1. «Плачет, плачет она по ночам, и слёзы её на щеках у неё» (Эйха 1, 2).
Любой человеческий плач не проходит бесследно. Когда человек оплакивает разрушение Храма, его слёзы оставляют наверху особый след. «... И слёзы её на щеках у неё» - эти слёзы никогда не исчезают, они остаются наверху навечно.
2. «Стали враги его во главе... послал на него Г-сподь скорбь за множество грехов его, младенцы его пошли в плен впереди врага» (Эйха 1, 5).
На первый взгляд, вызывает удивление, для чего приходят к человеку посторонние мысли во время молитвы, даже тогда, когда он подготовил к ней своё сердце как следует? Дело в том, что всё, что человек опустил вниз своими грехами и преступлениями, стремится подняться обратно наверх во время служения молитвой. «Стали враги его во главе» - это посторонние мысли в голове. «Послал на него Г-сподь скорбь (hogah) за множество грехов его» - другой перевод этого выражения: «Г-спода Слова выше его грехов»196. «Его младенцы пошли в плен впереди врага» - те «младенцы», то есть искорки святости, которые попали в плен впереди врага, стали выше его, поднялись благодаря Слову Всевышнего, молитве.
3. «Стал Он для меня медведем в засаде, львом в укрытии...» (Эйха 3, 10).
Безусловно, то, что Всевышний Благословенный разрушил Свой Храм и мы, евреи, находимся в галуте, - всё это благо для нас. Так как, без сомнения, Б-г сжалится над нами и отстроит нашу Святыню ещё более великолепной, чем раньше. Получается, что сейчас галут представляется нам бедой, но Всевышнему открыто всё сокрытое, и всё, что сейчас происходит, - это безусловное добро евреям. «Стал Он для меня медведем в засаде» - это беды галута, «львом в укрытии» - лев символизирует Хесед, так как находится в правой стороне Небесной Колесницы.197 «В укрытии» - то есть пока что скрыто, но и страдания галута, и разрушение Храма - всё это только хесед Израилю!
4. «Мизмор Асафа. Б-же, пришли народы в удел Твой...» (Тегилим 79).
Посмотри, как объясняют этот Псалом наши мудрецы. Мы объясним его с помощью сравнения. Царский сын осквернил тот дворец, который отец его построил. Отцу не хотелось разрушать его самому, чтобы не сделать сыну больно. Поэтому он просто перестал охранять дворец и следить за ним, и тогда пришли враги и разрушили дворец. Получается, что любовь отца к сыну проявляется в том, что он не разрушил дворец сам. Но те народы, которые посмели разрушить Святыню нашего Отца, будут наказаны Всевышним. Поэтому: «Б-же, пришли народы в удел Твой».
5. «...Ты, Г-споди, пребываешь вовеки, Престол Твой — из рода в род!.. Опустела гора Цион, лисицы бродят по ней» (Эйха 5, 18-19).
Внутреннюю связь между фразами можно понять из истории, рассказанной нашими мудрецами. Увидев лисиц, выходящих из развалин Святая Святых на Храмовой горе, раби Ишмаэль заплакал. А раби Акива обрадовался, сказав, что если исполнилось пророчество о разрушении, обязательно исполнится и предсказание об Избавлении и радости (Макот 24, 2). Святой Рамбан говорит, что различные народы несколько раз пытались восстановить Землю Израиля и сделать её населённой, как и другие страны, и потерпели неудачу (Вайикра 26, 32). Дело в том, что, когда Всевышний сотворил мир, Он установил какой земле быть населённой, а какой пустынной. Когда населённая земля подвергается разрушению, она становится пустыней, в которой обитают дикие звери. Когда эта земля восстанавливается, звери исчезают.
Но Земля Израиля является по-настоящему населённой только тогда, когда на ней спокойно живут евреи. Когда же они изгнаны, даже если на ней обитают другие народы, - всё равно она остаётся пустыней, в которой живут дикие звери. Например, во времена Санхерива, поселившего племена кутим в Земле Израиля. На них нападали, их убивали львы и медведи, как в дикой пустыне.198 Это закон: до тех пор, пока евреи не живут спокойно в Земле Израиля, она остаётся дикой пустыней. Из этого можно ясно увидеть, что на самом деле евреям принадлежит эта Земля, неподвластная никому, кроме нас.
