Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

ПИСЬМА С СЕВЕРА

Девятнадцать посланий об иудаизме

Письмо первое

Дорогой Нафтали!

Я очень рад, что нам довелось встретиться после столь долгой разлуки. Ты, конечно, даже не подозревал насколько заинтересовала меня тема нашего последнего разговора.

Несмотря на твою терпимость к различным мнениям, слушая меня, ты не мог удержаться от таких восклицаний, как «С какой стати?», «Почему?»

Ты вызвал у меня немало сомнений, но, тем не менее, не сумел полностью доказать истинность своих идей. Поэтому, пользуясь твоей добротой, вновь изложу вкратце свои доводы. Я делаю это не для придания своим мыслям ценности в твоих глазах, а исключительно ради истины.

Что должна нести людям любая религия? Гармонию и счастье. Об иудаизме этого не скажешь. Во всех странах диаспоры евреи находятся на самых нижних ступенях общественной лестницы и тысячелетия подвергаются гонениям. Их положение мало отличается от положения рабов. Их постоянно душит бедность.

Их культура не может даже сравниться с культурой окружающих наций. Прогресс евреев не коснулся. Где их достижения в искусстве, науке? И вообще, какое наследие оставили евреи по сравнению с египтянами, финикийцами, греками, римлянами? Куда нам до французов, англичан, немцев! Неужели нас объединяет только общая трагическая судьба?! Закон Торы? Но ведь именно он виновен во всех наших несчастьях, не дав нам ассимилироваться! Тора отделяет нас от других народов, вызывая у них недоверие и ненависть. Тора не позволяет нам заниматься искусством, сдерживает нашу интеллектуальную деятельность, ограничивая ее религиозными догмами. А сами эти догмы? Нет ничего более запутанного, чем Талмуд! Талмудисты ломали себе голову над пустяковыми мелочами повседневного быта. Вникать в эту казуистику — значит потерять способность к нормальному мышлению. Поэтому я всегда удивлялся, Нафтали, зная твой хороший вкус, твое увлечение Вергилием, Шекспиром, Кантом, Лейбницом, твоему интересу к Талмуду.

А как иудаизм подавляет человека духовно! Сердце сжимается от страха не нарушить какую-либо из бесконечных заповедей. Евреи нервные и мелочные, ибо иудаизм учит только страху, видит в каждом незначительном явлении волю Б-га. Иудей мало отличается от монаха, его жизнь заполнена религиозными церемониями. У него нет времени наслаждаться красотой мира, так как все оно занято чтением скучных книг, постами и молитвами.

Загляни сам в Книги Закона, и ты найдешь там только правила постов и молитв. В них ничего не говорится об этике и философии — ведь они предназначены для других времен. Нужны ли эти ограничения сегодня? Сколько проблем они создают для делового человека!

Даже среди раввинов нет единого мнения по этому вопросу. Некоторые понимают неизбежность реформ, другие же держатся за старое, как утопающий за соломинку. Недавно я встретил одного молодого раввина, который довольствовался почти только одним хлебом и одной водой. Я застал его за изучением огромного тома Талмуда. Он очень обеспокоен тем, что его община все более стремится к нееврейскому образу жизни и постепенно отходит от иудаизма. Некоторые его прихожане уже не закрывают свои магазины по субботам. Что же будет дальше, дорогой Нафтали?

Прости меня за то, что я так откровенно написал обо всем, что было на душе. Очень надеюсь, что ты поймешь меня.

Твой Биньямин

Письмо второе

Дорогой Биньямин!

Ты считаешь, что задача иудаизма помочь человеку достичь гармонии и счастья. Но так ли это в действительности? Да и вообще, является ли это целью человеческой жизни? Что ты скажешь о злодее, «счастье» которого состоит в совершении преступлений? Если каждый будет сам себе устанавливать моральные критерии согласно своим желаниям и страстям, тогда человечество постигнет катастрофа. Невозможно будет жить в обществе, которое не руководствуется объективными этическими правилами.

