Законы седьмого года | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Законы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель Йерушалаим
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Законы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель Йерушалаим

Законы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель Йерушалаим

Законы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель Йерушалаим
Автор: Левинов, М.; Пятигорский, Р.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Дегель Йерушалаим
Год издания: 1993

малый формат

Созданный для распространения знаний еврейского закона среди религиозной молодежи, Фонд культуры "Дегель Йерушалаим" семь лет назад, накануне предыдущего субботнего года (1986/87), принял решение — с согласия и одобрения величайших авторитетов нашего поколения — издать книгу, в которой в краткой и доступной для всех форме были бы изложены законы шмиты. Такая книга, понятная ученикам еврейских школ и религиозным подросткам, должна помочь распространению знаний законов шмиты во всех слоях еврейского народа. С Б-жъей помощью нам удалось выпустить книгу "Законы шмиты", составленную равом Моше Меиром Айзлером и равом Йосефом Эфрати. Законы, приведенные в книге, опираются на постановления раввина Хазон-Иш и других величайших законоучителей. В целом книга была с энтузиазмом принята всеми, кто изучает еврейский закон. Со временем она стала базовым учебником во всех религиозных учебных заведениях и обязательным пособием при изучении законов шмиты во многих еврейских домах как в Израиле, так и за его пределами. Многие специалисты по еврейскому закону, людиученые и образованные, нашли, что эта книга во многом полезна и им.

Шмита — седьмой год, а все седьмое прекрасно: Праведник Ханох родился в седьмом поколении начиная с Адама, первого  человека  (Адам, Шет,  Энош,  Кейнан, Маалалэль, Еред, Ханох); о нем сказано: "И ходил Hoax с Г-сподом..." (Берешит 5).
Пророк Моше родился в седьмом поколении начиная с Авраама, нашего праотца (Авраам, Ицхак, Яаков, Леей, Кеат, Амрам, Моше): "Моше взошел к Б-гу" (Шмот 19).
Среди дней недели самый прекрасный — Суббота: "И благословил Б-г седьмой день" (Берешит 2).
Среди семи лет семилетнего цикла последний — шмита: "А в седьмой год дай ей отдых" (Шмот 23).
Среди субботних годов: "И освятите пятидесятый год" (юбилейный год следует за седьмой шмитой) (Ваикра 25).
(Мидраш Раба)

ТРИ ЗНАЧЕНИЯ ЗАПОВЕДИ СУББОТНЕГО ГОДА

Всевышний — Властелин мира
Заповедь субботнего года призвана научить нас (и напомнить), что "Шесть дней творил Г-сподь небо и землю, а в седьмой отдыхал" (т.е. ничего не творил). Поэтому на нас возложена обязанность отсчитывать шесть рабочих лет и отдыхать в седьмой год, подобно тому как мы отсчитываем шесть рабочих дней и отдыхаем в седьмой — в Субботу. Причем Всевышний повелел нам не только не обрабатывать землю, но и отказаться от всех плодов, выросших в этом году, — чтобы мы не забывали, что земля дает плоды не сама по себе, что над нею и над теми, кто ею владеют, есть Властелин, по желанию Которого люди отказываются от прав владения на землю.
(Хинух 84)

Помошь бедным
Заповедь субботнего года прививает людям добрые качества, в частности — учит щедрости, потому что по-настоящему щедр только тот, кто дает бескорыстно, не надеясь получить что-либо взамен. Творец желает, чтобы Его творения были милостивыми (и милосердными), ибо это одно из самых прекрасных качеств. Воздавая благо другим, человек становится достойным получить благо в награду; как сказано: "Благо и благословение даются достойным, а не наоборот..." Конечно, Всевышний может и Сам послать бедному все необходимое, но Он, по Своей великой милости, дает нам возможность стать Его посланцами, чтобы удостоиться награды из Его рук.
(Хинух 66 и 84)

