Еврейские праздники отличны от знаменательных дат, отмечаемых другими народами. Они установлены Самим Всевышним для того, чтобы вырвать человека из тисков обыденности и обратить его душу к вечным истинам.
В этом смысле Йом-кипур (Судный день) и Шабат (суббота) тоже праздники.
Если в будни мы закладываем основу нашего материального благосостояния, то в праздники — укрепляем нашу духовную базу. Праздники дают нам заряд духовного здоровья и возможность загладить грехи, возвращают духовную чистоту. Это особенно относится к Судному дню и Новому году (Рош-а-ша-на). Суббота, Песах, Шавуот, Суккот — освящают будущее. Но все праздники несут одну общую идею: они напоминают обо всех аспектах Божьего откровения. Поэтому Тора подчеркивает, что праздники даны всему народу Израиля. Недаром во времена Храма каждый еврей обязан был в дни главных праздников совершать паломничество в Иерусалим. Это давало возможность индивидууму приобщиться к духовному наследию всей нации.
Праздники связаны с выдающимися событиями в жизни нашего народа и одновременно — с началом или окончанием сельскохозяйственных работ в Эрец-Исраэль. Так в них выражена связь трансцендентного с земным, духовного с материальным.
Главное событие, которому посвящены все праздники, упомянутые в Пятикнижии, — исход евреев из Египта. В Песах образовалось "тело" еврейского народа. В этот день Всевышний вывел Своих детей из плена на свободу. В Шавуот нация получила "душу" — Тору и таким образом окончательно оформилась. В Шавуот завершился процесс создания еврейского народа, начатый Всевышним в Египте. Суккот (праздник Кущей) напоминает о животворящей роли Всевышнего, давшего евреям возможность сорок лет прожить в пустыне. Заканчивается Суккот праздником Шмини-ацерет — глубоким осмыслением факта дарования Торы — "еврейской конституции".
Вместе с тем, как я уже писал, каждый праздник связан с определенным временем года. Песах не зря назван хаг авив — праздник весны, ибо в Египте Б-г пробудил евреев от зимней спячки. Шавуот отмечает духовное созревание еврейского народа. Именно тогда приносили в Храм первые весенние плоды. Суккот приходится на период сбора урожая и символизирует окончание годичного цикла учебы и духовного совершенствования.
Праздники образуют годичный цикл, определяющий всю жизнь народа. Идея Песаха получает законченное воплощение в Шавуот — дне дарования Торы. Таким образом связаны Суккот и Шмини-ацерет. С другой стороны, Песах имеет такое же отношение к Суккоту, как Шавуот — к Шмини-ацерет.
Итак, подведем итоги. Песах символизирует главную миссию евреев, ради исполнения которой Б-г вывел их из Египта. В Шавуот Всевышний дал нам на вечные времена Закон. Суккот выражает мысль о том, что без поддержки Всевышнего мы не можем существовать. Шмини-ацерет напоминает о нерушимом союзе между Б-гом и сынами Израиля.