжественным завершением мицвы, подобно завершению трактата Талмуда. Это большая радость, в честь которой устраивают большие праздничные трапезы. Мы видели, что так поступали особо благочестивые люди, для которых Тора основное занятие в жизни.

На первый взгляд, действительно непонятно, в чём смысл этой радости, ведь мицва уже завершена? Но обычай этот совершенно правильный. Так объясняет Раши смысл праздника (Шмини Ацерет) (Бемидбар 29, 35): «Это похоже на министра, который пригласил царя вместе со всеми придворными к себе домой на пир. После его завершения, собираясь домой, царь сказал: «Мне так тяжело расставаться с тобой. Давай мы задержимся ещё на день, чтобы не расставаться так скоро». В этом смысл праздника Шмини Аце-рет. Все дни праздника Суккот мы приносим в жертву множество быков и баранов. По окончании праздника мы устраиваем ещё один праздник — Шмини Ацерет, чтобы продлить эту радость. Тот же принцип и в обычае устраивать праздник по случаю окончания трактата Талмуда. Желание продлить, задержать Шавуот, торжественное завершение заповеди счёта дней по Омеру, которой удостоил нас Творец Благословенный, лежит и в основе праздника Ацерет и в его названии.

Третий ответ. Он основан на словах Рамбана (Сефер Эмуна увитахон, гл. 19) по поводу фразы из Шир аШирим: «Заклинаю Я вас, дочери Ирушалаима… не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она» (Шир аШирим 2, 17). Рамбан объясняет её так: когда человек чувствует в себе пробуждение трепета и любви к Б-гу, ему необходимо создать сосуд, чтобы это пробуждение сохранить. Для этого нужно постараться сразу же выполнить какую-либо заповедь, например, дать цдаку или сесть учить Тору. Дело в том, что озарение, которое неожиданно для себя ощущает человек, — это особый Свет, посылаемый ему свыше. Он подобен душе, которую необходимо одеть в соответствующее тело, чтобы укрепить её и придать ей устойчивость и основу, как известно людям понимающим.

Время Дарования Торы, безусловно, было часом великого пробуждения. Но у евреев тогда не было ещё никакой заповеди, которая могла бы служить сосудом, способным вместить в себя этот Свет. Мы вынуждены сказать, что этой мицвой является запрет, полученный Моше от Творца и переданный Израилю,- запрет пересекать границу, проложенную у подножия горы Синай, и дотрагиваться до самой горы. По этой причине праздник называется Ацерет) — от слова «лаацор» (остановка).

2. «А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать Союз Мой, то будете Мне сокровищем из всех народов… И вы будете Мне царством священников и народом святым» (Шмот 19, 5-6).

Не понятно, почему сказано именно царством священников, ведь, как говорит Мишна, у евреев есть три короны: царства, священства и Торы? И второе обращение «и вы» здесь излишне, ведь и до этого Всевышний обращался к евреям? Мы объясним всё это, с Б-жьей помощью.

Написано в главе «Везот абраха»: «Г-сподь от Синая пришёл и показался им в сиянии от Сеира, показался от горы Паран, и явился из среды десятков тысяч святых, а справа от Него — пламя Закона для них» (Дварим 33, 2). Согласно объяснению наших мудрецов, Тора рассказывает нам, как Всевышний предлагал Тору всем народам. Эйсав спросил «Что в ней написано?» Ответил Всевышний: «Не убей», — и Эйсав отказался от Торы. Ишмаэлю было сказано: «Не прелюбодействуй», — и он тоже отказался. На первый взгляд, вызывает удивление, зачем Всевышний это сделал, неужели возможно представить, что они получили бы Тору, если бы согласились? Но на самом деле, великое благо сделал Б-г евреям, предлагая Тору народам мира. Он предвидел, что в будущем евреи окажутся в изгнании среди народов мира. И когда, не дай Б-г, у еврея будут общие дела с неевреем, и они будут их обсуждать, поскольку гой полон нечистоты и скверны, он оторвёт еврея от службы Творцу. Еврей будет вынужден иметь с ним дело, а не дай Б-г святости иметь общие дела со скверной. Поэтому заранее Всевышний Благословенный предлагал Тору каждому народу. Эй-сав не пожелал принять её из-за запрета «Не убей». Но остальную Тору он был готов принять, и желание стать слугой Творцу мира у него было. То же и Иш-маэль. Ему мешает запрет «Не прелюбодействуй». Но в остальном стремление принять Тору и служить Б-гу было и у него.

