В становлении еврейского самосознания Псалмы занимают второе место после Пятикнижия. Тора (Пятикнижие Моисеево) повествует о рождении еврейского народа и его духовной миссии, формулирует религиозный Закон. Она особо останавливается на Синайском откровении, когда Всевышний явился как законодатель и воспитатель нашего народа. Б-г не только дал нам Закон, но и предостерег от его нарушения.
Нет сомнения, что Господь изгнал нас из страны Израиля в соответствии со Своим Законом. Но в рассеянии мы обязаны выполнить свою миссию: нести народам Земли Закон Божий. Праотец наш, Авраам, был назван "отцом многих народов". Сам Господь нарек еврейский народ "первенцем", но не единственным сыном. Это говорит о том, что Всевышний требует от всех народов соблюдения предписанных Торой моральных норм и о том, что Он избрал евреев учителями других наций. Именно таков урок исхода из Египта и Синайского откровения: "И сказал Моше Господу: египтяне знают, что Ты вывел сильною рукой народ этот из их среды. И рассказали они жителям той земли, что Ты, Господи, явился народу этому, и облако Твое стоит над ними, и в столпе облачном идешь Ты перед ними днем и в столпе огненном — ночью..." (Бемидбар, 14:13, 14).
Это и есть основная идея Псалмов, повторяющая в известной мере основную идею Пятикнижия. Есть Псалмы о власти Всевышнего над природой, о Его господстве над людскими толпами и душами индивидуумов. Псалмы раскрывают духовный мир еврейского народа, выражают его особую связь с Б-гом, учат служить Всевышнему с чистым сердцем. Мидраш подчеркивает связь между Пятикнижием и Книгой псалмов: последняя начинается с того же благословения, которым Моше благословил евреев в конце своего пути. Это напутствие объясняет, что именно является целью человеческой жизни и как нужно исполнять Божьи заповеди.
Автор большинства псалмов — царь Давид. Талмуд рассказывает, что когда мудрецы спорили ради какой великой личности был сотворен мир, один указал на Моше, другой — на Машиаха (мессию), а третий — на Давида. Если Моше был нашим законодателем, то Давида можно назвать одним из духовных отцов нации. Давид с молодых лет отличался огромной силой духа. Его преданность Господу не знала границ. Благодаря ему даже язычники почувствовали на себе власть Всевышнего: "...и узнала вся страна, что есть Б-г у Израиля... что не мечом и копьем спасает Господь, ибо Господь [побеждает] в войне..." (Шмуэль I, 17:46, 47).
Однако не военные успехи снискали славу Давиду. Он был учителем поколения, показавшим евреям величие их миссии, научившим их бороться со своими слабостями, мешающими исполнять заповеди. В долгой борьбе с самим собой человек очищается и приближается к Б-гу. Давиду была по плечу эта задача, потому что в своей богатой событиями жизни он сам испытал много горестей и разочарований, которые не сломили его, а закалили его дух. С раннего детства, в бытность свою пастухом, он проводил много времени в уединенных размышлениях. В трудные минуты ему помогала лира. Он стал автором вдохновенных псалмов, выражающих саму душу еврейского народа. На протяжении веков они служили и служат утешением изгнанникам, они просветляют в горе и утишают боль. Псалмы не только принадлежат своему времени и точно его отражают, но, как другие книги Танаха, содержат пророчества. Читая их сегодня, мы ясно видим, что некоторые предвидения псалмопевца уже сбылись.
Нет сомнения, что Давид писал свои псалмы не только для евреев. Он надеялся, что они укажут путь к Б-гу и другим народам. Так оно и случилось. Ведь Псалмы — Б-говдохновенная книга. Она почитается всем цивилизованным миром.
Как сам Давид смотрел на свой труд? Как понимал свою миссию? Об этом можно прочесть в Книге пророка Шмуэля. Давид считал, что его цель — вести людей к победе над злом. Он верил, что Божий свет озарит человечество, когда взойдут семена истины, посаженные в наших сердцах. Тогда Господь устранит всех злодеев, и не придется человеку больше воевать.
Псалмы писали и другие великие личности: сыновья Кораха, Асаф, Этин, Геман, царь Шломо (Соломон), Моше-рабейну, первый человек на земле — Адам. На них также почиет дух Божий, как и на произведениях Давида. Они ведут еврейский народ по тернистому пути через изгнание к окончательному избавлению.