Существует тесная связь между наукой и этикой. Последняя не противоречит законам природы. Мораль — основа нормально функционирующего человеческого общества. Сказано в Притчах царя Соломона, что ее именем "цари царствуют и повелители узаконивают справедливость"; ею руководствуются "вельможи и все судьи на земле" (Мишлей, 8:15, 16). О науке управления вселенной говорится там же, что она родилась, "когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников вод". Она была создана Всевышним, когда Он "устраивал небеса... давал морю закон, чтобы воды не переступали его пределов, когда укреплял основание земли" (24 — 29).
Отсюда следует, что этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную. Закон, который Б-г дал человеку, не присущ ему изначально. Он лишь создан для человека, предложен ему. Человек, в отличие от природы, не подчинен Закону автоматически, он сам выбирает свой путь. Глаза его узрят величие Господа, уши его услышат заповеди, сердце его решит исполнять их. Все по воле человека. Таким образом, человек возвышается над природой, он ближе к Всевышнему чем любое другое создание.
Тот, кто разделяет эту мысль, не боится исследовать природу, ибо сама идея универсальной морали побуждает изучать окружающий мир. Человек, познающий природу, видит, что все явления, большие и малые, свидетельствуют о Творце вселенной, чья воля постоянно оживотворяет мир.
По-видимому, существует общий для всех, от ангелов до мельчайших насекомых, Закон, обязывающий следовать в своем развитии принципам, установленным Всевышним. Для человека эти принципы заключены в заповедях Торы. Поэтому он не может довольствоваться абстрактной верой, но обязан без всяких предварительных условий принять на себя бремя заповедей. Если человек будет видеть в их исполнении цель жизни, это принесет ему истинное счастье. Желания его исполнятся, надежды сбудутся, как сказано: "Соблюдающий заповеди не испытает зла..." (Коэлет, 8:5).
Эта концепция подразумевает как теоретическое изучение Закона, так и его практическое соблюдение. Кроме того она согласуется с исследованием окружающего мира: природы и человека. Цель чудес, явленных Всевышним, не в том, чтобы доказать Его существование, а в том, чтобы продемонстрировать полную власть Б-га над природой. Возникновение на мировой арене еврейского народа было также чудом, назначение которого — показать, что и человеческая история развивается согласно воле Божьей.
Здесь позвольте мне отвлечься от темы и указать на одну философскую проблему. Согласно иудаизму, Тора не является учебником физики или метафизики. Она трактует вопросы морали в общественной и личной жизни. Чудеса, о которых говорит Священное писание, происходили на глазах всего народа. В них заключен определенный моральный урок, понятный людям. Объясняет Талмуд: "Тора говорит человеческим языком", то есть чуждается абстракций. Писание не подтверждает и не опровергает теории Коперника или Кеплера. Описывая какое-либо явление природы, Тора не пытается дать ему объяснение. Поэтому мы не можем изучать физику, опираясь на стих в Книге Иегошуа бин-Нуна: "Стой, солнце, над Гивоном..." Это метафора, а не физическая формула. Чудеса в Торе не зря называются знамениями. Они должны были убедить евреев в том, что Всевышний избрал их и Его связь с ними не обусловлена никакими внешними факторами.
Несмотря на то, что библейские чудеса никоим образом не связаны с наукой, они, как это ни странно, помогли развитию рационального подхода к изучению природы. И хотя многие ученые не согласны с этой мыслью, именно Писание научило человечество исследовать окружающий мир. Ведь цель науки — дать определение законам природы. Те исследователи, которые отвергают религиозную концепцию сотворения мира, даже не подозревают, что их гипотезы о целесообразности природных явлений нисколько не противоречат Торе. Описывая чудеса, Тора преследует ту же цель: дать разумно обоснованное объяснение законам природы.
Каждое новое достижение ученых приближает нас к мысли о существовании единого общего закона для всей вселенной. Пусть атеисты считают, что наука приводит к победе человеческого разума над "религиозными заблуждениями". Они просто не понимают, что именно развитие человеческого интеллекта — желание Всевышнего, существование Которого они пытаются отрицать.
Иудаизм прямо противоположен языческой концепции, по которой вера абсурдна, не подчинена доводам разума. Евреи выработали абсолютно новый подход, основанный на объективном знании Б-га, открывшемся через чудеса Своему народу. Разве такой подход, не уклоняющийся от попытки рационально объяснить любое явление природы, не является строго научным?
Вернемся теперь к связи науки с этикой. Как мы убедились, Тора не противоречит научному подходу к изучению жизненных процессов. Более того, она охватывает все без исключения стороны человеческой деятельности. Поэтому изучение Торы является высшим моральным долгом. Проникновение в смысл заповедей — цель духовного образования еврея. Для этого Всевышний наделил его всеми необходимыми способностями к научному мышлению. Однако достигнуть духовного совершенства можно только исполняя все моральные предписания Торы.