Давай все же посмотрим, что предлагает нам иудаизм. Только будем подходить к нему как к Божьему откровению, как к живому учению, а не как к музейному экспонату. Иудаизм прежде всего учит нас понимать самих себя. В этом сложном мире, где столько проблем и сомнений, человек не в состоянии найти ответы на основные вопросы бытия, не в силах сам себе установить объективные моральные нормы. Заповеди Торы даны нам свыше, они суть божественной, а не человеческой мудрости. Руководствуясь ими, мы можем направить все наши внутренние силы (для нашего же блага) на цели, желательные Всевышнему.

Теперь поговорим о «странностях» Талмуда. Прежде всего нужно сказать, что его можно изучать только зная иврит. Смысл священных книг нельзя понять, не зная святого языка, ибо только в нем слова полностью адекватны сущностям. Кроме того, Талмуд подобен мозаике. Изучающий его должен знать, как эту мозаику сложить. Эти знания хранятся Устной традицией, передающейся из поколения в поколение. Видимо, только глубоко вникнув в самую суть Учения, можно высказывать о нем свои соображения. Для начала попытайся забыть то неприятное впечатление, которое осталось у тебя от изучения Талмуда в детстве. Попробуй также отвлечься от всех враждебных высказываний в отношении Талмуда, которые тебе приходилось слышать или читать. Начни сначала, как будто иудаизм для тебя что-то абсолютно новое. Задай себе вопросы:

«Что представляет собой этот мир? Что такое человек? Что значит быть евреем, и как еврей должен жить?» Ответы ты и найдешь в наших священных книгах. Да поможет тебе Б-г!

Письмо третье

Я долго не садился за это письмо, потому что хотел дать тебе время разобраться в моем первом послании. Может быть, ты уже открыл Книгу жизни? В таком случае давай заглянем в нее вместе.

Итак, что представляет собой этот мир, что такое человек, что значит быть евреем? Вот главные вопросы, на которые мы ищем ответы. Но найти их без помощи Высшего Разума невозможно. Только Б-г, создавший вселенную, может приоткрыть завесу, скрывающую его тайны. Тора говорит нам, что цель существования евреев нельзя понять, не осознав цель сотворения мира.

Если внимательно посмотреть вокруг, окинуть взглядом небеса и землю, горы, долины, моря, реки, зеленые леса, то трудно не ощутить, что все это Кем-то создано. В Талмуде сказано: «Мир сотворен в десять этапов». Почему именно так? Ведь Всемогущий мог построить вселенную в одно мгновенье? Дело в том, что процесс творения символизирует эволюцию. Дальнейшее развитие в руках венца творения — человека.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Б-г наш мир. Поэтому мы и называем Его Б-гом любви.

Письмо четвертое

В чем заключается миссия человека? Где его место среди всего живого? Как связана душа человека со Всевышним? Может ли человек, лишенный Божьего откровения, постигнуть присутствие Творца?

Каждый фибр человеческого тела сотворен Б-гом для определенной цели. Душа, оживляющая его, — это часть Самого Всевышнего. Власть духа над телом аналогична власти Б-га над вселенной. Тело — это инструмент для творческого исполнения воли Всевышнего в материальном мире, и, согласно принципу иудаизма, оно должно находиться под властью духа, а не наоборот. Но как узнать, что хочет от нас Б-г? Как я уже писал, единственный способ — исполнять заповеди. Со временем мы начнем понимать их скрытый смысл. Мы проникнем в собственную душу и узнаем, что нам нужно для духовного совершенствования. Ведь наше восприятие субъективно, и сами по себе мы никогда не сможем понять, что хорошо, а что дурно. Следование заповедям помогает в каждом простом действии находить глубокий духовный смысл, и таким образом даже чисто субъективное ощущение становится объективным, ибо корректируется Самим Творцом.

Человек появляется в мире, где подготовлена благодатная почва для творчества. Ему дана сила преобразовывать Божий мир и заповедано это делать. Ничто не предрешено свыше. Все в руках человека. Талмуд рассказывает, как перед рождением ребенка Всевышний решает, будет он сильным или слабым, богатым или бедным, умным или глупым… Но не предопределяет Б-г будет человек праведником или грешником. Итак, человек сам распоряжается своей судьбой, сам ее направляет.

Цель нашей жизни — не что иное, как исполнение воли Творца. Величие человека в том, что он слышит голос Всевышнего. Если у других Божьих творений связь с Источником заключается лишь в том, что они существуют благодаря Божественной эманации, то человек ощущает эту связь в прямом обращении к нему Всевышнего.

