Тора и действительность

Поистине Тора — это сама жизнь. Она не знает ограничений и отражает все без исключения стороны бытия. Попытки втиснуть ее в рамки теологии обречены на провал. Невозможно изъять Тору из жизни и запереть в синагоге.

Уж если пытаться дать ей определение (что вряд ли удастся), то разумнее назвать ее не "теологией", а "антропологией", то есть наукой о человеке. Тора не объясняет нам, что такое Всевышний, не преподносит того, что люди понять не в состоянии. Она прежде всего говорит об обязанностях человека в этом мире. Нет заповедей, которые человек не мог бы исполнить, как нет в Торе идей, которые он не мог бы в конце концов понять. Ведь сказано в главе "Ницавим": "Не на небе она [заповедь]... не за морем... Весьма близко тебе слово сие, на устах оно твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его" (30:12 — 14). Поэтому Господь заповедал Иегошуа бин-Нуну, преемнику Моше-рабейну: "Не оставляй эту Книгу... изучай ее днем и ночью..." (Иегошуа, 1:8).

Этому завету в точности следовали поколения и поколения евреев. В наше время, к сожалению, все изменилось. Куда пойдет еврей за советом, если даже в синагоги проникли новомодные веяния? Некоторые заявляют молодежи, что изучение Торы — удел "теологов". А ведь она дана всему народу Израиля. Сам Всевышний назвал Тору "наследием общины Яакова" (Дварим, 33:4). Выросло поколение, не знающее Торы. Эти люди подобны толпе, стоявшей в долине между горами Гризим и Эйвал. Они слушали пророка Элиягу и жрецов Ваала и не знали чью сторону принять. Наши современники тоже на распутье. Но они не представляют себе, что без Торы нельзя понять ни Б-га, ни Ваала.

Когда-то мудрецы говорили: "Невежда не может быть праведником". Сегодня следует сказать: "Невежда не может быть евреем". Тот, кто отказывается от наследия отцов, вольно или невольно отрезает себя от еврейства. Стоит задуматься, почему на протяжении тысяч лет наши предки следовали Божьим заповедям, почему среди евреев не было человека, не учившего с детства Тору. Может быть, именно в этом направлении следует искать истину?

Заповедь изучать Тору приобретает в наши дни особое значение, ибо невежество способствует ассимиляции и отбирает у нас лучших сынов. Каждый еврей, независимо от профессии, будь он врач, торговец, служащий, ремесленник, должен знать Пятикнижие, Книги пророков, Писания, Мишну, кодексы законов... Тогда он сможет дать отпор любому проповеднику чуждых культов.

Когда-то изучение Торы считалось общенародным делом. Существовала сеть специальных учебных заведений. Общины заботились, чтобы евреи могли учиться не зная нужды. Сегодня необходимо приложить много усилий, чтобы овладеть знаниями индивидуально. В Талмуде сказано, что Тора ожидает каждого желающего в любом углу. Надо просто протянуть руку и взять ее. В наше время, к сожалению, все усложнилось. Нет у людей свободного времени, да и нет "уголка", где можно было бы спокойно заниматься.

Школ не хватает. А там, где они есть, их состояние оставляет желать лучшего. В малых общинах не могут нанять учителя, а о сборе денег на эти цели нельзя даже и помыслить. В сущности, и большие общины не имеют хороших преподавателей. Интересно, что бедных детей находят нужным посылать в талмуд-торы. Но разве Тора дана только беднякам? Дети состоятельных родителей должны остаться невеждами?

Бывает, что богатые люди хотят воспитать своих детей в духе иудаизма, но вместе с тем желают дать им светское образование. Они нанимают учителей, расходуют немалые средства, но качество занятий их не удовлетворяет. Насколько более эффективным было бы пожертвовать эти деньги на создание еврейских школ!

Нельзя допустить, чтобы еврейское образование оставалось делом частных лиц. Следует покончить с положением, когда лишь синагога привлекает внимание правления общины. Надо строить школы и помещения для занятий взрослых (батей- мидраш). Это важнее синагог. Да и какой смысл открывать синагогу, если молодежь в ней не бывает? Без еврейского воспитания у народа нет будущего. Медлить нельзя. Мы обязаны объединиться и сделать все возможное, чтобы каждый еврей изучал Тору.

Иначе само наше существование стоит под угрозой как сказано в Талмуде: "Для детей мудрецов сотворен мир".

 

Запись опубликована в рубрике: .