Эсав, сын Ицхака, был известен своим аморальным поведением. В качестве положительного примера принято обычно называть его брата Яакова, который во всем следовал моральным принципам отца. Однако только ли один Эсав виноват? Была ли возможность предотвратить его духовное падение? Я считаю, что, безусловно, была. Если бы в детстве Эсав получил правильное воспитание, если бы его буйный нрав и воинственный характер нашли себе выход в рамках Закона, мы бы, вероятно, узнали о герое Эсаве, герое без кавычек. Эсав мог бы достичь высокого духовного уровня и стать продолжателем дела отца. Это спасло бы его душу от деградации.
Но, как известно, воспитание Эсава не достигло цели. Оно было слишком односторонним. А ведь союз, заключенный между Б-гом и Авраамом, предусматривал развитие талантов и наклонностей каждого человека. Для того, чтобы успешно исполнить свою миссию на земле, человек должен обладать богатым внутренним миром. Только тогда он сможет учить других и привлекать их к служению Всевышнему. Печать Божьего откровения должна лежать на любом занятии человека: ремесле, искусстве, науке, философии. Мы нуждаемся в людях с высоким уровнем самосознания в любых сферах жизни.
Но по причине одностороннего подхода к воспитанию еврейство потеряло не одного Эсава. Слишком многие воспитывают своих детей в узко понимаемых рамках религии. Их заботит только вдалбливание религиозных догм, а на развитие наклонностей и талантов детей они не обращают внимания. В результате дети, став взрослыми, отвергают догмы, ущемляющие их свободу. Тем более в наше время, когда мир бурлит новыми идеями и все получили равные возможности для самовыражения.
Люди старой закалки считают, что новый стиль жизни противоречит Торе. Они просто никогда не слышали, что Тора вовсе не запрещает мирские занятия. Запреты приводят к тому, что молодежь порывает с традициями, мешающими ей активно действовать в современном обществе. Если бы родители обучали этих молодых людей не только религиозным догмам, но и тому, как жить по Торе в современном мире, они не отпали бы от еврейства. Нельзя забывать, что религиозные нормы поведения действуют не только в синагоге, но и в любых сферах общественной и частной жизни.
"Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава". Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Божьи заповеди. Так и должно быть построено еврейское воспитание: прежде всего следует учить человека Торе, чтобы, использовав эти знания, он научился жить в обществе по законам Торы. Конечно, у нас всегда должно быть достаточное количество ученых, чье основное занятие — толкование священных книг. Но книги эти открыты для всех. Каждый еврей обязан их изучать, причем не абстрактно, а применяя полученные знания в повседневной жизни.
Наше общество будет идеальным, если мы воспитаем торговцев, ремесленников, людей свободных профессий в духе Торы. Тогда молодежь увидит, что можно жить по законам отцов, не закрываясь в стенах гетто. Ведь служить Господу можно и "голосом Яакова", и "руками Эсава". Мы бы давно построили царство Божье на земле, если бы не только слабый, но и сильный человек подчинялся Всевышнему. Может быть тогда Господь смилостивился бы над Своим народом и избавил бы его от гонений, нищеты и унижений. Каждый раз, когда евреи становились богаче и свободнее, они забывали о своей высокой миссии. И тогда Всевышний их наказывал, посылая Эсава. Вот когда они взывали к Б-гу "голосом Яакова"! К сожалению, как показала история, только в нужде и опасности евреи вспоминают о священном союзе со Всевышним.