Письмо пятое

Итак, дорогой Биньямин, Тора помогает уяснить место человека во вселенной. Он не должен быть рабом природы, но и не следует ему воображать себя ее безраздельным повелителем. Человек как бы старший брат всему живому. У него есть знания и силы управлять миром в соответствии с Божьей волей. Это и есть миссия человека. Все свои действия он обязан согласовывать с законом Торы и руководствоваться ею в выборе критериев добра и зла. Цель исполнения заповедей — освящение.

Склонности, таланты, амбиции должны помогать человеку исполнять свое главное предназначение, но никак не могут превратиться в самоцель.

Чрезмерное внимание к внутренним побуждениям часто приводит к субъективности и предвзятости. От этого также спасает Тора. Другая опасность — наслаждение. Оно порождает страсть, которая ослепляет. Человек перестает различать что хорошо, а что дурно. Наслаждение становится самоцелью. Такой путь неприемлем для слуги Всевышнего. Страсти место лишь там, где она предусмотрена Законом. Тогда она освящает человека.

Однако самая большая опасность связана не с телесными наслаждениями, а с духовным миром человека. Это гордость. Исполняющий заповеди становится слишком уверенным в себе. Ему кажется, что все его деяния угодны Б-гу. Он может даже возомнить себя представителем Б-га на земле. Гордость — один из самых ужасных пороков, особенно если человек уверен в своей непогрешимости. Отсюда один шаг до того, чтобы силой навязывать свою «праведность» другим людям.

Как известно, воспитывать шаловливого ребенка очень трудно. Процесс воспитания без послушания невозможен. Того же требует от нас и Всевышний. Существуют заповеди, смысл которых нам непонятен. Тем не менее, мы должны их исполнять в знак полного повиновения Б-гу. Если бы людям были известны тайны всех заповедей, они следовали бы им по собственному желанию, а не подчиняясь воле Всевышнего. Это могло бы привести к эгоизму — главному недугу, от которого страдает человечество. Эгоизм начинается с искушения. Ангел-искуситель всегда старается показать человеку соблазнительную сторону любой вещи. «Смотри, — как бы говорит он, — ведь это так приятно, а ты этим не насладишься». Одиножды поддавшись искушению, человек еще ощущает греховность своего поступка. Но в следующий раз он уже пытается найти себе оправдание. «Я достаточно разумен, — обычно говорит он себе, — чтобы отличить добро от зла. То, что приятно, не может быть греховным». Так этическим критерием становится наслаждение. Нетрудно представить себе, к чему это ведет.

Закон строг к грешникам. Но Б-г милостив и никогда не спешит карать. Он всегда дает человеку время осознать своей грех, одуматься и раскаяться. Об этом рассказывает нам Священное Писание. Всевышний чаще предстает перед людьми как любящий отец чем как строгий судья. Но если грешник не раскаялся, Творец посылает ему нечто прямо противоположное наслаждению — страдание. Муки помогают избавиться от эгоизма и стать на путь исправления.

Ребенок появляется на свет чистым от грехов. Новорожденный всегда был символом невинности. Постепенно человек начинает осознавать свои силы и пробует их применить. В этом нет греха, если только он признает высшую власть — власть Б-га. Видящий во всем, что его окружает, лишь материал для самоутверждения, становится эгоистом. Он требует «полной свободы», в том числе от власти Всевышнего. Все вокруг он считает своим и уверен, что, будучи венцом творения, вправе всем повелевать. Яркий пример такого человека — Каин. Он, по-видимому, был первым на земле материалистом.

Его духовная жизнь была подавлена телесными желаниями. Он постепенно превращался в животное. Единственным спасением для него было немедленное обращение к Б-гу. Но он уже был не в состоянии внять голосу души…

Целое поколение людей, подобных Каину, выросло на земле. Они настолько погрязли в грехах, что уже не могли их искупить. Это было поколение потопа. Лишь один праведный Hoax (Ной) продолжал служить Всевышнему. И тогда Б-г приказал Ноаху построить ковчег. Hoax строил его долго, на глазах у всех людей. Кроме того Всевышний велел ему объяснить людям, что их ожидает, если они не раскаятся. Но все смеялись над праведником. Уже когда потоп начался, Б-г сказал Ноаху, что еще не поздно, что если люди покаятся, наводнение прекратится. Но никто не внял призывам Ноаха. Так погибло допотопное человечество…

