Вчера друг мой, раби Давид Десслер, принес мне интересное письмо, полученное из Германии. Оно очень меня обрадовало. В нем говорилось о том, что немецкие евреи провели день в посте и молитвах об их русских братьях, подвергающихся гонениям со стороны властей. Инициатива этого благородного дела принадлежит раввину доктору Гиршу, да продлит Всевышний его годы. Примеру Германии последовала Англия, где евреи и неевреи решили протянуть руку помощи евреям России. В обеих странах люди жертвовали деньги для помощи еврейскому населению Российской империи.
Узнав об этом, я спросил себя, почему бы нам, русским евреям, не попытаться таким же образом помочь нашим соплеменникам в Болгарии или в других странах, где положение евреев хуже нашего. Но я абсолютно уверен, что убедить наших друзей сделать это будет почти невозможно. Почему? Ведь русские евреи не менее религиозны, чем немецкие или английские. Наоборот! Но причина в том, что Всевышний сотворил мир похожим на лестницу, упирающуюся одним своим концом в землю, а другим — в небо, как во сне праотца Яакова. Поэтому в нашем мире высшее начинается внизу, духовное познается в материальном. В Талмуде говорится, что сострадание предшествовало Закону. И еще сказано: "Кто не сострадает ближнему, исключает себя из человечества". Из всего этого мы учим, что материальная помощь людям не менее важна, чем духовная деятельность. И предпочитающий одни заповеди в ущерб другим в конце концов пожалеет. Это отразится на его духовном облике.
К сожалению, наши евреи не задумываются об этом принципе Торы. Евреи Германии и Англии ближе к земле, поэтому им легче понять нуждающихся в материальной помощи. Известно, что в этих странах даже занимающие высокое положение евреи участвовали в посте. Многие евреи, содержащие некошерные рестораны, закрыли в этот день свои заведения. Нам есть чему у них поучиться! И в будущем надо так воспитывать наших детей, чтобы они были ближе к делам земным и к заботам своих соплеменников.
[1] Раби Симха-Зисель Зив был одним из крупных лидеров движения мусар (мораль, ивр ), возникшего в конце девятнадцатого века в Литве Основателем этого направления в иудаизме стал р Ицхак Салантер (1810 — 1883), организовавший в Вильне кружок по изучению произведений нравственного характера "Ни один день, — говорил р Симха-Зисель, — не должен проходить без вошедшего в привычку размышления, ибо оно — ключ к мудрости, залог формирования цельной личности"