Известно: то, что происходило при Даровании Торы, оставило свой отпечаток. Поэтому и сегодня среди народов мира сохранились следы их древней тяги к Торе. И сегодня, разговаривая с неевреем, еврей вытягивает из него следы того желания принять Тору, которое было когда-то, и принимает это желание на себя.

Написано в книгах Аризаля, что целью галута евреев среди народов мира является освобождение тех искр святости, которые пропали в клипе. Таким образом, как мы объяснили, во время общения еврей выбирает из нееврея ту святость, которая в нём есть. И хотя у Израиля есть собственная святость, это тоже благо. Таков нрав богача. Несмотря на то, что есть у него тысячи монет, каждая новая приобретённая монета это удача в его глазах.

Так же тогда, во время Дарования Торы, когда евреи приняли на себя Тору, жажда Торы всего мира спустилась к ним. Часть стремления народов мира к Торе присоединилась к ним в то время. И в этом тоже состояла цель Творца — подарить евреям стремление народов мира к Торе и смешать искры святости в клипе, чтобы евреи освобождали их в галуте.

Наши мудрецы говорят, что ангелы тоже хотели получить Тору (Шабат 89). И это тоже сделано Всевышним специально. Жажда Торы пробудилась в них, и после этого досталась евреям. В час, когда сказал Всевышний: «Я — Г-сподь, Б-г твой», задрожал Престол Его Славы, так как всю любовь и весь трепет верхних и нижних миров получили евреи в это время.

Евреи могут служить своему Творцу тем устремлением к Торе, которое есть в них самих, и тем, которое получено от народов мира. Эти два аспекта называются страхом поверхностным и страхом внутренним. Желание и готовность, полученная от народов мира, называется трепетом внешним, поверхностным. Он вызван желанием получить от Б-га награду за исполнение заповедей, так как весь мир Его, и Он делает всё, что пожелает. Желание самих евреев называется страхом внутренним. Он вызван стремлением доставить Творцу приятное, а не желанием получить награду и страхом перед наказанием.

В этом смысл слов: «Будете Мне сокровищем из всех народов». Речь идёт о любви евреев ко Мне, отличной от любви всех других, в которой превалирует любовь к награде и страх передо Мной. Эти качества есть и у вас, но — «и вы» — то есть ваша собственная страсть к Торе будет для Меня «царством священников». В отличие от короны Торы и царства, только священство передаётся по наследству. Также и та любовь, та готовность быть слугами Творца, которая была у ваших отцов, не прервётся никогда. Вы будете всегда святым народом, жаждущим служить Б-гу, чтобы доставить Ему приятное, а не ради награды или наказания!

3. Причина того, что мы читаем на Шавуот Книгу Рут.

Святой Зоар объясняет фразу Торы: «Г-сподь от Синая пришёл и показался им в сиянии от Сеира…» (Дварим 33, 2) — Всевышний предложил Тору Эйсаву. Эйсав отказался и предложил отдать Тору Израилю. Он признал первенство за Яковом и дал ему подарок за готовность принять Тору. Также и Ишмаэль не захотел принять Тору. Он признал, что настоящим потомком Авраама является Ицхак, и пообещал Израилю подарок за готовность принять Тору. Посмотри этот отрывок в книге Зоар подробнее (Зогар ч. 3 стр. 192). То же говорит и Талмуд (Звахим 116). Услышав о Даровании Торы, обратились народы мира к Биламу и спросили его, что происходит. Ответил он им: «Г-сподь даёт силу Своему народу». Они ответили: «Г-сподь благословит Свой народ миром». То есть услышав, что евреи принимают Тору, они вздохнули с облегчением, что больше им не будут предлагать её, и сказали: «Пусть принимают с миром». Что же это за подарки, которые дали нам народы мира, чтобы мы согласились принять Тору? Это драгоценные святые души, пленённые среди народов, которые были возвращены нам и получили возможность сделать гиюр. Все эти души отданы нам в подарок народами мира, чтобы мы согласились принять Тору. Но главный подарок — это душа Рут, от которой происходит Машиах. Мы читаем на Шавуот Книгу Рут, чтобы напомнить, что её душа была освобождена благодаря Дарованию Торы.