Письмо шестое

Итак, любезный Биньямин, мы остановились на том, что потоп поглотил человечество. Только Hoax и его семья были спасены. Постепенно вода спала. Обозначились новые материки, мировой океан приобрел другую форму. Изменился климат. Родоначальник нового человечества вышел из ковчега. Как и прежде, люди расселились по земле и зажили обычной жизнью. Всевышний пообещал, что более никогда человечество не постигнет такое наказание, как тотальное уничтожение. Люди стали забывать о случившемся. Процветали ремесла, науки, искусство. Благоденствие способствовало тому, что они стали воображать себя достаточно могущественными, чтобы обойтись без поддержки свыше. Как повествует Тора, в доказательство своей независимости и силы люди решили возвести башню до неба, но Б-г сорвал их планы, перемешав языки незадачливых строителей. Человечество опять допустило прежнюю ошибку, поставив материальные блага и страсть к наслаждению в центр своих стремлений.

Каждое поколение, достигнув вершины прогресса, проходит через это испытание и, не выдержав его, тонет в грехах. Все рушится. Следующее поколение пишет книги о тщете всего земного и укреплении веры. Но и оно повторяет ошибки предыдущего. Этот процесс ведет к постепенному возвышению человечества. Когда люди наконец поймут, что без Всевышнего существование невозможно и целиком будут уповать на Него, тогда и придет избавление. Но до этого каждый человек должен осознать, что появился на свет не для самоублажения, а для служения Всевышнему. Это и есть высшая ступень бытия. В конце дней (перед приходом Машиаха — мессии) люди, наконец, зададутся вопросом не как разбогатеть, а как лучше использовать деньги на высшие цели помощи нуждающимся и служения Всевышнему. И тогда сбудется пророчество Йешаягу (Исайи): «В конце дней поднимется Храм Всевышнего выше всех гор и вознесется над горами, и устремятся к нему все народы. И скажут они «Давайте взойдем в Храм Б-га Яакова, пусть Всевышний наставит нас на путь Свой и пойдем мы по стезям Его, ибо из Сиона выйдет мудрость и слово Божье из Иерусалима». И рассудит Б-г народы и научит многих. И перекуют они мечи свои на орала и копья на серпы. Не поднимет народ на народ меча и не будут более учиться воевать».

Письмо седьмое

Дорогой Биньямин, ты спрашиваешь меня, в чем заключается миссия нашего народа, ведь евреи, мол, существуют уже три тысячелетия и не создали собственной цивилизации, равной великим цивилизациям античности или современности. Но факт остается фактом: евреи живы, несмотря на все попытки стереть их с лица земли. В чем же секрет вечности еврейского народа?

Как я уже писал тебе, в древности люди вообразили себя всемогущими и перестали соблюдать заповеди Всевышнего. Целью своей жизни они считали наслаждение и материальное обогащение. Поскольку их жизнь и благосостояние зависели от стихий, люди стали им поклоняться. Язычники обожествляли силы природы и впоследствии создали легенды о союзах, спорах и войнах между олицетворяющими их богами. Все это настолько повлияло на человечество, что оно совершенно забыло о существовании Единого Б-га, Творца неба, земли и всех стихий. Тогда Всевышний решил доказать людям, что они заблуждаются. Для этого следовало создать народ, который самим фактом своего существования постоянно напоминал бы миру о Всевышнем и Его могуществе. Эта нация должна была жить согласно Закону Божьему, освящая все стороны своей духовной и материальной деятельности. Кроме того, евреям надлежало отличаться от других народов своей беззащитностью, чтобы при любых попытках им навредить яснее было видно, Кто является их защитником.

Евреи стали народом после того, как Б-г дал им Закон и заключил с ними союз на горе Синай. Этот союз обязывает две стороны, если евреи будут соблюдать Закон, Всевышний будет защищать их и давать им средства к жизни. После этого вся наша история зависела от того, следовали ли мы условиям завета. Но вместе с тем Б-г пообещал евреям, что не покинет их, даже если они согрешат, и никогда не даст им исчезнуть с лица земли.