В этом смысл соседства двух фраз: «Ты, Г-споди, пребываешь вовеки...» - мы можем быть уверены, что Ты никогда не оставишь эту Землю, потому что «...опустела гора Цион, лисицы бродят по ней» — и она не принимает ни один народ и остаётся пустыней, несмотря ни на что. Земля эта принадлежит только Израилю.
6. «Б-же! Цион и её города подобны женщине во время схваток...» (кинот - книга Плачей).
Во время родовых схваток женщине очень больно, но после этого, когда она родит, её ждёт большая радость. Все, кто окружают её в этот момент, испытывают радость уже во время родов, так как понимают, что она обязательно родит мальчика или девочку, и, несмотря на все страдания, мать ждёт большая радость. Точно так же Цион, хотя он разрушен и испытывает от этого страдания, он подобен женщине во время схваток. Всевышний испытывает радость, так как знает, что это страдание временное, и Он отстроит разрушенное ещё более великолепным, чем прежде.
7. «Каждый, скорбящий о Иерушалаиме, удостаивается и видит её радость»(Таанит 30, 2).
Силы человека следуют за его мыслью. Всё существо человека стремится туда, куда направлена его мысль. Когда человек думает о святом и скорбит о Иерушалаиме - все его мысли и всё существо находятся в святости. Слово зохе (удостаивается) одноко-ренное с понятием издахехут (очищение). Такой человек становится чище и получает способность частично увидеть ту радость, которая будет у Иеруша-лаима в будущем.
8. «Нет ничего без Тебя, Спаситель наш в дни Машиаха» (из утренней Субботней молитвы).
Когда наш праведный Машиах придёт, да произойдёт это скорее, в наши дни, откроется, что всё, что происходило с нами в галуте, являлось подготовкой к Избавлению. Сейчас, пока мы находимся в галуте, это совершенно не видно, но в будущем, во время Избавления, всем откроется, что всё, что произошло, было необходимо для подготовки к окончательному Избавлению. Поэтому: «Нет ничего без Тебя» - сегодня это знание есть только у Тебя. Всё, что происходит, приближает наше Спасение, «Спаситель наш в дни Машиаха».
Поэтому наша праматерь Рахель получила ответ прекратить оплакивать своих детей, пробуждая их Спасение 199 (Йирмиягу 31, 15). Ведь имя Машиаха предшествует Творению Мира, как сказано «А Дух Б-жий парил над водой»200 (Берейшит 1, 2).Объясняет святой Зоар, что Всевышний специально записал в Торе утешения будущего Избавления, чтобы евреям было легче переносить страдания галута. Этого добилась Рахель своими просьбами. Евреям дано постичь часть грядущего утешения уже сейчас, и это облегчает их страдания в галуте.
9. «Верни нас, Г-споди, к Тебе, и мы вернёмся... Ибо если презрел Ты очень нас...» (Эйха 5, 21).
Бывает, что человек разводится с женой потому, что она развратна. Бывает, причина в том, что она просто перестала ему нравиться. Если причиной развода является разврат, это невозможно исправить, и им запрещено возобновлять брак. Но если причина в отсутствии симпатии и любви, возможность обновления этого брака существует. В этом смысл просьбы:
«Верни нас, Г-споди, к Тебе, и мы вернёмся».
Ведь не разврат был причиной нашей разлуки. «Ибо если презрел Ты очень нас» — только в этом причина нашего развода, и Ты можешь вернуть нас к Себе вновь!
195 Книга пророка Ирмиягу, которую читают в траурный день 9 Ава.
196 Слова и выражения еврейского языка многозначны. Ашем hora аль ров пешаэя. Слово hoгa переводимо как происходящее от глагола — (леhагот — произносить). Ров решаэя — можно перевести и как ров (стал выше) над его грехами.
197 В пророчестве Ихезкеля есть видение Колесницы и образы четырёх ликов: быка, орла, льва и человека. Правая сторона символизирует Хесед.
198 Из Танаха, книги Млахим, мы узнаём, что эта беда была настолько серьёзна, что они начали изучать Закон Б-га этой Земли и делать гиюр.
199 Пророк Ирмияу сообщает, что наша праматерь Рахель оплакивает долю своих детей в изгнании и не может утешиться. Всевышний отвечает ей, что у её усилий есть плата.
200 Так комментирует эту фразу Мидраш (Берейшит Раба 2, 5).