Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мысли и афоризмы

Закон Торы не похож на другие религии, созданные людьми. Их приверженцы подчиняются божеству из страха, сознавая собственное ничтожество. Еврей же служит Всевышнему как свободный человек, в полную силу своего таланта, гордо выпрямившись.

* * *

Три раза в год каждый еврей должен был подниматься в Храм. Так велит Тора. Но больные, слабые, глухие, слепые, увечные не совершали паломничества. Иерусалимский Храм никогда не был прибежищем немощных инвалидов.

* * *

Осквернение имени Всевышнего — один из самых страшных грехов. Предупреждая о нем, Тора прежде всего обращается к мудрецам. Если лучшие из народа, исполняя заповеди, изучая Закон, не поднимаются, то что говорить о простых людях?

Всегда ли борьба за власть Торы ведется только ради истины? Не подмешиваются ли сюда личные, эгоистические интересы? Могут ли фанатичные борцы столь же фанатично сражаться за мир между людьми? Умеют ли они иногда уступить, не требовать почестей? Скромны ли они? Насколько правильно в глазах Божьих то, что они проповедуют? Ведь люди ошибаются...

Только одного человека Всевышний назвал самым скромным в мире: Моше-рабейну. И его преемники были людьми высочайшей морали. Они говорили: «Лучше человеку не рождаться на свет, чем изучать Закон и исполнять его из выгоды».

* * *

В Торе написано, что покрывала Скинии завета должны быть прочно к ней прикреплены. Это значит, что Скинию можно переносить. Она, по мнению мудрецов, символизирует Закон. Поэтому делают вывод, что Закон Торы не связан с определенным местом. Но светильник и стол, стоявшие в Скинии и в Храме, разрешается использовать только в Стране Израиля. И, несмотря на то, что евреи несут свет Торы во все концы земли, светильник и стол должны находиться только в Храме.

Светильник в нашей традиции символизирует духовную жизнь, стол — материальное благополучие. И то и другое не может быть полным в диаспоре. В изгнании надобно исполнять Закон, но для полноценного существования нации этого недостаточно. Совершенства еврейский народ в состоянии достичь только на Святой земле.

* * *

Наш главный враг — невежество. Изучайте все духовное наследие нашего народа: Талмуд, законы. И не из выгоды, а ради самого Учения.

* * *

Принято считать, что судья должен прежде всего обладать умом и знаниями. Тора называет важнейшими другие качества: страх Божий, любовь к истине, неподкупность. Лишь потом следуют интеллект, эрудиция и т.п.

Проказа — наказание за грех эгоизма, считают мудрецы. В Талмуде сказано, что эгоизмом отличались жители Сдома, жившие по принципу: мое — мое, а твое — твое. И это привело к таким преступлениям, что Всевышний уничтожил весь город.

Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых

грехов.

* * *

«…И земля не искупит грех убийства, пока в нее не прольется кровь убийцы» — говорится в Торе. Убийца надругался над Самим Всевышним, потому что человек сотворен по образу и подобию Божьему. Это нарушение союза, заключенного между Всевышним и евреями на Синайской горе, союза, согласно которому евреям была дарована Святая земля.

* * *

Некоторые считают, что евреи допускают не только психологическую, но и теологическую ошибку, отгораживаясь от окружающих народов. И в доказательство приводят закон подчинения меньшинства большинству. Но дело в том, что этот закон регулирует только внутреннюю религиозную жизнь евреев и ни в коем случае не может быть применен против принципов Торы. Иначе следует сказать, что и Моше согрешил, призвав евреев соблюдать заповеди. Ведь абсолютное большинство жителей планеты были в те времена язычниками.

* * *

«Может быть, у этого города есть пятьдесят праведников?» — спросил Авраам Всевышнего. Наш праотец просил пощадить Сдом не ради пятидесяти праведников в городе, а ради пятидесяти праведников города (בתוך העיר — дословно: «внутри города»), то есть причастных жизни населения. Если праведник сидит, запершись в башне из слоновой кости, и не пытается повлиять на других людей, он не достоин имени праведника. В Талмуде сказано, что после падения Второго Храма первыми погибли те знатоки Закона, которые сторонились людских забот, не жили «внутри города».

* * *

У евреев, выходящих из Египта, не было недостатка в оружии, но не хватало смелости, решительности и веры в то, что Всевышний им поможет. Только вера может воспламенить сердца.

* * *

«Хорошо нам, братья, собраться всем вместе» — на Земле обетованной. Но произойдет это только тогда, когда мы действительно станем братьями — братьями по вере.

* * *

Хорошо если бы евреи нашли другое место для поселения, кроме Америки! Знакомый пишет мне из России, что там началось движение за переезд в Эрец-Исраэль. Раввин Клугер из города Броды попросил меня помочь семьдесят одной семье. Они хотят не в Америку, а в Страну Израиля, чтобы возделывать там землю и самим себя обеспечивать. Я послал им столько денег, сколько смог собрать[1].

Нет большего вреда для общества, чем философия безразличия: «После нас хоть потоп!» Люди, поддерживающие этот лозунг, никогда не пожертвуют ничем ради поколения, к которому сами не принадлежат.

* * *

Главные праздники годового цикла приходятся на самое горячее время сельскохозяйственных работ. Это для того, чтобы евреи не погрязли в материальном, чтобы научились бороться с эгоистическими желаниями, чтобы чувствовали любовь ко всему народу.

* * *

Талмуд поощряет возделывание полей вокруг городов. Это препятствует их превращению в мегаполисы и способствует сохранению природы. Тора беспокоится о том, чтобы люди сохраняли связь с природой. Иегошуа бин-Нун предложил колену Йосефа строить новые города на поросших лесом горах.

* * *

Первый Храм был разрушен за то, что евреи не соблюдали заповеди, хотя и жили в мире между собой. Второй Храм пал потому, что евреи враждовали, хотя и придерживались Закона. Тогда, когда наш народ научится любить ближнего и исполнять заветы Торы, будет построен Третий Храм.

* * *

Амалекитяне напали на нас еще до того, как Всевышний говорил с Моше на горе Синай, то есть еще до того, когда мы узнали, что отличаемся от других народов. Значит, даже если бы мы забыли заповеди, наши враги все равно жаждали бы нас уничтожить.

Тора учит, что тому, кто честен, как того требует Закон, нечего бояться народов, среди которых живут евреи. Если бы все соблюдали моральные нормы Торы, не было бы вражды между евреями и неевреями.



[1] Несмотря на то, что раби Гирш был идеологическим противником движения «Ховевей Цион» («Любящие Сион»), возникшего в конце XIX века в России под воздействием националистических идей Льва Пинскера.