В сущности, другие народы узнали о существовании Творца от евреев. Судьба евреев — пример и назидание всем народам. Главная особенность евреев — вера в единого Б-га, Творца неба и земли. Своим образом жизни, следованием четким моральным нормам они должны доказать всему человечеству, что его цель — не погоня за материальными благами и не обожествление сил природы, а служение Всевышнему. В конце дней все народы поймут, почему Б-г избрал евреев, и примут Его власть.

Письмо восьмое

Наш праотец, первый еврей на земле — библейский герой Авраам. Он воплотил в жизнь идеал высшей духовности. Великая заслуга Авраама в том, что он смог стать монотеистом в абсолютно языческой среде. Весь мир населяли только идолопоклонники, обожествлявшие силы природы и заботившиеся лишь об удовлетворении материальных потребностей. Поверив в единого Творца, Авраам осознал свою миссию на земле. Поэтому когда Б-г приказал: «Уходи с родины своей… в ту страну, которую Я укажу», — Авраам подчинился не задумываясь. Так он стал родоначальником новой религии и новой нации. Только великая любовь к Всевышнему, безграничная вера в Его всемогущество могли подвигнуть Авраама на такой шаг. Иначе невозможно себе представить, как нормальный человек решился оставить свою родину, порвать с прошлым и пойти неизвестно ради чего навстречу опасностям. Но Авраам действительно не был «нормальным» человеком! Он преступил нормы окружающего его языческого общества. С тех пор еврейский народ следует примеру Авраама. Когда наш праотец пришел в Эрец-Исраэль, Б-г заключил с ним союз, пообещав отдать его потомкам всю Землю обетованную. Но для этого сыны Израиля должны были пройти испытание, которое связало бы их со Всевышним. Евреи утратили все, чем обладают другие народы: независимость, свободу, материальное благополучие. Только когда поработители посягнули на духовные ценности евреев, Б-г вывел их из Египта. В те времена эта держава была оплотом цивилизации. Не было ей равных по культуре и богатству. Но египтяне были язычниками и служили сонму богов, символизировавших силы природы. Они не могли понять духовную миссию евреев и превратили их в рабов. Наши предки в Египте опустились на самую низкую общественную ступень. Они были бедны, забиты, всеми презираемы. Однако несмотря на гонения египтян, евреи ревностно придерживались своих старых традиций. Они продолжали называть детей еврейскими именами, одевались согласно своим обычаям и говорили на своем языке. Но, как я уже писал, они не обладали ничем, кроме этих традиций. И когда их духовные и телесные страдания достигли апогея, Б-г вмешался и вывел их из плена.

Всевышний явился тогда в полной славе, как всесильный правитель вселенной, как строгий судья, как спаситель, защищающий вдов и сирот. Несмотря на все объективные обстоятельства, как будто бы делающие исход евреев невозможным, Б-г сломал стены египетской тюрьмы, помог своему народу бежать и потопил преследователей в море. Эти чудеса должны были вселить веру в сердце каждого еврея и подготовить народ к Синайскому откровению.

Здесь, в пустыне, у горы Синай, евреи получили Тору — Закон Божий. Они слышали голос Самого Б-га! Это откровение вдохновляет народ по сей день. Оно превратило толпу в единую нацию. До этого вступление в Землю обетованную не имело смысла, поскольку связь Божьего народа с Творцом не должна обусловливаться обладанием какой-либо определенной территорией. Но нация не может нормально существовать не имея собственной страны, не развивая собственную культуру. Поэтому Б-г ввел евреев в Землю обетованную, дав каждому колену свой удел. Всевышний благословил землю Израиля, обещав, что если евреи будут исполнять заповеди, она одарит их своими богатствами.

Итак, мы видим, что право на государство зависит от морального уровня народа. И если бы евреи всегда следовали Торе, не было бы изгнания и всех бед, которые оно принесло. Но вместе с тем Б-г обещал, что избавление придет. Изгнание не продлится вечно. Народ вернется на свою землю и обретет государственность.

Письмо девятое

К сожалению, народ Израиля лишь короткое время помнил о своих обязанностях перед Всевышним. Достаток и изобилие привели к тому, что евреи, подобно язычникам, стали уповать на собственные силы и силы природы и забыли о Б-ге. Идолопоклонство процветало. Пророк говорит, что в то время у сынов Израиля было столько богов, сколько городов.