Уверенность во Всевышнем
И еще одну пользу приносит заповедь субботнего года тем, кто ее соблюдают: человек укрепляется в уверенности, что Всевышний поддержит его. Ибо всякий, кто отказывается от своего урожая, от всех плодов, которые земля его предков дает из года в год, избегнет скверных качеств характера, и во все дни своей жизни будет уверен в милости Всевышнего, — и он, и вся его семья.                                                                     (Хинух 84)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Часть 1. Работы субботнего года
Гл.1 Субботний год
Гл.2 Канун субботнего года
Гл.З Работы, запрещенные в субботний год. Введение
Гл.4 Запреты Торы. Общие правила
Гл.5 Запреты мудрецов. Общие правила
Гл.6 Сев
Гл.7 Пахота
Гл.8 Подрезка деревьев
Гл.9 Сбор урожая
Гл.10 Орошение
Гл.11 Уход за декоративными садами
Гл.12 Растения в горшках. Комнатные растения
Часть 2. Урожай субботнего года Гл.13 Плоды седьмого года и связанные с ними заповеди
Гл.14 Отказ от владения урожаем седьмого года
Гл.15 Самосевки ("сфихин")
Гл.16 Использование плодов. Запрет их уничтожать
Гл.17 Торговля продуктами урожая седьмого года
Гл.18 Покупка фруктов и овощей седьмого года
Гл.19 Цветы седьмого года
Гл.20 Имущество бейт-дина
Гл.21 Заповедь "биура"
Гл.22 Охраняемое и обрабатываемое поле
Гл.23 Десятины субботнего года
Гл.24 Нарушитель законов седьмого года
Гл.25 После субботнего года
Гл.26 "Четыре вида" в субботний год
Гл.27 Законы субботнего года для проживающих за границей
Часть 3. Отмена долгов
Гл.28 Отмена долгов
Гл.29 Законы отмены долгов
Гл.30 "Прозбол"
Гл.31 Законы "прозбола"
Послесловие рава Ицхака Зильбера
Приложение. Таблицы дат:
"Святость шмиты" и "Сфихин"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прекращение обработки земли
"Шесть лет засевай землю и собирай с нее урожай, а в седьмой год дай ей отдых, оставь ее. И будут кормиться неимущие твоего народа, а то, что останется, пусть съедят полевые звери. Так же поступи со своим виноградником и со своим оливковым садом". (Шмот 23, 10-11)
"Обратись к сынам Израиля и скажи им: Когда войдете в страну, которую Я даю вам, пусть отдыхает земля Субботним (годом ради) Г-спода. Шесть лет засевай свое поле и шесть лет подрезай свой виноградник и собирай урожай. А в седьмой год будет отдых земле, отдых, посвященный Г-споду, — свое поле не засевай, свой виноградник не подрезай. То, что само вырастет на твоем поле, не жни, винограда не собирай, — год отдыха будет земле. И будет (то, что выросло в год) отдыха на земле — в пищу вам, а также твоему рабу и твоей рабыне, и твоему наемному работнику, и пришельцу. Твоей скотине и зверям твоей страны да будет весь урожай в пищу". (Ваик-ра 25, 2-7)

Отмена долгов
"А в конце семи лет сделай отмену (долгов). Вот что такое отмена: всякий заимодавец, который дал в долг своему ближнему, да не будет требовать долга со своего ближнего, со своего брата, ибо провозглашена отмена долгов ради Г-спода. С инородца можешь взимать, а от того, что причитается тебе с твоего брата, убери руки". (Дварим 15, 1-3)

Заповедь субботнего года представляет собой два требования: прекращение обработки земли и отмена долгов.
Обрабатывать землю в седьмой год запрещено Торой только в Стране Израиля, тогда как заповедь отмены долгов должна выполняться евреями не только в Святой Земле, но и в других странах.

С  какого  года  евреи  начали  исполнять  заповеди
субботнего голи
Когда евреи впервые вошли в Страну Израиля, они не сразу начали отсчитывать семилетия "шмиты" ("шмита" на иврите — седьмой, субботний год), а только спустя 14 лет — после того как они завоевали всю страну и разделили ее между коленами. Итак, лишь спустя 21 год после входа в Землю Израиля был объявлен первый субботний год.

Как считают семилетия
После первого субботнего года евреи отсчитали шесть лет и следующий год, седьмой, объявили субботним. Таких семилетних циклов было отсчитано ровно семь. После седьмой шмиты наступил юбилейный год ("юбилей", на иврите "йовель") -- в соответствии со сказанным в книге Ваикра (25, 8): "Отсчитай себе семь субботних лет — семь раз по семь лет. И составят тебе семь субботних лет — 49 лет". Далее сказано: "И освятите пятидесятый год... Он будет вам юбилейным... Пятидесятый год будет юбилейным для вас..."

Юбилейный год в наше время
По закону Торы юбилейный год соблюдается, когда все евреи живут в Земле Израиля; как сказано (Ваикра 25, 10): "И объявите свободу в стране для всех ее жителей". Из этого стиха
наши благословенной памяти мудрецы учат, что юбилейный год отмечается только в том случае, когда все колена находятся в Стране. Поэтому, когда началось изгнание (считая с момента изгнания заиорданских колен Реувена, Гада и половины колена Менаше), счет юбилеям был отменен. (Орхин 326; Рамбам "Законы Шмиты и Йовеля", 10)

Из Вавилонского плена вернулись не все колена, поэтому заповеди юбилейного года не исполнялись. Более того, юбилейные года вовсе не отсчитывались. Просто каждый седьмой год объявляли субботним. (Тосафот Авода Зара 96; Рамбам там же)

Субботние годы в наше время
Спор о том, является ли шмита в наше время (после того как отменены юбилейные годы) законом Торы или постановлением мудрецов, восходит уже к Талмуду. Некоторые мудрецы считают, что Тора требует соблюдения законов субботнего года в любое время, в том числе и в наше, но Рабби с этим мнением не согласен. Он считает, что, поскольку Тора, говоря о субботнем годе и о годе юбилейном, связывает эти темы друг с другом, то после отмены юбилеев автоматически отменены и субботние годы, поэтому в наше время они соблюдаются только по постановлению законоучителей. Большинство раввинов согласны с мнением Рабби, поэтому — по большинству мнений — принято считать, что шмита в наше время соблюдается по установлению законоучителей, а не Торы.