4. Бщё объяснение.

Наши мудрецы (Йома 72, 2) говорят, что есть три короны: священства, царства и Торы. Венец священства получил Аарон. Царскую корону — Давид. Корона Торы принадлежит всем. И не говори, что она ниже двух других. Сказано о Торе: «Мною будут царствовать цари» (Мишлей 8, 9). Получается, что царь Давид, мир ему, удостоился царской короны благодаря своей Торе. И это причина того, что в Шавуот, в праздник Дарования Торы, мы читаем Книгу Рут — историю рождения царя Давида.

5. Талмуд в трактате Псахим говорит. Все согласны, что в Шавуот обязательная часть — это «вам»162

(Псахим 68, 2). Дело в том, что в Песах тело человека радуется освобождению от рабства. Но на Шавуот радость связана с Дарованием Торы. Эту духовную радость нелегко разделить телу. Поэтому сказали, что на Шавуот необходима часть «вам», чтобы и телу доставить радость. Чтобы поверил человек, что Тора — это жизнь в мире Грядущем и в мире этом: справа от неё долголетие, слева — богатство и почёт. А это удовольствия и для тела. Осознав всё это, человек восхвалит Своего Творца.

6. Наши мудрецы говорят, что Тора дарована — написана чёрным огнём на белом огне (Дварим Раба 7). Можно объяснить этот Мидраш следующим образом. Именно Дарование Торы даёт Израилю силу. Как говорят наши мудрецы: «Ты внизу выносишь решение, и Всевышний наверху исполняет…» (Таанит 23, 2). Цвет белый включает в себя цвета и оттенки, он способен принять все цвета. Это символизирует Самого Всевышнего, включающего в Себя всё. В противоположность этому, чёрный цвет не способен принять никакой другой, кроме самого себя. Он символизирует человека. Благодаря Дарованию Торы Израиль, чёрный цвет, удостоился быть сверху — над цветом белым. Это значит, что слова евреев способны, как будто, на большее, чем слова Самого Всевышнего. Как говорят наши мудрецы: «Всевышний выносит решение, а праведник его отменяет» (Моэд Катан 16).

7. Почему праздник Шавуот называется Ацерет?

Ответ на этот вопрос лежит в области простого смысла, пшата. Слово (Ацерет) происходит от слова «ацор» (остановка, прекращение работы). В праздники Песах и Суккот есть дни Холь аМоэд, когда разрешены работы, которые невозможно отложить на потом (млэхэт давар а-авуд). Шавуот — это однодневный праздник, когда все эти работы запрещены. Поэтому именно Шавуот называется Ацерет.

8. Праздник Шавуот называется Ацерет, и праздник восьмого дня Суккот тоже называется Ацерет. Есть два вида Света, который Творец посылает Израилю. Один — это Свет, посылаемый Израилю в ответ на его выполнение заповедей и законов. Другой — это Свет, который приходит из-за великой святости этих дней. Разница между ними следующая. Свет, приходящий благодаря еврейским мицвот, имеет границы и конец, так как конечны и сами эти мицвот. Но Свет, пришедший от святости времени, не имеет чётких границ. В Песах и Суккот ясность Света связана с заповедями этих дней — сукка и лулав на Суккот, маца — на Песах. Но на Шавуот и Шмини Ацерет нет никаких специальных мицвот. Свет этих дней не имеет никаких границ. Наша задача придать этому Свету границу, чтобы миры могли его воспринять, так как Свет, ничем неограниченный и неуменьшенный, воспринять в материальном мире невозможно. Каждый из нас должен вместить этот Свет в нужные ему границы, придать этому Свету нужную форму: мудрость, дети, жизнь, заработок — каждый по своим нуждам.

Благодаря этой своей особенности, эти праздники называются словом Ацерет. Слово Ацерет символизирует ограничение. Человеку нужно ограничить яркость Б-жественного Света, чтобы миры могли его принять. Бесконечную, неограниченную жизненную силу невозможно воспринимать в этом мире.