Тогда Всевышний решил лишить евреев всех тех благ, которыми они так гордились. Он изгнал их из Эрец-Исраэль и рассеял среди других народов. Единственное, что их теперь объединяло, была Тора.

Государство было для евреев лишь средством достижения высшей духовной цели служения Б-гу. В тот момент, когда государство стало самоцелью, народ его лишился. Всевышний указал евреям на истинную цель.

Рассеяв евреев по всему миру, Б-г вынудил их как бы состязаться с другими нациями. Они должны были противодействовать чуждым влияниям и идеям и показывать пример праведной жизни. С другой стороны, евреи получили возможность почувствовать вкус бедности и притеснений, чтобы узнать истинную цену материальному благосостоянию. Поняв в чем смысл жизни, они вновь уверуют в Творца и станут исполнять Его заповеди. Тогда и придет избавление.

Долгие годы еврейский народ страдал от нищеты и бесправия. Страшные испытания не отняли у него веры. Но вот пришли другие времена. Евреи Западной Европы получили равные с коренным населением права, стали жить богаче. И к сожалению, некоторые сыны Израиля отошли от заветов Торы. Неужели старые ошибки повторятся?

Письмо десятое

Дорогой Биньямин! Прочитав мое прошлое письмо, ты безусловно спросишь: «Как можно говорить о духовности еврейского народа и его связи с Б-гом? Достаточно заглянуть в источники иудаизма, в это собрание отживших законов, которых еще к тому же великое множество, чтобы убедиться, как все это мешает жить!» В какой-то мере ты прав. Но я уверен, что более глубокое знакомство с иудаизмом и еврейской историей рассеет твои заблуждения. Конечно, еврейские законы кажутся со стороны примитивными и бессмысленными. Но давай попытаемся вникнуть в их сущность.

После всего сказанного ты, естественно, пытаешься найти в священных книгах ответ на интересующий тебя вопрос: «Каковы наши обязанности по отношению к Б-гу и как мы должны исполнять Его волю?» Прежде всего следует знать, каковы обязанности каждого еврея согласно Торе. Надо стараться глубоко постигнуть Закон, учиться самому и учить других. И необходимо помнить, что полное исполнение всех заповедей возможно только на Земле Израиля. Таков путь еврея.

Существует шесть видов законов, регулирующих всю жизнь евреев.

1) תורות— законы строения вселенной, несущие знания о мире, человеке и их предназначении.

2) משפטים — законы об отношении к другим людям, о правах индивидуума.

3) חוקים — общественные законы, законы об отношении к живой и неживой природе.

4) מצוות — заповеди о бескорыстной любви ко всему сущему.

5) עדות — откровения о путях общечеловеческой и еврейской истории.

6) עבודה — законы о богослужении, освящении жизни еврея во имя исполнения им Божьей миссии.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Письмо четырнадцатое

Важный аспект любой религии — богослужение, эта высшая форма духовной деятельности. В повседневной суете, в погоне за куском хлеба человек может забыть о своем высоком предназначении, о своих моральных обязанностях. Жизненная борьба притупляет чувство сострадания, очерствляет сердце. В таком состоянии трудно отозваться на нужды ближнего. Чтобы вывести человека из круга обыденности, возвратить свежесть его моральному чувству, напомнить о высших идеалах, существует богослужение.

Молитвы и жертвоприношения вовсе не являются единственными способами проявить любовь к Всевышнему. Вся жизнь человека должна быть актом служения Б-гу. Но, как я уже писал, нам свойственно забывать о высших ценностях. Поэтому время от времени мы должны прекращать свою обычную деятельность и задумываться о том, ради чего мы существуем.

Лучшая форма служения Всевышнему — служение сердцем. Под этим я подразумеваю постоянную внутреннюю работу над собой. Человек должен уметь взглянуть на себя со стороны, чтобы оценить свои достоинства и недостатки. Зная что ему мешает, он постарается искоренить из своей души зло и заменить его добром, как того требует Всевышний.

Другая форма богослужения — молитва. Ее смысл в том, чтобы научиться подбирать правильные слова для выражения возвышенного состояния души, стремящейся к Б-гу. Когда существовал Иерусалимский Храм, молитва сопровождала жертвоприношения, символизировавшие временный отказ человека от мира вещей во имя духовности. После разрушения Храма у евреев осталась только молитва.