У мудрецов была причина не вводить закон об обязательном соблюдении юбилейного года, поскольку заранее известно, что большая часть народа не сможет не обрабатывать землю два года подряд (субботний и следующий за ним юбилейный).

Такое постановление было бы не по силам большей части народа (а мудрецы никогда не делают постановлений, если они не по силам большинству).

Что касается закона отмены долгов, то они исполняются еврейским народом по постановлению мудрецов, которые решили: несмотря на то что в наше время Тора не требует его соблюдения, надо сделать так, чтобы закон Торы об отмене долгов не забылся в Израиле.

Рав Йосеф Дов Леви Соловейчик в своей книге "Бейт Леей" пишет: "Хотя законы шмиты в наше время соблюдаются только по постановлению мудрецов, все равно чаконом Торы на нас возложена обязанность придерживаться их. Почему? Потому что, когда возвращались евреи в Сион (из первого, вавилонского, пленения) в дни пророка Нехемии, приняли главы народа клятву — во всех поколениях соблюдать земельные и денежные законы субботнего года. Об этом написано у пророка: "Объявляем и даем клятву следовать Учению Б-га... — оставлять (землю) в седьмой год и прощать долги" (Нехемия 14). Поэтому, хотя шмита в наши дни это закон мудрецов, требование исполнять данную клятву — закон Торы".

ЧАСТЬ 1
РАБОТЫ СУББОТНЕГО ГОДА


Заповедь воздерживаться от обработки земли в седьмой год дана нам, чтобы мы укрепились в знании, что "Г-споду принадлежит земля и все, что на ней". Всевышний, создав землю из ничего, непрерывно поддерживает ее существование. Имея абсолютную власть над всем, Он повелевает: "Пусть отдыхает земля Субботним (годом ради) Г-спода", и приказывает нам отказаться от своих прав на тот урожай, который вырастет сам. Земля ежегодно дает нам плоды не в силу собственных свойств, а потому что над нею и над ее владельцами есть Властелин, Который желает и заповедует, чтобы мы отказались от прав владения на землю. В седьмой год все оставлено по указу Царя, ибо Всевышний лишил нас права сеять.

"Тогда возместит земля свои Субботы", Он как бы говорит нам: Я заповедал вам, чтобы вы, сея шесть лет, на седьмой давали отдых земле, чтобы знали, что земля принадлежит Мне. Но вы так не поступали, за что были изгнаны с нее. Сказано: "И тогда восполнит земля свои Субботы"— т.е. изгнание исправит то, что вы испортили, пренебрегая заповедью шмиты. Если вы не согласны с тем, что земля принадлежит Мне, если работаете на ней в субботний год и считаете выросший урожай своим, если вы продаете его, — Я покажу вам, что земля действительно принадлежит Мне. Изгоню вас с нее и не дам вам вернуться. И лишь когда поймете это, верну вас.

Благословен Г-сподь за то, что в наше время есть праведники, которые соблюдают законы субботнего года. Да будут те, кто обрабатывают землю (в остальные годы) в страхе перед Г-сподом, благословены Всевышним, Властителем земли. (Из книги "Хазон Иехезкиэль " рава Иехезкиэля Аврамского)

ГЛАВА 1
СУББОТНИЙ ГОД


1.  Рамбам писал: "Правильный счет годов шмиты известен главам Вавилонских академий и жителям Земли Израиля".

Ближайший для нас субботний год — 5754 (начинается в сентябре 1993 по принятому летоисчислению), а следующий за ним — 5761.

2.  Определить, является ли год субботним, очень просто. Если номер года (считая от Сотворения мира) делится на семь без остатка, то год — субботний. Остаток при делении на семь, отличный от нуля, дает нам номер года в семилетнем цикле.

Например: Если разделить 5753 на семь, то получится 821 и 6 в остатке. Т.е. год 5753-й от Сотворения мира (1992-1993) является шестым годом своего семилетия.

3.   Приведенное в предыдущем пункте правило дано для запоминания. Надо только иметь в виду, что субботние годы на практике отсчитываются не от Сотворения мира, а с тех пор как евреи, войдя в Святую Землю и завоевав ее. разделили Эрец Исраэль между коленами.

4.   По мнению большинства авторитетов, в наше время заповедь соблюдать законы шмиты имеет силу только согласно постановлению законоучителей.

5.   Субботний год начинается с наступлением 1-го числа лунного месяца тишрей и завершается на исходе 29-ого числа месяца элуль.

6.  В начале субботнего года во время освящения праздника Рош-Ашана над бокалом вина (в момент произнесения "кидуша") следует иметь в виду, что освящается не только сам праздник, но и начало исполнения заповедей субботнего года.

Законы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель Йерушалаим
Законы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель ЙерушалаимЗаконы седьмого года. Левинов, М.; Пятигорский, Р.. Дегель Йерушалаим