9. Б-г специально не даровал нам Тору сразу после Исхода из Египта и Перехода через море Ям Суф. Если бы евреи получили Тору тогда, они могли бы подумать, что делают это, чтобы заработать у Всевышнего награду или в благодарность за чудеса, которые для них сделаны. Поэтому Всевышний подождал некоторое время, пока чудеса немного забудутся. Как говорит Тора: «И не было воды для общества, и собрались они против Моше и Аарона. И спорил народ с Моше» (Бемидбар 25, 2). Лишь после этого евреи получили Тору и провозгласили: «Наасе ве нишма — исполним и поймём». Чтобы было ясно, что они принимают на себя Тору только из-за своей любви к ней.

10. «И вывел Моше народ» (Шмот 19, 17).

Написано в «Пиркей раби Элиэзер», что евреи спали, и Моше разбудил их. Этот рассказ приводит «Маген Авраам» в законах праздника Шавуот.163 Причина того, что в ночь перед Дарованием Торы евреи спали, в следующем. Всевышний предлагал Тору народам мира. Все они отказались и сказали Всевышнему: «Отстань от нас». Как нам сообщает «Пиркей раби Элиэзер», евреи думали, что это продлится долго, и может быть, кто-то согласится. Поэтому они пошли спать. На самом деле, никто из народов и не думал слушать, что же в Торе написано. Поэтому всё это закончилось быстро, без всякой задержки.

11. Первые Скрижали были разбиты из-за сглаза. Пока Всевышний предлагал народам мира Тору, они сглазили Первые Скрижали. Вторых Скрижалей они не видели. Эти Скрижали существуют до сих пор. В будущем Б-г вернёт евреям потерянные Первые Скрижали.

12. «Мир судится в четыре периода времени… В Ацерет — о плодах деревьев. В Рош аШана…» (Рош аШана 16).

Всевышний Благословенный — Бесконечность, по Слову Г-спода сотворены Небеса и все творения. Это Слово было как будто скрыто у Творца Благословенного, поскольку Он Бесконечность. Это Слово, включающее в себя все творения, ограничило себя в мире срафим, согласно их ступени, в мире хайот по их уровню, и так далее во всех мирах. Вплоть до нашего мира Асия. Поскольку это Б-жественное Слово уменьшено и ограничено до уровня каждого мира, оно является Источником, оживляющим миры изнутри. Мир создан буквой бэт, так как Тора начинается с этой буквы. бэт происходит от слова байт (дом). Дом — это сосуд, так и наш мир — это сосуд, вмещающий в себя Слово Всевышнего.

Это Слово, оживляющее миры, называется Алеф. Оно всё оживляет и всё освещает, поэтому и слово ор — (Свет) начинается с этой буквы. В Шавуот происходит раскрытие Слова, которым созданы миры. Первое речение Десяти Заповедей начинается с алеф: — Анохи: — «Я — Г-сподь, Б-г твой».

В Рош аШана открывается, что Б-жественное Слово скрыто внутри миров, а в Шавуот происходит раскрытие этого Слова.

13. «Маген Авраам» (Орах Хаим 494) в Шульхан Арухе задаёт вопрос. Как мы можем говорить в молитве праздника Шавуот «Время Дарования нашей Торы»? Ведь окончательный вывод Гмары состоит в том, что Тора дарована седьмого Сивана, согласно мнению р.Йоси? Мне кажется, ответ вот в чём. Говорит Тора: «И соблюдай закон этот в его срок из года в год — (ме ямим ямима) (Шмот 13, 3). Необходимо понять, почему мы говорим «Время нашего Освобождения» — в Песах, «Время Дарования нашей Торы» — на Шавуот каждый год, ведь со времени этих событий прошло много времени? Но дело в том, что каждый год, когда мы, сыны Израиля, выполняем заповеди Творца (уничтожение хамеца и маца на Песах) и другие заповеди, связанные со временем, это пробуждает, по Его великому Милосердию, великий Свет. Подобно тому как тогда, при Исходе из Египта, в заслугу выполненной мицвы наши отцы получили великий Свет, так же и сегодня, выполняя заповеди праздника, мы, их потомки, получаем тот же Свет, что и они. Поэтому мы можем говорить на Песах «Время нашего Освобождения», а на Шавуот — «Время Дарования нашей Торы», так как в это время, соответственно нашим заповедям, к нам приходит тот же Свет, что и тогда.