Еврейская молитва — не минутная экзальтация, заканчивающаяся слезами. Это — очищение души, которая, успокоившись, начинает чувствовать свою связь с Б-гом. Молитва — учебник жизни, и не случайно немецкие евреи называют синагогу «Schule» («школа»).

Еврейская молитва состоит из трех компонентов, которые на иврите называются תפילה (собственно молитва), תודות ובקשות (благодарности и просьбы), תחינות (мольбы). תפילה означает единение, спаянность. Молясь, мы ощущаем, что все наши удачи и неудачи идут от Всевышнего. Обращая к Творцу наши благодарности, умоляя его простить наши грехи и исполнить просьбы, мы подтверждаем, что считаем себя Его слугами, Его детьми. Молитва приближает нас к Б-гу, соединяет нас с Ним.

Теперь ты сам, дорогой Биньямин, можешь заключить, является ли иудаизм сугубо аскетической, притупляющей чувства религией. Ведь для того, чтобы с честью служить Б-гу, человек должен хорошо знать свои возможности, склонности, таланты, желания и даже слабости. Способности надо развивать, ибо задача еврея — стать совершенным как духовно, так и физически.

Письмо пятнадцатое

Иудаизм — религия радости. Все его заповеди должны исполняться с веселым сердцем, а не в скорби. Евреи никогда не отворачивались от жизни. Наслаждения вовсе не грех, наоборот, грешит тот, кто от них отказывается. Дозволенные Торой

удовольствия не только не греховны, но святы. Поэтому человек волен следовать своим пристрастиям, пусть он развивает свой вкус, учится лучше понимать себя и других. Лишь бы только не впасть в прежнюю ошибку и не сделать наслаждения самоцелью. Об этом я уже писал.

Еврей должен быть весел. Когда проблем нет, это несложно. Главное уметь не терять присутствия духа при любых обстоятельствах. Тора учит, как сохранять контроль над своим внутренним миром и всегда быть хозяином положения (конечно, при условии соблюдения заповедей).

Теперь — об интернациональной миссии евреев. Ты говоришь, что вклад евреев в цивилизацию ничтожен. Я не могу с этим согласиться, хотя, по-своему, ты в чем-то прав.

Прежде всего, нужно договориться, что мы, собственно, считаем вкладом в мировую культуру. А это зависит от того, какими побуждениями руководствуется «вкладчик». Если он движим эгоизмом, трудно сказать, что он творит во имя человечества. Даже от произведений гения может быть больше вреда, чем пользы, если они созданы из эгоизма. В истории этому достаточно примеров.

Цивилизация добилась огромных успехов в науке и искусстве. Однако все ее достижения имеют право на существование только если направлены на благо человечества. Миссия евреев в этой сфере и состоит в том, чтобы направлять творческие силы на духовное совершенствование человека, на помощь страждущим и нуждающимся. Поэтому нам и предписано отличаться от других народов. Исполняя свою высокую миссию, мы неизбежно выделяемся среди окружающих. В этом нет никакого снобизма. Если бы евреи пытались походить на другие народы, их бы давно уже не было. Только благодаря нашей вере мы существуем. У каждого народа есть свой звездный и закатный час. Евреи же не сходят с исторической арены тысячелетия, несмотря на невероятно трагическую судьбу. Они полностью выпадают из исторического процесса.

В наши дни многие спрашивают: «Как можно сохранить хорошие отношения с неевреем, если, согласно Закону, с ним нельзя сидеть за одним столом?» Добрые отношения укрепляются взаимным уважением. Если евреи будут строго соблюдать заповеди своей религии и с гордостью демонстрировать это другим, если они будут благородно помогать всем нуждающимся, это вызовет безусловное уважение окружающих народов.

Если рассматривать исполнение заповедей как мировую миссию, все сомнения в их надобности отпадают. Это очень важно понять в наше сложное время, когда многие евреи стоят перед роковым выбором.

