Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Четыре кубка свободы

Четырнадцатое нисана. Весь народ участвует в торжественной трапезе. Ни один человек не будет обойден, община позаботилась о неимущих братьях, больных, заключенных, странниках. Даже тот, кто, в общем, далек от жизни своего народа, на сей раз не уклоняется. Можно, конечно, вообще забыть о принадлежности к общине, но на это мало кто решается.

Трапеза посвящена становлению нации. Нет такого зала, который вместил бы весь народ, поэтому люди собираются семьями. Одна мысль объединяет всех: сегодня каждый дом посетит Создатель нации. В любом доме, в любой стране трапеза проводится по одной программе, которая называется седер — порядок, установленный мудрецами в древнейшие времена. Четыре раза бокалы всех присутствующих наполнятся вином. Эти четыре кубка выражают духовный смысл праздника: «Я, Господь, выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас десницей простертой… И приму вас к Себе, и буду вам Б-гом…» (Шмот, 6:6,7).

Так Тора описывает четыре этапа вызволения евреев из египетского рабства. Песах — это праздник свободы. Четыре этапа освобождения прошел еврейский народ. В память о каждом из них мы выпиваем бокал вина. Первый этап — избавление от физических страданий. Если человек вынужден работать до изнеможения, чтобы прокормить себя и свою семью, у него не остается ни сил, ни времени на духовное развитие. Он привыкает к своему положению и постепенно начинает думать, что борьба за выживание и составляет смысл существования. Человек перестает мыслить и превращается в раба. Ему бесполезно объяснять, что такое свобода; он просто не поймет о чем идет речь. Недаром сказано в Торе: «Но они [евреи] не послушались Моше из-за малодушия и из-за того, что были угнетены тяжелой работой». Избавление от непосильного труда — еще не свобода, но первое и непременное условие ее обретения. Человек не может думать о свободе пока он голоден. Поэтому первый кубок мы поднимаем за Всевышнего, Который избавил нас от страданий.

Второй бокал — символ освобождения от рабства. Тяжелый труд сам по себе не обязательно является наказанием. Свободному человеку он может приносить радость. А если посадить его в золотую клетку, поить, кормить досыта, он возненавидит своих тюремщиков. Ибо свобода — это свобода выбора. Когда человек сам решает, чем ему заниматься, он свободен, даже если беден и тяжко трудится.

«Рабами были мы у фараона в Египте…» В те времена Египет -поражал достижениями в области науки и культуры. До сих пор ученые не могут объяснить, как были созданы величественные египетские памятники. Какое же огромное число людей должно было рабски трудиться, чтобы общество достигло таких высот! Только абсолютно тоталитарный строй мог превратить всю нацию в безгласных рабов. Только народ, поклоняющийся правителю как богу, мог построить знаменитые пирамиды. Тяжело быть рабами. Но еще горше быть рабами рабов. Египтяне появлялись на свет уже рабами. Каждый с рождения принадлежал к определенной касте. Даже фараон был рабом, ибо ему суждено было стать только фараоном, хотел он этого или нет. Человек ни во что не ставился в Египте. Понятно, что евреи принадлежали к самым низам египетского иерархического общества. Без вмешательства Всевышнего потомки Авраама и не помыслили бы об избавлении, забыли бы о нормальной человеческой жизни.

Именно в Египте, стране поголовного рабства, прозвучала весть о свободе. Именно в Египте была высказана мысль о том, что все люди равны перед лицом Всевышнего. Этой-то идеи и испугался фараон. Он хорошо понимал, что если евреи станут свободными, это будет опасным примером для других. Поэтому он попытался заставить евреев работать еще тяжелей, чтобы у них не было сил и времени размышлять о свободе. Но Б-г явился спасти Свой народ. Он открылся и египтянам, показал им ничтожество всего, чему они поклонялись. Египетские мудрецы вынуждены были признать власть Всевышнего. Но фараон не покорился. Он преследовал евреев до Красного моря и погиб в его пучинах.

С тех пор евреи всегда свободны. Свободны от страха перед силами природы, от страха перед правителями. Даже во времена самых ужасных гонений евреи сохраняли духовную свободу, предпочитая умереть, но не покориться. Известно, что целые общины шли на костры, но не изменяли своей вере. В этом и заключается истинная свобода. Свободный физически еще не свободен духовно. Только тот, кто не боится ни сил природы, ни власти человека, обретает свободу. Свободен тот, кто не стремится подражать образу жизни других, кто имеет внутренний моральный компас. Мы поднимаем второй бокал за Того, Кто избавил нас от служения человеку.

Избавление от мучений и спасение от рабства — первые этапы на пути к истинной свободе. Свободный человек должен иметь цель в жизни, иначе он снова станет рабом — на сей раз рабом своих страстей. Кто укажет ему границы свободы? Может быть, другой господин? Но это лишь новое рабство. Может быть, сам человек выработает себе моральный кодекс? Но это путь потакания своим необузданным желаниям. Так человек постепенно превратится в раба своих порочных наклонностей. А такого легче легкого сделать преданным слугой любого господина. Значит, человек не может вырваться из порочного круга до тех пор, пока не признает власть только одного верховного правителя — Всевышнего. Итак, третий бокал мы пьем в честь нашего Избавителя. Мы благодарим Его не только за то, что Он вывел нас из Египта и избавил от рабства, но и за то, что Он открылся нам, указал нам путь, не бросил нас на произвол судьбы, научил пользоваться приобретенной свободой.

То, что Господь открыл евреям, они обязаны нести миру. Сущность свободы в преданности Б-гу. На земле много сил, играющих человеком. Но избавить от них может только Всевышний. Евреи всегда помнят об этом. Каждый год в Храме приносилась благодарственная жертва за избавление. Евреи ели ее с хлебом из незаквашенного теста и горькими травами, чтобы помнить, Кто спас их от гибели. Как только евреи забывали об этом, им приходилось вновь вкушать пищу рабов.

Четвертый кубок символизирует избранность нашего народа. Первые три этапа должно пройти в своем духовном развитии все человечество. Но четвертый этап предназначен только евреям. «…И приму вас к Себе, и буду вам Б-гом…» Евреи — народ Б-га. В этих двух словах — вся Тора, вся история нашего народа. Заключив с нами союз, Господь пообещал, что никогда нас не оставит. Даже во времена страшных гонений Б-г не забывал о нас и продолжал любить Свой народ. Евреи были изгнаны из своей страны, чтобы пройти тяжелые испытания и закалиться духовно. Когда они достигнут высшего уровня, Всевышний избавит их от любых и всяческих притеснений. Каждый еврей и вся нация в целом станут служить Господу. А Он будет покровительствовать нам во всем.

К сожалению, евреи не всегда это понимали. Их соблазняли богатство и «свободы» других народов. Поэтому испытания еще не окончены. Еще не настало утро после ночного кошмара. Но даже и теперь евреям нечего стыдиться. Нет другого такого народа, который перенес бы столько страданий. Величайшие нации исчезли с мировой арены, только евреи сумели пережить все и остаться Божьим народом. Только одним фактом своего существования евреи доказывают, что власть Всевышнего безгранична.

Сегодня вечером евреи всего мира сядут за праздничные столы. Во всех еврейских домах прозвучит гимн в честь Избавителя. И все мы дождемся того дня, когда человечество уверует в Единого Властителя неба и земли. Тогда все присоединятся к гимну, который из года в год поют евреи: «Славьте Б-га, ибо Он благ, ибо милость Его вечна!»