Исход из Египта и Дарование Торы — деяния Самого Всевышнего. Подобно тому, как Он существует вечно, точно так же и Его Слово. Это позволяет нам каждый год пробуждать, с помощью заповедей, Свет Освобождения на Песах и Свет Дарования Торы на Шавуот. Получается, что дни, когда происходили эти события, являются Источником, началом дающим, «мужским» по отношению к праздничным дням в наше время, которые можно назвать началом принимающим, «женским». Слово ямим мужского рода, слово ямима — женского. В этом смысл: «И соблюдай закон этот в его срок из года в год» (ме ямим ямима). Это значит, каждый год пробуждайте особый Свет, происходящий от того Света, что получили наши святые отцы при Исходе из Египта и Даровании Торы.

Сейчас мы можем ответить на вопрос «Ма-ген Авраама». Известно, говорят наши мудрецы, что Моше по своему усмотрению прибавил один день (Шабат 87). Всевышний сказал Моше: «Иди к народу и освяти их сегодня и завтра» (Шмот 19, 10). А Моше сказал евреям: «Будьте готовы через три дня» (там же 19, 1). Слова Всевышнего существуют вечно. Его Желанием было даровать Тору шестого Сивана. Моше прибавил ещё один день, и Всевышний согласился даровать Тору на пятьдесят первый день счёта Омера. Но Первичное Намерение Творца оставило Свой След в поколениях, и мы, с помощью мицвот шестого Сивана, получаем Свет, порождённый этим Намерением и этим Словом Б-га. И хотя тогда это произошло седьмого Сивана, именно Первичное Намерение и Слово Всевышнего, существующее вечно, породило Свет и радость Торы в поколениях. Об этом Свете мы и говорим в молитве на Шавуот: «Время Дарования нашей Торы».

То, что Дарование Торы произошло седьмого Сивана, тоже оставило свой след. Это нашло выражение в возможности принести жертвы, относящиеся к Шавуот, на следующий день. Святость Исру Хаг (Исхода праздника Шавуот)164 — выше всех остальных.

14. «Да воздаст тебе Г-сподь за твой поступок и да будет тебе воздано Г-сподом Б-гом Израиля» (Рут 2, 12).

Смысл этой фразы непонятен, ведь нет в этом мире должной платы за выполненную заповедь? Но дело в том, что есть люди, прилагающие усилия, чтобы выполнить мицву, а есть те, кто выполняет мицву без особой любви и трепета, без старания. Известно, что именно за усилия и поступки есть плата в этом мире. В этом смысл слов: «Воздаст тебе Г-сподь за твой поступок». Но награды за саму заповедь не существует в этом мире, она сохраняется для Мира Грядущего. Поэтому: «И да будет тебе сполна воздано» — она целиком сохранится для Мира Грядущего, не будучи «разбавлена» этим миром, не способным вместить в себя плату за заповедь.




159 Праздник, наступающий на следующий день после окончания Суккот.

160 «ацерет» от слова «лаацор»

161 Один из переводов названия Шавуот — это «недели», то есть предшествующие ему недели счёта дней по Омеру.

162 Есть два, на первый взгляд, противоречащие друг другу указания в Торе о том, как проводить Праздник — Йом Тов. Мудрецы разъясняют это по-разному. По р. Элиэзеру, у человека есть две возможности. Весь день посвятить Всевышнему, Торе и молитве. Или весь день — самому себе. Согласно р. Иошуа, необходимо разделить день на две части поровну. По обоим мнениям, на Шавуот часть «вам» просто необходима.

163 Этот факт звучит обвинением Израилю. Как можно было просто спать в ночь перед таким событием? Но рабби Леви Ицхак, святой Заступник Израиля, и здесь находит объяснение, чтобы сгладить или уменьшить их вину…

164 Исру Хаг (Исход праздника)- особый день, сохраняющий святость ушедшего праздника. Это нашло выражение в законах и обычаях этого дня.