Письмо восемнадцатое

Фундамент нашей духовной жизни — Тора. Если евреи исполняют Закон, им обеспечена вечность, отклоняются от предписанного пути — Б-г напоминает им об их обязанностях самым неприятным образом. Мудрецы Талмуда считают: Второй Храм был разрушен из-за того, что евреи не читали благословение перед изучением Торы. Чтобы это понять, нужно сначала объяснить эзотерический смысл благословений. Иудаизм осуждает любые удовольствия или вообще пользование чем-либо материальным без связи с духовной сферой. А устанавливается такая связь тогда, когда мы действуем в соответствии с волей Божьей, исполняя заповеди или благословляя Всевышнего за полученные блага. По Закону, перед изучением Торы положено читать соответствующее благословение. Уклоняющийся от этого уподобляет Тору светским наукам, то есть изучает ее не по воле Всевышнего, а исходя из собственного разумения. За этот грех евреи были изгнаны из Эрец-Исраэль, он тяготеет над ними до сих пор. Наше духовное здоровье зависит от того, преодолеем ли мы эту болезнь высокомерия, сделаем ли заповеди законом повседневной жизни.

Несколько слов об истории иудаизма. Евреи получили Закон Божий на горе Синай в виде Письменной и Устной Торы. Письменный закон (Пятикнижие) был записан Моше-рабейну. Устное Учение передавалось из поколения в поколение. Когда возникла опасность, что евреи станут его забывать, мудрецы записали основную часть Устной Торы (Мишну). Однако толкование Мишны по-прежнему передавалось устно. Позже и объяснение Мишны стало забываться в народе, и пришла пора письменно зафиксировать эту часть Устной Торы, называемую Гемара. К началу средних веков мудрецы, которых назвали מפרשים ראשונים — первые комментаторы, написали свои объяснения к Талмуду. Самые известные из них: Раши (раби Шломо Ицхаки), тосафисты (בעלי תוספות), Рамбам (раби Моше бен-Маймон), Рамбан (раби Моше бен-Нахман). Впоследствии появились комментарии и к их трудам. Период последних комментаторов (מפרשים אחרונים) начался примерно в эпоху Возрождения и продолжается до сих пор. Но уже в начале этого периода уровень духовной культуры народа значительно упал. Массы принимали Закон без глубокого понимания. Постепенно стало появляться все больше евреев, которые сомневались зачем вообще выполнять никому не понятные устаревшие предписания.

Сегодня евреи делятся на две группы. Одни считают, что спасение народа в эмансипации и полном отказе от Торы. Другие все истовее исполняют заповеди и пытаются отгородиться от всего мира, запереться в духовном гетто. Я думаю, что обе группы ошибаются, потому что плохо понимают дух Закона. А если дух Закона — душа еврейского народа — отлетит, то и телу придет конец. Поэтому нужно упорно изучать иудаизм, обратиться к источникам — Торе и Талмуду, комментариям мудрецов. Только знание даст возможность очиститься и приблизиться к Б-гу.

Письмо девятнадцатое

Для чего я пишу? Чтобы вызвать у евреев интерес к изучению иудаизма. Я буду удовлетворен, если мне удастся предотвратить попытки некоторых недоброжелателей разрушить труды многих поколений мудрецов.

Надо признаться, что я не слишком уверен в себе. Но взяться за эту работу меня побудил внутренний голос, подсказывающий, что идеи мои верны. Конечно, я отдаю себе отчет в том, что кому-то мои мысли не понравятся и кто-то найдет серьезные возражения. Но тому, кто обвиняет меня в гордыне и снобизме, я скажу: «Давайте вместе сойдем с интеллектуальных вершин и начнем все сначала, давайте учиться вместе!»

Мои идеи не являются программой, это просто приглашение подумать о важных для всех нас вещах. Я вынашивал свои мысли ни с кем не делясь и, обнародовав их, столкнулся с критикой сразу с двух сторон. Все спрашивают, почему я не заручился сначала поддержкой авторитетов. Но как бы поступили вы, господа, увидев ребенка в горящем доме? Конечно, бросились бы его спасать, не спрашивая советов окружающих! Я, по крайней мере, сделал точно так, ибо нельзя раздумывать и ждать пока дом обрушится и ребенок погибнет.

На этом, дорогой Биньямин, позволь закончить. Используй дары Всевышнего на праведные цели. Не обожествляй материальное. Да благословит тебя Создатель!

Твой Нафтали