Фрагменты из книги Зогар | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Фрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. Гнозис
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Фрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. Гнозис

Фрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. Гнозис

Фрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. Гнозис
Автор: Кравцов, М.
Переводчик:
ISBN: 5-7333-0443-X
Издатель: Гнозис
Год издания: 1994

Книга Зо́ар (Се́фер Зо́hар, «Книга Сияния») — из многовекового наследия каббалистической литературы — это основная и самая известная книга. Написана в XIII веке н. э. Эта книга была написана каббалистом РаШБИ (Раби Шимон Бар-Йохай) в II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Рабби Акива, учитель Рашби, сказал об этом: "Взошла звезда от Яакова".

Книга "Зоар", написанная на арамейском языке, описывает разговор РАШБИ с его учениками на философские темы: устройство и сотворение мироздания, кругооборот душ, Тора, будущее человечества, отношения Бога и человека. Каббалисты считают, что Книга Зоар обладает уникальной возможностью положительного влияния на судьбу каждого читателя.

Текст Зогара состоит из отдельных отрывков, часто ни сюжетно, ни логически не связанных друг с другом. Тем не менее, Зогар — это цельное произведение, обладающее смысловым и стилистическим единством. Все отрывки спаяны между собой общей экспрессией языковой ритмики, упоминанием одних и тех же персонажей, а также тем, что содержательно привязаны к тексту Пятикнижия, являясь его толкованием.

Те отрывки, которые вошли в эту книгу переводов, подобраны и расположены так, что составляют некое единство, соответствующее смысловому единству Зогара. Они складываются в композицию, которую условно можно назвать жизнеописанием главного действующего лица Зогара— раби Шимона бен Йохая. При этом в них идет речь практически о всех аспектах, рассмотрением которых занят Зогар.

Такой порядок расположения отрывков, отличный от традиционного, я считаю первым шагом к литературной критике Зогара: есть все основания предполагать, что принятая композиция Зогара не является единственно возможной. Современный кодекс Зогара сложился почти случайно — об этом свидетельствуют и большое число добавлений к основному тексту в конце томов, и последовательность в привязке толкований к разделам Пятикнижия, и разобщенность отрывков, содержательно связанных между собой, и существование такой книги как Зогар Хадаш, в которую попали отрывки, не вошедшие в состав основного кодекса. И, быть может, приложив старания, удастся прочесть Зогар по-новому: как мистическую поэму, имеющую внутренний сюжет, повествующий о восхождении духа от глубоких тайн бытия к глубочайшим. Мне кажется, что даже данная книга переводов показывает, как утончается рассмотрение каббалистических аспектов от отрывка к отрывку.

Посмотреть внутри

Содержание

От переводчика
М. А. Кравцов

Раби Шимон в Талмуде и Мидрашим
«ЗОГАР»
В пещере
Раби Шимон выходит из пещеры
Сотворение человека
Выход из Египта
О Молитве
Жертва бедного
Раби Хия перед раби Шимоном
Плач и радость
Изгнание Ангела-разрушителя
Душа
Воскрешение мертвых
Обновление слов Торы
Деревья раби Пинхаса
Жертвоприношения
Заступничество
Рав Гемнуна Саба
Величие раби Шимона
Ночь праздника Шевуот
Раби Шимон в Вавилоне
Сочетание с Шехиной
Хвала раби Шимону
Вышние цвета
Болезнь раби Шимона
Праведник
Тайна нечистоты
Начало Идры Рабы
Конец Идры Рабы
Ангел смерти
Начало Идры Зуты
Конец Идры Зуты
Видения раби Йегуды
В Небесном Училище

Приложения
М. А. Кравцов
Книга о Праведнике
М А. Кравцов
Каббалистический очерк и комментарии
Несколько предварительных слов и каббалистический очерк
Очерки и комментарии к фрагментам: см. выше
М. А. Кравцов
Справочный аппарат
Список библейских имен и географических названий, упоминаемых в книге
Книги еврейского канона Библии
Словарь терминов, не объясненных в статьях и примечаниях
Список трактатов Талмуда, упоминаемых в книге
Список Мидращим, упоминаемых в книге

Фрагмент из книги:

ПЛАЧ И РАДОСТЬ
(ЗОГАР 3, 74а-75а)

Раби Эльазар сидел перед своим отцом. Сказал ему:
— Если заступник отыщется в мире, то в Госпоже он. Если обвинитель отыщется в мире — то и он в Госпоже. Отчего так?
Сказал ему:
— Это подобно царю, у которого был сын от госпожи. Все то время, пока сын послушен воле царя, царь пребывает возле госпожи. А если он непокорен воле царя, то царь покидает госпожу. Так же Святой, благословен Он, и Община Исраэля. Все то время, когда сыны Исраэля выполняют волю Святого, благословен Он, — Святой, благословен Он, пребывает среди Общины Исраэля. А когда они не исполняют воли Святого, благословен Он, тогда Святой, благословен Он, не располагается среди Общины Исраэля. В чем смысл этого? В том, что Исраэль— это первенец Святого, благословен Он, как написано:
Сын Мой, первенец Мой Исраэль. А Мать — это Община Исраэля, как написано:
И не покидай Торы матери твоей.

Приди, взгляни. Все то время, когда сыны Исраэля вдали от чертога Царя, Госпожа как бы удалена вместе с ними. В чем смысл этого? В том, что Госпожа не отмеряет заранее степень наказания этому сыну, дабы шел он по прямой дороге. Поскольку Царь никогда не наказывает своего сына, а все оставляет в руках Госпожи, чтобы Она управляла чертогом и наказывала своего сына и вела его по истинному пути навстречу Царю. И тайна этого в написанном:

Слова Аемуэля-царя: прорицание, которым его поучала его мать.
Его мать — это Бат Шева, и об этом говорилось. Написано:

Притчи Шеломо. Сын мудрый — радуется отец, а сын глупый — огорчена его мать.
Именно огорчена его мать. Смотри, что написано: сын мудрый — радуется отец. Пока этот сын идет прямой дорогой и он мудр — радуется отец. Это о святом Царе, который наверху, сказано просто— отец. Если же сын находится на неверной дороге, что написано? А сын глупый — огорчена его мать. Это Община Исраэля. И о тайне этого написано: И за грехи ваши отослана ваша мать.

Приди, взгляни. Никогда так не радовался Святой, благословен Он, как в тот день, когда достиг Шеломо мудрости и произнес Песнь Песней. Тогда воссиял лик Госпожи и пришел Царь, чтобы возле Нее основать свою обитель. И об этом сказано:
И возросла  мудрость Шеломо и т. д.

Что значит: И возросла? Увеличилась красота Госпожи, и ступень Ее вознеслась над всеми остальными ступенями. Ибо Царь основал в Ней свою обитель. И из-за чего все это? Из-за того, что произвела Она на свет этого мудрого сына. И, породив Шеломо, она произвела на свет весь Исраэль, и все они пребывали на тех же высших ступенях блаженства, как и Шеломо. Ибо Святой, благословен Он, радовался им, а они радовались Ему. И в тот день, когда заложил Шеломо основу для дольнего Храма, обустроила Госпожа Храм для Царя. И вместе основали обители свои, и сиял Ее лик полноценной радостью. Тогда все пребывало в радости— вышнее и нижнее. И из-за чего это?

Фрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. Гнозис
Фрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. ГнозисФрагменты из книги Зогар. Кравцов, М.. Гнозис